Дорогой и любимый Кавказ

Прозрение. "Я читаю чужие мысли", - пробормотала она, очнувшись от сна. Нельзя сказать, что это стало для неё открытием, но так четко она осознала этот феномен только теперь, увидев во сне обоих родителей.  Самым примечательным в данном прозрении был не сам факт чтения мыслей, а то, что она принимала и декодировала на бессознательном уровне сигналы умерших, в то время как её телепатические контакты с живыми всегда были эпизодическими, и распознавание посылов затруднялось присутствием эмоций и чувств. Имело ли значение время сновидений, посетивших её в ночь с тридцать первого октября-листопада на первое ноября-грудня?  Возможно. По преданиям, до наступления нашей эры друиды собирали светлые души всех умерших за год, чтобы в эту ночь представить их Духу Тьмы, который распахивал перед ними врата Царства Мёртвых. Древние кельты советовали помянуть в Самайн всех, кто уже умер и отдал свои плоды миру, и наслаждаться каждой минутой, пока вы живы. У славян же на переломе сезонов Велесова ночь – это ночь великой силы, когда истончаются границы между мирами, когда духи наших предков и тех, что будут жить после нас, предстают неотъемлемым целым вместе с умирающим и обновляющимся миром, со стихиями и их мощью. У мусульман, напротив, не принято посещать кладбище в тёмное время суток, женщинам запрещено присутствовать на похоронах, а духам умерших являть себя живущим. Что касается христиан, они поклоняются мёртвым праведникам в надежде, что те примут на себя их прижизненные грехи, ради призрачной надежды воскресения в Царствии Небесном. И лишь во сне нам может приоткрыть себя правда о перетекании энергии между различными типами материй, которую необходимо запечатлеть и передать потомкам, чтобы те не губили себя и окружающий мир всеразрушающим неведением.

Она и прежде грезила – в детстве, не зная механизма работы волшебных сновидений, в юности, интуитивно фиксируя в общей тетради захваченные ночью сцены и образы. Время от времени ей удавалось их контролировать и вызывать повтор и продолжение интригующего сна, «как в кино», и тогда появлялось ощущение «deja vu», а пробуждение сулило новые впечатления от увиденного и услышанного. Управление сном – это сродни искусству ворожбы. Лучше всего это удаётся в такие ночи, которые считаются особенными в культурах разных народов. Даже в наш век развитых информационных технологий большинство людей не обладает глубокими знаниями в области природы Яви и Нави, как бы мы их ни называли. У нас часто бывает так – сначала все дружно кидаются отмечать заморский праздник, а затем, опомнившись, принимаются его ругать, как чужой и непонятный Hallowe'en, канун дня всех святых в англоговорящих странах. Мусульмане вообще категорически не признают его, так как он связан с ритуалами мертвых и умерших людей, с поклонением сверхъестественным силам, которые символизируют начало года у друидов как последователей языческого представления о мире. Последние считали, что в этот день тёмные души, заплутавшие во мраке, приходят в дома людей. Вот, именно в такую ночь ей дали ключ к познанию того, что волновало все эти годы, и пояснение смысла многолетних поисков. Теперь она сознательно призывала всех умерших членов семьи явиться во сне и помочь извлечь из архива важную информацию. Для чего? Мы живём до тех пор, пока жива память о нас.

Как часто вы обращаетесь к воспоминаниям детства ради осмысления событий текущей взрослой жизни? Иногда? Редко? Никогда? Между тем, именно детские ассоциации несут в себе наиболее полную и правдивую информацию о вашей истории как части всемирной. Но дети не умеют анализировать, зато они подмечают такие детали, которые ускользают от представителей старших поколений. А ещё чистые души детей  не ведают запретов, и им дозволено парить в таких мирах, куда взрослые смертные боятся заглянуть даже во сне. На протяжении тысячелетий тёмные люди выстраивали фортификационные сооружения из табу и предрассудков, чтобы отрешиться от умерших и не подпустить их духов слишком близко, хотя на самом деле призраки и фантомы существуют бок о бок с нами. Так, в исламе, если женщина имеет дело с мёртвыми, то по умолчанию считается, что она колдунья. И такое несправедливое мнение бытует не только в исламе. Тех, кто способен ощущать присутствие привидений, обзывают сатанистами и чернокнижниками, считают ведьмами и колдунами, или на худой конец присваивают титулы экстрасенсов и специалистов по сверхъестественным явлениям. На самом деле мы все обладаем связью с потусторонним миром, не зря ведь тянутся бесконечные цепочки паломников к местам, хранящим память, а кладбищенские камни именуют памятниками. Стоя у могил своих предков, по прошествии времени собственной жизни, некоторые индивиды всё же совершают для самих себя археологические открытия, вскрывая внезапно оголившиеся гробницы прошлого и раскапывая случайно всплывшие из небытия пласты воспоминаний, дабы зафиксировать их в семейных скрижалях.

