Музыкальные страдания

 По завершении сельскохозяйственных работ в колхозах Витебской области первокурсники мединститута приступили к учёбе. Вскоре выяснилось, что в ВУЗе, кроме неё, есть ещё много других, не менее приятных занятий. Множество спортивных секций, хорошая библиотека, научные кружки, народная хоровая капелла Витебского государственного медицинского института.
 
Вот в эту капеллу мне очень хотелось попасть. После занятий прослушивались все желающие, поэтому каждому претенденту уделялось две-три минуты – напеть за аккомпаниатором несколько строк известной советской песни. Едва дослушав меня, руководитель капеллы Юрий Грязнов сказал:

— Достаточно, Вы нам не подходите.
 
 Большего разочарования на первом курсе института я и не припомню. Дело в том, что с детских лет в семейном кругу я считалась признанной «чтицей и певицей». На празднование Дня Победы в наш дом приходили папины друзья-партизаны, вспоминали суровые военные годы, пели свои любимые партизанские песни. И всегда вспоминали про мои «творческие» способности. Немедленно «устанавливали» меня на табурет и, с полными слёз глазами, слушали стихотворения и песни на военную тему. Мои старшие и мудрые сёстры, Мария и Татьяна, школьницы, под благовидным предлогом исчезали; все «лавры исполнителя» доставались мне, дошкольнице.

 Да и в школьные годы ни один концерт не обходился без моего участия. Поэтому, идя в институте на прослушивание, я нисколько не сомневалась в положительном его исходе. И вот на тебе – не подхожу! Огорчение моё усугублялось ещё и тем, что двух «жиличек» нашей комнаты общежития – Ирочку Король и Люду Данилевич – в капеллу приняли.

 Наши родители, Анна Евдокимовна и Гавриил Корнеевич Лукашевич, передали своим детям хорошие гены. Имею в виду не только наследование физических (в широком понимании этого термина) данных, но и отсутствие у членов нашей семьи духовных изъянов – «смертных» грехов и, прежде всего, зависти. С самых ранних лет я никому не завидовала, а вот испытание капеллой я прошла с большим трудом. Ну, как же, многих взяли, а я оказалась ненужной.

На помощь пришла сестра Татьяна, уже заканчивавшая обучение на фармацевтическом факультете нашего института:

— Подумаешь, не очень-то и надо! Есть много спортивных секций, с твоим ростом тебе только в баскетбол играть! И для здоровья будет полезнее!

 Послушав её совета, я пошла в секцию баскетбола, которая на определённое время заменила мне и капеллу, и научные кружки. До сих пор я благодарна сестре за то, что, заметив в моей душе зарождение маленького «червячка» зависти, не позволила ему разрастись до размеров анаконды.

 Работая участковым терапевтом Барановичской центральной городской больницы, узнала, что в ней организован хор, участниками которого являются не только сотрудники больницы, но и работники всех медицинских учреждений города. Мне не хотелось наступать на грабли дважды: я не делала никаких попыток повторно попытать «певческого счастья». А пришлось…

 Буквально в первый же месяц работы я доложила на пятиминутке о ночном дежурстве по приёмному покою и отделениям терапевтического профиля городской больницы. Главный врач Ситько Геннадий Владимирович внимательно посмотрел на меня и спросил:

— А что-то Вас, доктор, не было вчера на репетиции объединённого хора медицинских работников?

 Я ответила, что у меня нет вокальных данных.
 
— Ошибаетесь, данные есть у всех, только их надо увидеть. Чтобы в четверг, в два часа дня, были в Красном уголке больницы, – не терпящим возражений тоном, сказал Геннадий Владимирович.

 В начале восьмидесятых годов приказы или устные распоряжения главного врача не обсуждались – воспринимались как руководство к действию.
 
На следующий день, придя чуть раньше назначенного времени, я вынуждена была пройти прослушивание. Примерно такое же, как и в институте. Только на этот раз свидетелями моего возможного позора были действующие уже хористы. Никто не смеялся, руководитель удовлетворённо махнул головой и «пристроил» меня в ряды «певцов». Меня тогда ещё удивило, что помимо технического персонала, санитарок, медицинских сестёр, врачей, в самодеятельном коллективе принимали участие и заведующие отделениями учреждений здравоохранения.
 
