Зарина и Томирис бриллианты сакской эпохи Степи

                "Природа создала меня женщиной, а я
                сравняла себя подвигами с
                храбрейшими из мужей.
                Я заставляла реки течь по воле моей.
                И не смотря на столько дел,умела я
                находить досуг для любви и для друзей.
                Семирамида

 У кочевой цивилизации было особое отношение к женщине.На первый взгляд казалось,что они дискриминированы в правах по сравнению с мужчинами.На самом деле сформировался такой тип отношений, при котором были чётко разграничены функции членов сообщества. Роль женщины в кочевом сообществе была неизмеримо велика и почитаема, этот культ до сих пор сохранился у казахов, хотя современный мир с его глобализацией наложил свой отпечаток на древние обычаи и традиции наших предков.Особенно сильное воздействие оказывал и оказывает религиозный фактор,даже по сравнению с "комунистическим фактором", поскольку на современном этапе, особенно в среде молодёжи распостраняется замена традиционных ценностей, постулатами арабской (через ислам) этнической обрядности и повседневной жизненной практики, часто приобретая характер определённого "мракобесия". Когда отрицаются не только традиции и обычаи предков, но и современные достижения цивилизации. Но это тема отдельного разговора. У нас в истории множество собственных примеров, которыми мы можем гордиться, знание которых поможет молодёжи противостоять воинствующему невежеству.Уникальное место в истории кочевого сообщества занимают две женщины, две царицы Зарина и Томирис. Образы этих величественных женщин,их красота и нравственная чистота со временем обрели героический ореол и непереходимое значение.Это был период господства в наших степях саков, известных в античной истории как скифы,период первого тысячилетия  до нашей эры.Царица Зарина правила в период, когда в древнем мире господствовали мидийские цари.
Она удостоилась огромной почести за свои деяния,её подданные воздвигли в честь неё огромную пирамиду, на вершине которой установили золотую статую. Таких почестей не удостаивался не один её предок. Древний историк Ктезий писал:"Над саками в то время правила Зарина,жнщина воинственная и далеко превосходящая смелостью и деловыми способностями всех прочих женщин. Зарина же всех превосходила, дивила как предприимчивостью, так и удачей в своих действиях. Варваров соседних, которые возгордясь хотели подчинить себе саков, покорила она силой оружия, значительную часть страны привела в возделанный вид,немало городов выстроила и вообще всему народу создала счастливую жизнь." Один небольшой факт из жизни царицы Зарины,дошедший до нас, по моему мнению характерезует её как женщину,как человека с высокими нравственными принципами и говорит о ней многое.В одном сражении против мидийцев Зарина потерпела поражение и пленённая была обречена на казнь. Но мидянин Стриангей, очарованный её красотой, сохранил ей жизнь и даровал свободу.Позже Стриангей был пленён её мужем царём Парфии Мермером, царица попросила мужа о пощаде для Стриангея, но получила отказ, оскорбивший её честь и достоинство.Царица выступила против мужа, Парфию отвоёванную когда то у Мидии вернула и заключила союз с ними.Стриангей готов был ради любви на всё,отречься от всего, от государства, лишь бы Зарина была с ним.Но Зарина хоть и страстно полюбила его, предостерегала от подобных решений и удерживала от соблазна плотского "....следует быть крепким духом не только в бою против врага, но и против подобных вожделений ради минутного наслаждения." К сожалению до нас не дошли рукописи о дальнейшей судьбе и мы не знаем как закончилась история их любви, но поступок царицы говорит сам за себя.
Более известна широкому кругу читателей, другая сакская царица Томирис.Благодаря исследованию учённых, многочиленным художественным произведениям, фильмам.Рукописных источников которые дошли до нас мало, тем не менее имя Томирис на слуху, "от мала до велика." Томирис жила приблизительно в 570-520 годах до нашей эры. В период когда великий царь ПЕрсии Кир завоевал государстваЛидию, маргиану,Вавилон, Финикию, чтобы обезопасить свои границы он пошёл походом на саков. Пройдя подвластную сакам Согду, подошёл Кк реке Сырдарья. В сакскую конфедерацию входили племена массагетов, дахов, сарматов, аланов, тиграхаудов.Некоторые учёные склонны считать, что Томирис была женой знаменитого сакского царя Ер Тонга (Афросиаба по персидским источникам), который объединил сакские племена, завоевал Согду и построил город Афросиаб(в районе Самарканда). Ер Тонга (Афросиаб)выдающеяся историческая личность, правитель Турана, батыр.Его государство простиралось От реки Амударья до Енисея, имела несколько столиц Пайкент, Баласагун, Рамитан. Многие учёные высказывают мысль, что Томирис стала править после его смерти. В XII веке Махмут Кашгари в своём труде "Дивани лугат ат турк" посвятил Афросиабу "Плач о могучем Ер Тонга"(Алып Ер Тонганы жоктау".Известно, что великий Кир предложил Томирис стать его женой,а саков принять подданство, на что получил достойный царицы ответ: "Если бы речь шла только обо мне, то я бы согласилась. Но когда решается судьба моего народа, я не могу принять твоего предложения".Какие ещё ориентиры нужно искать нашей молодёжи, перед ними образы которые не исчезли в веках и достойны почитания и ныне. Я бы мог приводить сотни, тысячи примеров одухотворённых личностей из истории своего народа, которые должны вести нас. Не ищите идеалы на стороне, умейте взглянуть истории и правде в глаза, не отказывайтесь от того, что дали нам наши предки, не создавайте себе идолов и на основе их веры, жизнеописаний, морали, традиций не отказывайтесь от своих корней. Величие царицы Томирис было не только в ней, её благородство и героизм в полной мере проявил и сын Спаргапис. Будучи пленённым Киром, он отказался стать сатрапом Сакии.Попросил, чтобы его не держали связанным и воспользовавшись моментом умертвил себя.Перс Кир не понимал этого, он просто мыслил по другому, сак выбрал смерть и честь, там где большинство выбрало бы жизнь и позор. Он был уверен в этом и потому, велел развязать Спаргаписа. благородство и честь - эти понятия были неотемлимой частью менталитета, двигателем их поступков, их жизнью. Странные чувства испытываешь читая историческую литературу, изучая образы правителей, батыров, биев, поэтов, сказителей, мудрецов. В тяжелейшие годы своей истории, народ выводит на авансцену личности способные именно в критические моменты истории, повести за собой людей и спасти свой народ от прабощения или от физического уничтожения. В современном мире для нас небольшого народа, занимающего огромные территории непереходящее значение имеют великие имена наших предков, которые способны в периоды массового информационного потока не дать угаснуть духу народа, его нравственным ориентирам, скреплять его волю и стремление самим решать свою судьбу.

 
   


Рецензии