Самые тесные узы связывают между собой, конечно же, членов семьи. Именно поэтому, в первую очередь, я веду разговор о семье: и о своей собственной, огромной, теряющейся истоками в глубине веков, и об этом понятии в целом, и потому от третьего лица. Какое счастье, что я родилась и живу в России, где по-прежнему в чести традиционные семейные ценности, а не гражданское партнёрство. Только у нас можно услышать наивную детскую мудрость: «Папа работает, а мама – красивая!», в ответ на вопрос дотошного журналиста: «Деточка, а кто твои папа и мама?». Надеюсь, что у нас никогда, слышите? – НИКОГДА! – не будут называть отца и мать «родителем №1» и «родителем №2»! А там, где докатились до этой низости, мерзости и пошлости, когда-нибудь прозреют и, опомнившись, повинятся перед своими ушедшими и живущими предками, склеят свои разорванные в клочья ауры, поставят заплаты на своём национальном самосознании, морали и мировоззрении, и законопатят бреши в семейных ковчегах.

Семья. Она родилась примерно полвека назад в семье с многонациональными и многокультурными традициями. Это называют смешанным браком везде, кроме её страны и малой родины, где на подобные условности уж сто лет как не обращают ни малейшего внимания. Такие браки заключаются здесь и на земле, и на небесах, и в каждом жилом квартале. Таким принципом руководствовались и соединяли судьбы её родители и дети. Более строго к выбору второй половины на всю оставшуюся жизнь, пока смерть не разлучит, подходили деды и бабки, но это было слишком давно и считается пережитком похороненного прошлого. Её поколение впервые задумалось над особенностями местной жизни не на переломе эпох, а чуть раньше, в период обратной, весьма неестественной с точки зрения философии научного коммунизма, смены экономической и политической формаций. Если хотите разобраться в истинном значении модного термина «толерантность», посетите этот южный регион и убедитесь в торжестве мирного сосуществования пяти миллионов индивидуальностей с десятками генотипов и сотнями фенотипов. И всё-таки различия между представителями разных этносов существуют, что придаёт региону особую самобытность и наделяет живущих в нём людей удивительными и неповторимыми качествами южан.

Возьмите, к примеру, армянскую семью, три поколения которой живут на нашей земле вдали от Армении. В четвёртом поколении непременно встречаются смешанные браки, хотя старики по-прежнему строго следят за соблюдением традиций, и хозяйка дома - это именно тот человек, от которого всегда зависит судьба её сыновей. Только она принимает решение по поводу женитьбы сына и выбирает для него избранницу самостоятельно. То же самое относится и к дочерям, которые не имеют права отказаться от женихов, выбранных матерью. Не к хозяину, а к хозяйке всегда обращались сваты, которые одаривали женщину подарками и просили руки ее дочери. Мальчики и девочки имеют экзотические имена, обладают узнаваемыми чертами внешности, держатся группами в учебных заведениях и подчёркивают самобытность стильными деталями одежды. При этом они чисто говорят по-русски, вставляя иногда армянские слова в свою речь только в семейном кругу, либо в компании таких же потомков армянского народа в четвёртом поколении.  Однако, как и прежде в Армении, родители оставляют в наследство свой дом только старшему сыну, который сам уже может решить, кто из братьев будет жить с ним под одной крышей. Как и везде в мире, армянская семья всегда соблюдает все правила гостеприимства, независимо от того, какое положение занимает гость. И вы непременно будете в восторге от предложенного обеда из блюд национальной кухни, типа хачапури, хаш, долма или аджаб-сандал.

Что за чудо казачья семья! Обрусевшие переселенцы из Запорожской Сечи свято чтут заветы предков в части преданности вере, царю и отечеству, хранят землю от ворогов, а регалии от бесчестья, воспитывают многочисленных детей в строгости и почтении к старости. В некоторых станицах в глубинке старики местами ещё «балакают», хотя этот южно-русский диалект всё больше отличается от новомодной «украиньськой мовы» и постепенно стирается за ненадобностью. Однако в уважаемых казачьих семьях вас непременно встретят расстегаями и варениками, поднесут чарку горилки, дадут закусить её салом и огурчиком, предложат охладиться хлебным квасом и «гарбузом», продемонстрируют крепкое хозяйство и коллекцию доблестного оружия, истопят баню и оставят на постой. Вместо «хорошо» и «нравится» вы услышите от хозяина «добре» и «любо», когда он делится с вами своими впечатлениями о богатом урожае зерновых или о речи министра сельского хозяйства во время встречи с президентом страны, а также когда его «жинка» ставит на стол очередные блюда с пылу с жару и запотевшие бутыли домашней самогонки. И пусть вас не смущают игривые искорки в глазах казачки – это лишь дань гостеприимству, не более. Женщины у казаков горячие и верные, как кони: в трудностях не покинут, от опасностей уберегут; и стреляют они не хуже мужей, и любят рискованней, чем Клеопатра, а кровей в них намешано – немерено!

