Риторические ответы

Глава 1. Издалека. Максимально

Они говорят: "Ты дышишь с Ним одним воздухом!" Закатывают глаза: "Ты стоишь у истоков рядом с Ним!!!" "Ты видишь все дела Его" - бьются в благоговейной истерике.

Да. И не бритым, и с насморком, и с перепоя. А ещё в разочаровании. Вот это самое дно. Его разочарование. Все ноевы переживания — детский лепет по сравнению с Его разочарованием, клянусь мифическим ребром. Ведь первый камень в кого? Правильно, в личного помощника. И кофе моча, и свет ни того градуса, и вообще...

А я говорила, я предупреждала! Зачем такой сложносочиненный мир нужен? Реализация сложная, техобслуживание дорогое, исход плохо прогнозируем. Но кто же меня слушать будет? Только не ОН. Он вообще никого не слушает и ничего не объясняет. Так и живём: ничего не понимаем, боимся и выполняем.

Положа руку на сердце, должна признать — проекты у Него гениальные. Масштаб — дух захватывает, сюжет — веками бы смотрела. Только смотреть мне некогда, Шеф не дремлет. Заявки сыплются из рога изобилия, как... из рога изобилия. То эволюцию под-тяни, то пандемию подвези. Девочки направо, конь ходит буквой "г", а королева куда хо-чет. Личной жизни нет. У меня в смысле. Только чужие.

Чужие жизни, которые нужно тщательно прописать. Зачем родился, зачем умер. И вообще — зачем? Это Его любимый вопрос. Заведет игру и усложняет от зачема до зачема. Зачем?

А потом разочарование. И хорошо, если просто бросит, геймификация может долго и без оператора существовать, Он ведь может захотеть ИСПРАВИТЬ. Вот тут и воздух заканчивается, и марлевые маски. Желательно к этому моменту от старости умереть или пасть смертью храбрых. В такие моменты меня одолевает печальная жаль от моей бес-смертности и отсутствия права на отпуск.

Звонок звенит, слышишь? На ковер вызывает. Чувствую и этот проект накрывается медным тазом. Сейчас будем стратегию реабилитации разрабатывать в поте лица, а потом всё будет так, как Он решит. Звонок разрывается... Может сбежать? Смешно сказала, а куда? Везде Он. Даже я, Говорящая Ворона — Он...

Глава 2. Перепросмотр

Закрываю глаза и вижу. Забавно, что с закрытыми глазами я вижу много лучше. Слайды проносят мимо меня меня. Не всю, только те части, которые я бы сама не вспомнила без причины.

— Какие причины нужны тебе, Говорящая Ворона? Ты живёшь вечно, ты помнишь все реинкарнации, ты... Ты видела рождение и увидишь смерть. Зачем тебе причины?
— Я слаба и тщеславна, мой господин. Я не хочу помнить некоторые вещи, а другие хочу помнить по-другому...
— Закрой глаза, я покажу.

Дверь закрыта, но мне всё равно страшно. Собака тоже боится, жмётся ко мне и старается не скулить. Тень неспешно скользит по двору. От ужаса я засыпаю, обняв дурацкого пса. Что это было? Кто? Зачем?

— Хочу спросить.
— Спроси.
— Не знаю. Вопросов много. А вдруг мне ответ не понравится?
— Однозначно не понравится.

Солнце встаёт где-то далеко. Ещё слишком рано. Слишком для чего? Я улыбаюсь всем телом. Таких моментов очень много. Утро и я. Спасибо.

— Меня простят? Меня вообще можно простить?
— Ты сейчас кого спрашиваешь, Ворона?

Слёзы высушивают мозг. Глаза болят и просят пощады. Её не будет, ты виновата. Плачь. Но я же ничего не сделала... Вот именно, плачь. У всего есть конец, только не у твоей памяти, плачь.