 Примерно через час от начала музыкальных занятий появился главный врач больницы, осмотрел участников хора и, найдя искомый объект (новоявленную «певицу»), удалился. А у меня в памяти осталась «зарубка», выручавшая меня всю последующую профессиональную жизнь – дав поручение, обязательно проверь его исполнение.

 Уже и хор распался, и руководитель больницы сменился, а музыкальная тема всё ещё продолжала следовать за мной.

На прекрасный июльский день пришлась юбилейная дата рождения главной медицинской сестры поликлиники, Макарук Анны Владимировны. Юбиляр предложила после работы узким кругом выехать на пикник.

У нас в это время гостила моя старшая сестра Мария, заслуженный учитель Российской Федерации, и её муж, Янцевич Сергей Фёдорович, полковник, преподаватель Ярославского зенитного ракетного училища войск ПВО (с 1998 года – высшего военного училища противовоздушной обороны РФ). Анна Владимировна, хорошо знавшая эту семью, пригласила и её.
 
Расширенный таким образом «узкий круг» выехал к месту пикника несколькими рейсами: мы с мужем и семьёй сестры прибыли последними. Едва увидев меня, начмед городской больницы Статкевич Анатолий Антонович, обладающий превосходным чувством юмора, немедленно воскликнул:

— О, уже и «певчих» подвезли! Пора начинать!

 В двухтысячном году, уже работая в системе здравоохранения Барановичского района, отметила про себя, что количество всевозможных праздников в нём значительно превышает таковое в городе Барановичи. День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, зажинки, дожинки районного, областного и республиканского уровней, другие, знаменательные для сельских тружеников, события.

Все праздники, как правило, заканчивались общением в неформальной обстановке, где каждому участнику предоставлялась возможность продемонстрировать свои «таланты». Особенно «музыкальным» был обратный путь с областных дожинок, на которых Барановичский район неизменно был в числе лидеров (как, впрочем, и республиканских). Автобус для размещения и доставки членов делегации района к месту празднования «Дожинок» был оснащён микрофоном и непременно, «в кустах», оказывался баян или аккордеон.

 Делегацию на праздник «Дожинок» всегда сопровождал один из многочисленных музыкальных коллективов района; чаще всего – уникальный по чистоте звучания голосов исполнителей ансамбль «Мирские музыки» под руководством Анатолия Петровича Филанчука. Широко известная далеко за пределами нашей страны группа обеспечивала музыкальное сопровождение делегации.
 
Каждый район, по пути следования автобуса, встречал гостей хлебом-солью и музыкальным приветствием; дело чести принимаемой делегации – ответная музыкальная импровизация. Кроме того, во время официальной церемонии проведения «Дожинок» все прибывшие музыкальные коллективы были задействованы на многочисленных развёрнутых в районных центрах театрализованных площадках.
Понятно, что на обратный путь «пороха в пороховницах» у музыкантов уже недоставало и, по старой доброй традиции к ним подключались члены делегации, а по мере удаления от гостеприимного города – хозяина «Дожинок», и вовсе вытесняли из звукового пространства автобуса профессиональных певцов.

 Помимо непосредственных производителей продукции сельского хозяйства – механизаторов, полеводов, доярок, телятниц, птицеводов и их руководителей, в состав делегации входили и представители других служб района: сельских Советов, образования, здравоохранения, силовых и финансовых структур, надзорных органов и т.д.
 
В самом начале работы в районе у меня появились сомнения о целесообразности включения в делегацию «несельхозников», которые быстро развеял председатель Барановичского районного исполнительного комитета Добыш Алексей Фёдорович:

 – По Вашему мнению, Нелли Гавриловна, другие отрасли народного хозяйства, не вносят свой вклад в результаты крестьянского труда? А кто нас лечит, кто учит наших детей, охраняет наш мирный труд и сон?

Продолжив монолог в таком примерно аспекте, председатель исполкома убедил меня в продуманности, сложившегося в районе подхода, к формированию делегации.

 В одну из таких поездок представители всех отраслей народного хозяйства соревновались в «певческом» искусстве и знании репертуара советских исполнителей. Никто не хотел уступать «пальму первенства» соперникам.
 