На Кубани давно проживают и продолжают смешиваться много национальностей. Однако скажу, справедливости ради, что коренными жителями здесь являются адыги. Это - группа народов, говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы, или общее название единого народа в России и за рубежом, разделённого в своё время на адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Это и есть коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ставропольского и Краснодарского краёв. К чему это я? Да, к тому, что по матери она – адыгейка, по отцу – русская, но всё это весьма условно. Древняя религия шапсугов представляет собой язычество со стройной системой почитания богов, во главе которых стоял создатель всего сущего Бог Тха. Но на сегодняшний день подавляющее большинство адыгейцев и черкесов – мусульмане-сунниты, а часть моздокских черкесов и нальчикских кабардинцев – православные христиане. Крещёные черкесы встречаются и в Сирии, и в Иордании наряду с исповедующими ислам. А её почти русская бабушка тайком отнесла в храм с голубыми куполами и приобщила к православию в возрасте девяти месяцев от роду, как бы в пику адыгейским «сватам» и «безбожию» следующего поколения комсомольцев и коммунистов.

Впрочем, в адыгейской семье традиции схожи и с армянскими, и с русскими в том, что девочку растят до определённого возраста, чтобы потом отдать в семью мужа. Не видя в этом ничего плохого, она всё же сломала стереотипы и жила самостоятельно, хоть с мужем, хоть без. День за днём, год за годом она училась, трудилась, приобретала опыт, познавала жизнь, набивала шишки, получала удовольствия, томилась в неволе, наслаждалась свободой, испытывала разочарования, праздновала победы... Долго ли, коротко ли, как говорится в русских сказках, подошла она к этапу жизни, когда люди замечают седые волосы не только у родителей, но и у себя. Тут-то и стали посещать её видения с картинками из детства, подталкивая вспомнить что-то очень важное, способное помочь разобраться в себе и в других.

Дед света. Адыгейский дед появился на свет за пятилетку или две до начала двадцатого века и получил имя, которое в переводе с арабского означает «свет». Ко времени октябрьского переворота, столетие которого мы скромно отмечаем в 2017 году, он был уже взрослым потомком бжедугов и темиргоевцев, готовым жениться. Изменение общественно-политического строя способствовало осуществлению его планов, так как обязательный калым из непосильной обузы превратился в символическую традицию. Образование Адыгейской автономной области явилось крупнейшим событием в политической истории адыгейцев за все время их существования. Племенная разобщенность в прошлом, консервация феодально-патриархального строя и колониальный гнет прежде препятствовали национальной консолидации адыгейцев, условия для которой создала лишь победа Великой Октябрьской социалистической революции. В настоящее время племенное деление исчезло и сохранилось лишь в памяти населения, практически утратив свое значение. Революционные преобразования на юге России принесли много других преимуществ, которые были с благодарностью приняты подавляющим большинством национальных меньшинств. Благодаря упорному труду и образованию дед получил возможность работать на различных должностях в исполнительных органах советской власти до самой пенсии, и даже некоторое время после её назначения.

Жизнь народа в начале двадцатого века была сложной и тяжёлой – революция, гражданская война, лишения, голод; вследствие этого болезни приводили женщин на смертный одр в цветущем возрасте. Так случилось, что дед женился три раза и имел десять детей от трёх жён. В Великую Отечественную воевать ему не пришлось по возрасту и производственной брони. И семья ничуть не пострадала, так как оккупационная власть на 186 дней декларировала запрет коммунизма и атеизма и, напротив, анонсировала поддержку православной церкви и мусульман. В мирное время он построил семейный дом своими руками с помощью городских и аульских братьев и так же самоотверженно помогал всем членам огромной семьи, живущим в Краснодаре, Кошехабле и Козете. Не смотря на раскрепощение женщин Кавказа и уравнивание в правах с мужчинами, в семейном укладе по-прежнему главенствовал патриархат. Это означает, что дед содержал семью и поддерживал традиционные отношения с родственниками, а его жена занималась воспитанием детей и проводила время на кухне вместе с другими женщинами во время семейных праздников и скорбных мероприятий. Мужчина должен быть суровым и решительным в любых вопросах. Так он и поступал, если было необходимо выпороть кого-то из сыновей или дочерей за плохие оценки в школе. Или, скажем, предостеречь выросших сыновей от необдуманных поступков, или отругать жену за недостойное поведение взрослых дочерей. Все прочие заботы о доме и детях возлагались на хранительницу очага, как было принято в мусульманских семьях.