— Зачем? Зачем ты так со мной, мой господин?! Это жестоко.
— Это не я. Ты сама. Я только показываю.
— Не хочу больше смотреть. И спрашивать ничего не буду.
— Хорошо. Ты будешь вспоминать сама и только тогда, когда захочешь. Но обещай записывать всё, что увидишь!
— Хорошо, слово вечной Вороны. Я буду записывать, если тебе это нужно.
— Глупая, глупая моя мудрая Ворона. Это нужно тебе! Из такого перепросмотра складываются картины твоих жизней. Он помогут тебе понять, что ты живая.
— А можно я когда-нибудь умру?
— Можно. А сейчас уходи.
— А можно...

Глаза закрываются. Я вижу...

Глава 3. Один день из (без) жизни

— Что это?!
— Ты сказал писать, мой господин, я пишу.
— Но какого художника твои персонажи разгуливают на свободе?
— Это не я, они сами...

***
Момент перехода сродни рождению. Твою прилипшую душу отрывают от оболочки, которая сопротивляется, скребёт ногтями, рвёт на куски. Душа тоскует, но правила есть правила. Пора.

Обычно на этом всё и заканчивается. Для тебя. Остающиеся же терзают твою плоть: вскрывают, омывают, наряжают, таскают в деревянном ящике и наконец оставляют в по-кое. А ты, душа моя, то есть душа твоя, смотришь на всю эту вакханалию либо радостно, либо печально. И уходишь.

Обычно. Но не в этот раз. В этот раз я всё еще сижу на ограде и ничего со мной не происходит. Никто за мной не приходит. Хорошо, что дух бесплотный не испытывает никаких физических неудобств. Но что-то сродни страху закрадывается ко мне... Куда? В душу духа?

Так как я грамотный дух, то соображаю — гештальт. Не закрытый. Осталось понять в чём косяк. На кладбище вспоминается легко, безоценочно. Лёгкой тенью лечу над событиями, людьми. Не это, не это и это не то...

Так ты будешь мотаться бесконечно. Чужой среди своих. Догадка холодным сжимает то, чего быть у меня уже не может - я боюсь вспомнить. Что-то осталось там и не отпускает. Что-то или кто-то? Сердца нет, но оно громко стучит в ушах. Ты знаешь, ты знаешь, лети туда.

Секунды растягиваются в года. Через тысячу вечностей я над гнездом. Он там. Он жив! На секунду мне кажется, что он видит меня. Но нет, не может быть. Что делать мне? Маленький мой птенец остался совсем один... Чёрные глаза всё так же внимательно смотрят на меня. Смотрят НА МЕНЯ!

Кричи, не молчи! Кричи, мой маленький! Тебя должны заметить! Я мечусь сумасшедшей тенью: не молчи!!! Он открывает клюв и тихонько пищит. Слишком тихо, милый, слишком тихо! Так у нас ничего не получится. Зачем ты закрываешь глаза? Сейчас не время спать!

Он не слышит меня, заснул. Стараюсь укутать его собой. Я не дам тебе погибнуть. Я что-нибудь придумаю. Верь мне.

***
— Прекращай их мучения уже. Птенец все равно сдохнет от голода или кот его съест.
И чем ему может помочь призрак?
— Кто знает, мой господин, кто знает...


Глава 4. Из далека долго

— Я хочу рассказать тебе сказку, мой господин.
— У меня есть выбор?
--...
— Рассказывай.

***
Когда ты рождаешься, то не думаешь о том, сколько тебе отмерено лет. Просто не уме-ешь ещё думать об этом и живёшь. Потом ты не очень нечаянно раздавишь червяка, найдёшь мёртвого птенца, увидишь траурный портрет, потеряешь близкого. И ещё одно-го близкого. И ещё. Когда ты начнёшь хоронить своих внуков, подозрение перерастет в уверенность — что-то не так.

Он был слишком заурядным для этого дара. Не спасал мир, не искал предназначения, не стремился, не привлекался, не... Жил тихо и однообразно. Так почему он? За какие такие кармические заслуги ему дали бессмертие?