Я была единственным представителем медицинской отрасли в делегации: пришлось мне защищать честь нашего профессионального мундира. А капелла я исполнила «Плот» Юрия Лозы, «Надежду» Александры Пахмутовой и «Тбилисо» Реваза Лагидзе. Вызвав аплодисменты слушателей, решилась на провокацию: в «бардзо шанована» компании спела «Таганку», «уркаганскую» песню неизвестных авторов.
 
Результат исполнения превзошёл все мои ожидания: выражаясь языком известного артиста разговорного жанра Игоря Маменко – зал (автобус) «неистовствовал». Вот именно с того времени я и стала «заслуженной певицей» Барановичского района.
 
 Спустя много лет, после очередного «бенефиса», Алексей Фёдорович Добыш спросил:
 
— У Вас есть какое-либо музыкальное образование, Нелли Гавриловна?

 Получив отрицательный ответ, заявил:
 
— А если бы было, то далеко сейчас стояли бы некоторые современные «звёзды» эстрады!

 Опешив от такой оценки, я воздержалась от комментариев. Алексей Фёдорович добавил:
 
— У тебя хороший, сильный голос, но он – не поставлен!

В своей «Книге странствий» наш талантливый современник, поэт и прозаик Игорь Губерман, заметил:
 
— «Все мемуары пишутся ещё и для того, чтоб неназойливо и мельком похвалиться, и похвастаться».

Мне думается, что я смогла убедить читателя в давней, почти полувековой, ошибке руководителя институтской капеллы в непризнании такого, как я, «вокального дарования».
 
Или Юрий Грязнов предполагал, что постановка моего голоса отнимет много сил и времени и не приведёт к желаемым результатам?

Увы, истории это неизвестно…


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли!

Забавная история. Что за люди, не дают девице возможности спеть. )
Думаю, скорее не чувство зависти к другим девушкам, а обиды на "маэстро" испытывали Вы, услышав от него это злополучное "нет". Что поделаешь, "проколы" у них случаются.

Есть даже такая легенда: Горький с Шаляпиным, путешествуя пешочком по Кавказу, добрались до Тифлиса. Узнали, что там проходит отбор певцов хора для какого-то торжества. Решили подзаработать. Горького в хор приняли, а Шаляпина нет. ) Байка, скорее всего, но характерная – капельмейстеры, как и все люди, могут ошибаться.

В Вашем случае, с некоторым опозданием, но правда все же восторжествовала. Запели, притом хорошо и с удовольствием. Что и требовалось доказать. Здорово.

А баскетбольные истории у Вас здесь, на Прозе, есть? Интересно было бы и о них почитать.

С теплом и улыбкой,

Николоз Дроздов   16.05.2023 16:15     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Николоз!

Искренне благодарю за отзыв!

Вы правы, в институтские годы, скорее всего, я испытывала обиду на руководителя хора.

"Маэстро" просто не мог тогда предположить, что спустя пятьдесят лет, я буду "подпевать" самой Нани Брегвадзе, слушая её исполнение "Песни о Тбилиси" в записи 1972 года!

Чисто "баскетбольных" историй у меня нет, а к "околобаскетбольным" я бы отнесла рассказ, давший название моей второй книге "Всё повторяется...", а также "Борщ с гарниром" и "Прибалтика. Латвия. Рига".

С теплом и самыми добрыми пожеланиями.

Нелли Фурс   17.05.2023 14:31   Заявить о нарушении
Добрый вечер!
Вспомнилось. Думаю, все в Беларуси знают Дарью Домрачеву. Родилась в Минске, а росла в Тюмени, где работали ее родители. В юношеском биатлоне подавала надежды, но "маэстро" - глава Союза биатлонистов РФ Александр Тихонов вынес ей приговор – "бесперспективная" и велел отчислить из сборной. Родители забрали девушку обратно в Минск, и со временем она стала четырехкратной олимпийской чемпионкой, обладательницей Кубка мира, шести малых Хрустальных глобусов по биатлону. И еще первой в истории страны женщиной, удостоенной звания "Герой Беларуси".
О чем я? О том, что "маэстро" с выбором иногда не просто ошибаются, а предстают даже полными идиотами.
С улыбкой,

Николоз Дроздов   17.05.2023 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.