В советской стране религии не запрещали, но и не пропагандировали. Официально церковь отделена от государства и сейчас, а граждане вольны исповедовать всё, что им заблагорассудится, но только дома или в одобренных оккультных местах. На практике самым приветствуемым мировоззрением в СССР был атеизм. Тем не менее, в доме её адыгейского деда почитали ислам, не афишируя веру, а следуя заповедям. В целом это выражалось в строгом воспитании, праведном поведении и здоровом образе жизни, а молились только старики по всем правилам совершения намаза. Отношения с черкесскими родственниками поддерживали по законам шариата, но, безусловно, терпимо относились к родне и знакомцам других национальностей и конфессий. Учёба, работа, повседневная жизнь, телевидение, радио, пресса – всё на русском языке. Даже дома почти ни слова по-адыгейски, разве что с женой. Зато в аулах люди и по сей день более трепетно относятся к самобытной культуре и бережно соблюдают традиции, охотно говорят на собственных диалектах и учат языкам отпрысков древних родов. Ради сохранения национальной идентичности родители играют важную роль в судьбах детей и договариваются о будущих парах заранее, а чтобы подтолкнуть мальчиков и девочек к «правильному» выбору, дружат домами. Как бы там ни было, его пятеро сыновей взяли в жёны русских девушек, а дочери связали свои жизни с русскими парнями, выпорхнув из родительского дома, что было вполне в духе пятидесятых-шестидесятых и хрущёвской оттепели.

Она была первой внучкой после нескольких внуков, и дед против обыкновения любил проводить с ней редкие и короткие часы встреч, когда, придя с работы, заставал малышку в своём доме. С искренней радостью он приветствовал бегущую навстречу девочку словами «Ух, ты моя курносенькая!», подхватывал на руки и непременно усаживал на колени. После расспросов о её делах, дед доставал Священную книгу и читал вслух суры на арабском, а внучка затихала на десять минут и с интересом слушала, как будто понимая смысл поучений. Потом он ссаживал ребёнка на стул за своим рабочим столом и в качестве вознаграждения давал лист бумаги, карандаши и треугольную исполкомовскую печать для документов. Пока она была увлечена канцелярской работой, дед отправлялся с инспекцией по саду и дому, чтобы убедиться в идеальном порядке и готовности ужина. К обеденному столу девочку забирала тётя, самая младшая из сестёр её матери, и во время еды помогала, и после трапезы уводила в свою комнату, откуда сонного ребёнка забирали домой родители. Чем старше становилась внучка, тем меньше у неё было шансов пообщаться с адыгейским дедом, носившим усы щёточкой, как у Чарли Чаплина, и строго соблюдавшим предписания Корана. Неизменным оставалось только привычно ласковое обращение «моя курносенькая» после традиционного приветствия «Ас-саляму ‘алейкум».

Он прожил без малого сто лет и пролил мегаватты света на своих детей, внуков и правнуков. Его саманный дом с двумя печами ручной кладки, сарай с глубоким угольным подвалом и ухоженный виноградник снесли по плану реконструкции города почти в конце ХХ века. Наследники, которые были на тот момент прописаны на Старокубанской, получили компенсацию жильём или деньгами. На том месте построили автозаправочную станцию, а спустя годы там выросли высотки нового жилого микрорайона, и весь вид преобразился. Но каждый раз, проезжая перекрёсток с круговым движением, она видит свою картинку: одноэтажные белёные дома, крытые речным камышом; деревянные заборы с не запирающимися  калитками; густые фруктовые деревья, дающие хозяевам и тень, и плоды; козы, пасущиеся на огороженном сеткой пустыре над пожарным водоёмом, и редкие куры на грунтовой дороге между дворами, которым удалось сбежать из курятника, пока хозяйка собирала яйца. Дед света не посещает её сновидений. Согласно притче, Абдуллах ибн Амра, который был мученически убит в битве при Ухуде, обратился к Аллаху в смертный час: «О, Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!». На что Господь ответил так: «Возврата нет. Жизнь даётся только единожды. Однако я расскажу им о твоём пребывании здесь». И она знает, что смерть тихо приняла её деда в круг Вечности и Любви, где человек может наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в счастливой Вечной жизни.

Дед любви. Русский дедушка родился на Ставрополье в самом начале двадцатого века и получил самое русское имя, хотя терские казаки, как, впрочем, и другие, имели обыкновение привозить из военных кампаний жён иноземок и даже иноверок. Доподлинно известно, что одна из его бабушек или прабабушек была калмычкой, а карие глаза и чёрные, как смоль, кудри намекали на присутствие большего количества восточных кровей в генеалогическом древе. Природа Терской области Кавказской губернии была не столь гостеприимной, как чернозёмы Кубанской земли. «Степь да степь кругом» - печальные слова старинного романса очень точно передают пейзажи дедушкиного детства. Село Безопасное сулило защиту от бед, а станица Изобильная своим названием пыталась вселить надежду в безбедное существование станичников, но жизнь всё равно была тяжёлой и скудной. Мальчикам с десятилетнего возраста приходилось выполнять полноценные работы в хозяйстве родителей, либо батрачить у более зажиточных родственников или соседей. И этот труд вовсе не был похож на сельскохозяйственное воспитание в советских трудовых и пионерских лагерях, и ни в какое сравнение не шёл со студенческой поездкой в поле «на картошку» или аспирантским рейдом на овощную базу. По степи рыскали стаи голодных волков, нападая на домашний скот без разбору. Мальчишки, которые пасли отары овец на пригодных лугах в стороне от жилых мест, подвергались реальной опасности. Ковыль и перекати-поле были самыми узнаваемыми полевыми украшениями, а ночёвки у костра в «халабудах» – самыми впечатляющими и незабываемыми воспоминаниями.

И без того суровое детство сменилось революционным отрочеством и боевой юностью. Отряды белых и красных с переменным успехом гонялись друг за другом по бескрайним степным просторам Кавказского края. Никто не мог остаться в стороне, классовая борьба коснулась и казачества, и национальных меньшинств, и русских крестьян, и каждой семьи. Рушились идеалы целого народа, и его представители пополняли ряды «потерянного поколения». Как сделать правильный выбор и не попасть в жернова истории? Как построить светлое будущее на руинах старого мира? Как не согрешить в братоубийственной войне? Дедушка не любил вспоминать о тех жестоких и кровавых годах, но он очень любил свою первую внучку и подробно рассказывал ей историю своей жизни, окружавших его людей и страны. Он считал важной миссией и своим долгом донести до потомков правду. Так уж вышло, что его дети, дети войны, другой войны, не находили общего языка с поколением родителей под влиянием пропагандистского воздействия запада, считая их виновными в своих неудачах и скромности быта. Поэтому дед отдал всю свою любовь внучке и посвятил всего себя без остатка её воспитанию. Ему пришлось расстаться с намерением опубликовать книгу из-за элементарной неграмотности, хотя несколько папок с рукописными и машинописными экземплярами повести «Степной орёл» неоднократно побывали в различного уровня издательствах. Тремор рук и начальное образование «ликбеза» стали причиной того, что жена записывала его мысли под диктовку, а потом это передавали перепечатывать машинистке из организации ветеранов войны. Но редакторы всё равно отказали всем попыткам, так как стилистика и несоциалистический реализм не выдерживали никакой критики. Не умеющая читать внучка стала его слушателем, и дедушка вложил в её сознание, помимо воспоминаний, собственную мечту.

По рассказам деда, после окончания гражданской войны появилась возможность перебраться на Кубань по направлению на учёбу в «Нацкавшколу». Так называлось учебное заведение для кавказцев, которое до 1934 года находилось в Краснодаре, занимая здание бывшего Мариинского института. Коллективизация, голодомор, расказачивание, раскулачивание и создание семьи происходили в тесной связи друг с другом и с духом времени. Этот же дух времени закалял дух народа и каждого его представителя. Коммунистическая идеология и атеистическое мировоззрение не отменяли принципов порядочности, щепетильности в вопросах чести, и преданности семье, и её русский дедушка был крепок физически и морально, не имел вредных привычек, соблюдал посты, уважал семейные традиции, но в церковь не ходил и крестом себя не осенял. Недолгая мирная жизнь открыла новые перспективы жителям страны советов, и он воспользовался преимуществом рабоче-крестьянского происхождения, чтобы поступить в ремесленное училище. Грамотой дед не владел, зато хорошо работал руками и был талантливым самоучкой в механике, поэтому с желанием и готовностью освоил профессию шофёра. Самым распространённым видом транспорта в то время был гужевой, а автопарк города был настолько немногочисленным, что всех краснодарских шофёров одевали в униформу из кожаной куртки и кожаной кепки. Ну, и кожаные сапоги, само собой, под галифе. Вот такой престиж и профессиональный имидж!

Казалось, всё наладилось: семья, трое детишек, просторная комната в коммуналке, служебная машина, родственники жены в Пашковском со своим приусадебным хозяйством. И тут, как гром среди ясного июньского неба, Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов зачитывает обращение к гражданам Советского Союза: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории». Ещё почти год Краснодар жил по законам военного времени, но с призрачной надеждой, что враг не продвинется так глубоко на нашу территорию и не дойдёт до города. Её дедушка из ополчения отправился в действующую армию, не смотря на то, что ему было под сорок, чтобы защитить Родину, идеалы всех самостоятельных взрослых и каждого беззащитного ребёнка. В составе артиллерийского расчёта он участвовал в самых тяжёлых боях до звенящего зноем августа сорок второго. Жарким летним днём он был тяжело контужен и попал в плен. В тот же день германские оккупационные войска вошли в Краснодар по единственному уцелевшему мосту через реку Кубань.

Он очнулся в лагере для военнопленных, который впоследствии зловеще прославился на весь мир своей издевательской вывеской над главными воротами: “Arbeit macht frei”. Там начались его 996 дней в аду. Он не пытался выжить, прячась за чужими спинами, отказывался работать на врага, участвовал в сопротивлении, сидел в камере смертников за попытку побега, страдал от цинги, но вопреки здравому смыслу и физическим возможностям простого смертного встретил конец войны в эвакуированном вглубь Германии лагере для перемещённых лиц в компании военнопленных из европейских стран, когда англоязычные союзники освободили немецкий городок Оснабрюк. Именно этот факт стал препятствием для немедленного возвращения на родину. Можно объяснить правоту Сталина, объявившего, что у него нет военнопленных, а есть только предатели, идеологическими соображениями. Можно оправдать такое отношение тем, что слова советского главнокомандующего были вырваны из контекста. Можно даже предположить, что генералиссимус проявил прозорливость, дабы многочисленные противники социалистического строя не имели рычагов давления на страну, вырвавшую у запада ошеломляющую победу в очередной войне. Однако ничем не объяснишь человеку, прошедшему через суровые испытания и пережившему множество трагедий на ежедневной основе, как можно не пустить его домой, к семье, к истосковавшейся жене и подросшим без отца ребятишкам.

Его спасла великая любовь. Любовь к людям, к жизни, к отчизне. Но горечь всё-таки осталась. Дедушка доказал с помощью других бойцов сопротивления свою лояльность к советской власти и преданность родине. Но всю оставшуюся жизнь со злостью вспоминал эти жестокие слова дорогого Иосифа Виссарионовича. Его восстановили в партии и наградили звездой к памятной дате Великой Отечественной войны, дали отдельную квартиру и хорошую работу по любимой специальности. Но до конца своих дней он глубоко переживал испытанное разочарование в людях, которым прежде так искренне верил. Война – это зло, и у каждой «Великой» есть своё «потерянное поколение». Людям приходится не только восстанавливать хозяйство и промышленность, поднимать страну из руин и экономику, но и находить личные мотивы для продолжения жизни после пережитых несчастий и потерь. Дедушка их нашёл в огромном количестве и стал Дедом любви для детей, племянников и внуков. Лишь один раз она возразила Деду любви и поспорила с ним, когда тот нескладно сравнил волков с фашистами после прочтения газетной статьи «Волчья охота». Внучка настояла на пересмотре дедова вердикта, потому что волк – это животное, он убивает, чтобы питаться и продолжать свой род, то есть, ради жизни, а фашисты – это «нелюди», которые убивают ради смерти в чистом виде, поставив во главу угла порочные идеи гегемонии национализма. После смерти дедушка единожды явился к ней во сне, чтобы успокоить безутешных родственников. С тех пор она очень любит этот сон, не смотря на то, что он никогда не повторялся: луговые цветы окутывают нежным ароматом, пёстрый луг кажется ворсистым ковром в жёлто-багряных тонах, трава по колено не режет кожу, а ласкает, лазурное небо выгнулось над горизонтом, который приблизился до расстояния родного берега реки; и на этом берегу стоит сияющий дедушка в распахнутой косоворотке, пряча улыбку под чёрными «будёновскими» усами, и просит её передать бабушке, чтобы та не плакала, а терпеливо ждала своего часа, дабы увидеться с ним.

Бабушки-матушки. Женская доля мало отличается по смыслу и содержанию, будь то женщина русская, адыгейская, армянская, украинская, или любая другая по национальности. Прекрасные черкешенки, русские красавицы, малороссийские чаровницы и жгучие брюнетки востока испокон века покоряют сердца мужчин ради того, чтобы стать хранительницами своих семейных очагов и покровительницами будущих поколений родов. Не хватит всех страниц мировой литературы, чтобы запечатлеть их достоинства и раскрыть характеры. Не найдётся в полном количестве слов любого языка, чтобы выразить им благодарность и описать их значимость в жизни каждого ребёнка. Достаточно просто сказать, что каждый человек ходит по планете Земля благодаря женщине, подарившей жизнь ему или ей. Мы живем в эпоху глобализации и мировой интеграции, что неизменно приводит к сближению народов и культур и отражается в речевых парадигмах. В нашем родном языке, полном мудрости и противоречий, для описания образа «пожилой женщины» чаще всего используют два слова – старуха и бабушка. Причем первое слово несет в себе отпечаток старости и немощности, а второе всегда наполнено теплом и уютом. Образ бабушки для любого человека – это образ няни, заботящейся и оберегающей. Это образец абсолютной любви и самопожертвования.

Её русская бабушка получила имя, которое в греческом языке означает «чужеземка». Она часто пересказывала историю переселения их семьи из Сечи на Кубань. Согласно семейной летописи бабушкин прадед Репетун, между прочим, купец третьей гильдии, приехал из-за Азовского моря на нескольких телегах вместе со всем своим семейством. Запорожские казаки долго и много служили Российской Империи. Отпрыски различных уважаемых родов отправляли на ратные дела своих сыновей, которые сыскали немало славы для государства российского, в том числе в турецких войнах. Черноморское казачье войско было сформировано в ходе русско-турецкой войны в 1787 году из остатков разгромленной перед этим правительственными войсками Запорожской Сечи, а 30 июня 1792 года особой грамотой Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Черноморцам были подарены войсковое знамя и литавры, подтверждено право на собственные казачьи регалии (булаву, перначи) и войсковую печать. Казакам приписывалось охранять кубанские рубежи России. И потянулись обозы со счастливыми переселенцами из казаков и торговых людей (а куда же без них?) к новым местам. Пока обживались, купчиха Репетунья торговала на базаре петрушкой со своего огорода да рожала мужу детей каждый год, чтобы хозяйство было справным да ладным.

Более ста лет жили, не тужили, мужей в дозоры собирали, отцов харчами угощали, учились грамоте помаленьку, дочерей готовили себе на смену, внучек баловали до поры. Мы не вправе осуждать исторические явления, так как они имеют свою природу. И всё же Великая Октябрьская социалистическая революция возникла как бунт, и лишь впоследствии получила своё величественное название. Её бабушка к тому времени успела закончить четыре класса гимназии. Им повезло тогда, потому что большая семья не нуждалась в сторонних работниках и не привлекала батраков – своих рук хватало, как и ртов. Такие оравы не считались у большевиков классовыми врагами, даже раскулачивания удалось избежать, в то время как сотни казачьих семей были сосланы в Сибирь за белоказачество  и кулачество. Первая половина ХХ века бурлила событиями, как кипящий на огне котёл, про который замешкавшаяся хозяйка забыла на время прощания с хозяином перед долгой разлукой. Им с мужем хватило времени только на троих детей между двумя «Великими». И хоть история не терпит сослагательного наклонения, кто знает, было ли бы продолжение у этой истории, если бы Краснодар не освободили в феврале 1943 года, за сутки до исполнения приказа о ликвидации семей подпольщиков и красноармейцев, в котором была и их фамилия. Гитлеровцы превратили автомобили, верных помощников людей в мирное время, в адское орудие убийства, приводившее в трепет любого, кто завидел колесящую по городу «душегубку». Замученных женщин и детей свозили в Чистяковскую рощу и сбрасывали в ров. Теперь там мемориал и парк с любопытными белками.

Когда она родилась, декретный отпуск, положенный её матери по закону, продолжался всего два месяца. Бабушка безропотно приняла её младенцем не только потому, что она была первой внучкой, первой (и единственной) дочерью сына, и очередь на ясли не подошла, но и потому, что другого варианта развития событий в традиционной русской семье и быть не должно: работоспособные члены семьи добывают средства к существованию, а пожилые женщины растят детей. И никому бы в голову не пришло задумываться о жилищном вопросе! Она, будучи ребёнком, упорно пыталась называть бабушку мамой, а та терпеливо разъясняла разницу между степенями родства и старалась привить девчушке как можно больше полезных умений и навыков, таких как шитьё, вязание, вышивание, приготовление обеда для большой семьи чуть ли ни с восьми лет от роду и садоводство; учила читать на русском и украинском и рассказывала сказки перед сном, возила в детский сад, на дачу и в школу. Реалии советского детства проявились для неё в неожиданном подарке бабушки на шестнадцатилетние: в атмосфере секретности, спустя год после смерти мужа (дедушки) старуха передала внучке серебряный нательный крестик и миниатюрную икону Казанской Божьей Матери со словами «ты же наша!». Она понятия не имела, где бабушка хранила свои сокровища до того момента, но сразу поняла, какой смысл был вложен в те слова. Бабушка-матушка души не чаяла в ребёнке, которого растила с младенческих лет, и жутко ревновала к «свахе», пока та была жива. Оттого и пошла в православный храм вместе со своей старшей дочерью, чтобы крестить любимую внучку и не допустить обращения в ислам. Разве можно осуждать такое искреннее проявление чувств? Она заверила растроганную бабушку, что этот факт не опорочит её как комсомолку, так как никто об этом не знает и не узнает до поры.

Адыгейская бабушка оставила яркий, но короткий след в её воспоминаниях. Девочку привозили в родовой дом в основном летом и довольно редко. Она поначалу думала, что Кука – это какое-то ласкательное прозвище, чтобы ей было удобнее запомнить, но недавно из документов узнала, что так на самом деле звали её бабушку. Дни свиданий были похожи друг на друга, поэтому можно описать один типичный визит. Бабушка выносит из сарая керогаз (это такая маленькая конфорка, работающая на керосине), разжигает и отдаёт внучке приказания по-адыгейски принести помидоры с огорода, яйца из курятника, соль и хлеб из дома. Из перечисленных продуктов улыбающаяся Кука готовит омлет с помидорами и кормит ребёнка завтраком. Потом они вместе делают заготовки для приготовления обеда: собирают овощи и зелень, чистят и моют, щипают зарубленную курицу или петуха, Кука отправляет мясо в огромную кастрюлю, и, пока оно варится, нарезает остальные ингредиенты, сопровождая свои действия поучениями и пояснениями на ломаном русском или на адыгейском языке. Не спрашивайте, как они понимали друг друга. Наверное, на генетическом уровне. Так продолжалось года четыре. А потом у бабушки случился инсульт, её парализовало, и она онемела. Когда внучку привозили в дом и позволяли пройти в дальнюю комнату, где неподвижно лежала Кука, они часами общались без слов. По щекам бабушки, вовсе ещё не пожилой, текли слёзы, а девочка сидела рядом с кроватью на стуле и держала её за руку. Иногда она вставала, чтобы пройтись по комнате, фантазируя, разглядывала стеклянные и фарфоровые фигурки за стеклом серванта, смотрела в окошко на родственников во дворе и возвращалась к изголовью больной. Со стороны казалось, что они просто молчат, но между ними существовала связь, которую невозможно заметить. Ещё четыре года, и Куки не стало.

Обе бабушки были женщинами благочестивыми, и отошли в мир иной в разное время, но в мире с собой и с Богом. В её снах могут появиться лишь их размытые образы, вызванные собственным воображением, когда она думает о них, чтобы сложить картинки из детства в определённом порядке и выстроить причинно-следственную связь между различными событиями. Ей пока ещё рано подводить итоги собственной жизни, но пора составлять историю своей семьи за последние сто лет, чтобы приобретённый опыт не пропал даром, а позволил новым поколениям использовать знание и избежать ошибок. Когда-то перед окончанием школы её учительница русского языка и литературы, незабвенная Валентина Павловна, похвалила одно из школьных сочинений и сказала, что у этой выпускницы, несомненно, есть дар и неповторимый стиль, однако прежде чем писать, нужно многое прочитать. Она доверилась авторитету преподавателя и продолжила изучать литературу. Студенткой университета она часами сидела в библиотеке, много читала, анализировала и записывала чужие мысли и свои выводы в общую тетрадь. И вот что она увидела в первую очередь в любимых произведениях и собственных заключениях – у Булгакова Мастер получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожженного им романа. Правильные поступки не всегда совершают положительные персонажи, а добродетель не всегда получает покровительство высших сил. А ещё она без обиняков поверила всезнающему и всесильному Воланду, когда прочитала: «Рукописи не горят». Внезапно (не люблю повторяться, но это слово лучше прочих отражает скорость возникновения мысли в сознании) открылась иная истина: Понтий Пилат будет вечно беседовать с Иешуа Га-Ноцри, прогуливаясь по лунному лучу; Иван Царевич будет неизменно скакать верхом на Сером Волке, а Степной Орёл на горячем Сивке в составе казачьего разъезда; бабушки-матушки никогда не прекратят шить, стирать, вязать, готовить, а её родители всегда будут стоять во Дворце Бракосочетаний, держась за руки, в тех самых одеждах, в которых их запечатлела камера за девять месяцев до её рождения. И чтобы остановить мгновение, которое прекрасно, ей нужно осуществить дедушкину мечту.

Послесловие. Вот, наконец, и сложился паззл. Не мысли она читает, а чувства улавливает. Это телепаты проникают в сознание живых людей и устанавливают с ними мысленный контакт. А она оказалась эмпатом, способным на осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Близких и не очень знакомых людей, а так же животных, привлекает теплота и подлинное сострадание эмпатов. Независимо от того, знают ли они, что перед ними эмпат, живые существа тянутся к такой личности, как металлы притягиваются к магниту. Они как маятники света, а свет имеет волновую и квантовую природу. Однажды соприкоснувшись с излучаемой чувственной энергией, эмпат настраивается на длину волны и записывает частоту излучения, таким образом, навечно фиксируя уникальную информацию, а квантовая дискретность позволяет ему эти данные воспроизводить.

Вереница образов, промелькнувших во сне этой ночью или любой другой, вызывает к жизни полузабытые чувства других людей и свои собственные. И тогда она снова и снова читает книгу отношений с любимыми, друзьями, родителями, их предшественниками и даже предками из глубины тысячелетий. Они покинули физический мир, но оставили свои эмоции в общем информационном поле земли, а она каким-то чудом научилась считывать их по ссылкам в своей душе. Эмпаты видят мир иначе, чем другие. Их сны бывают очень ясными, а воспоминания о них настолько детализированы, что сила воспоминания воплощается в энергии яви, и тогда, очнувшись от сна, эмпаты видят признаки и ситуации, которые помогают им понять сценарии реальной жизни. Она почти всегда замечает больше, чем обычный человек, и теперь становится понятна её миссия на голубой планете, несущейся сквозь космический простор со скоростью более двухсот километров в секунду. Иногда ей хочется предложить внести в качестве поправки к канонизированным положениям морального кодекса Homo Sapiens ещё одну заповедь, которую лучше всего сформулировать так: «Не предай забвению!» Однако, принимая во внимание реалии современного мира, она безмолвно кричит сквозь сны и пространства, что пора ВСПОМНИТЬ ВСЁ! А поутру нащупывает ручку и общую тетрадь, которые неизменно лежат на тумбочке у изголовья кровати, и наскоро записывает отрывки «ночного киносеанса», чтобы позже, когда появится свободное время, сочинить очередной рассказ о несбывшемся событии. (2017)


Рецензии