Сначала он думал, что просто долго живёт. Ну, мало ли: хорошие гены, натуральное питание, физическая активность, что-то там ещё сугубо правильное. А когда перевалило за сто десять понял. И испугался. Как объяснить своё слишком долголетие окружающим? Сожгут на всякий случай.

Тари, я сказала, что человека звали Тари? Так вот, Тари собрал самые необходимые вещи, сел на коня и больше его никто не видел.

***
— И?
— И всё.
— Ну-у-у, хреновая какая-то сказка у тебя получилась, Говорящая Ворона. Где структура? В чём мораль? Почему таки ему достался этот дар?
— Это я хотела у тебя спросить, мой господин. Без твоего участия лист не растёт, женщина не родит, солнце не встаёт, лето не...
— Хорош, завелась. Всё перечислять будешь? Понял твою хитрость, хочешь чтобы рас-сказал про твой час Х... Ладно, теперь ты слушай мою сказку. Или быль. Не помню я уже — придумал ли это или правда было.

***
Сел Тари на коня и поехал искать Меня. Хотел просить отпустить. Наивный. Отпустить, значит признать, что Я ошибся. Я? В истории историй не было такого и не будет. Однако Тари так тщательно искал, так душераздирающе вызывал ко Мне, что дрогнуло сердце и впустил Я его.

— Господин, за что ты наказал меня бессмертием?
— Ну-у-у, ммм... Гхм-м-м... Это вроде как суперсила. Ты будешь жить вечно, свободным от болезней и увядания, увидишь эпохи разные, познаешь многое...
— Познаю?! Зачем? Зачем мне знать, как хоронить своих детей и внуков? Зачем мне знать, что я один на свете? Как объяснить подозрительному глазу, что не колдун я злобный, а черен от горя потерь? Разве это свобода? Куда мне идти? Как, как жить мне вечно? Как? Как?!
— Тихо, тихо, Тари, раскаркался... Свободным быть хочешь? Хорошо. Дам я тебе два крыла сильных, глаз зоркий и ум острый. Будут люди тебя уважать и бояться. И не надо будет тебе никому ничего объяснять. А бессмертие обратно не проси, не бывать этому. Разрешаю тебе лишь раз в шестьдесят-семьдесят умирать и возрождается заново.
— Что же я буду делать одинокой птицей?
— Почему одинокой? Я сделаю тебе сородичей. Чёрных, как ночь и крикливых, как ты. А теперь ступай, утомил.

Я махнул рукой и Тари, обернувшись вороном улетел, прокаркав что-то явно грубое в Мой адрес. Неблагодарный ворон.

***
— Вот как надо сказки рассказывать, глупая моя мудрая Ворона.
— А причём тут мой час Х? Ты хочешь сказать, что я потомок этого недоумка? Я? Самая мудрая из Говорящих Ворон?!
— Не пыхти, взорвешься. Конечно нет. Ты целиком и полностью плод Моего воображения. Я придумал и создал тебя с нуля. Только образ взял его, уж больно хорошо он по-лучился — глаза эти блестящие, перья трудноцветные, клюв монументальный, стать гордая. А голос? Такой чудесно зловещий голос! Идеально!
— Жизнь бесконечно трудная. В прямом и переносном смысле.
— Не ной. Чего ты от Меня хочешь? Я идеальный творец и все Мои творения идеальны. Даже если Я забыл прописать их точку смерти.
— Забыл??? Забыл???
— И ты забудь. Я никогда не ошибаюсь и ничего не забываю. И больше тебя не задерживаю...

P. S. Он обещал, что когда-нибудь даст мне умереть. Что-то подсказывает мне начать в этом сомневаться.

Глава 5. Так себе идея

Мне хотелось подарить людям шанс. Сделать я это могла только с позволения моего господина. Идти к Нему с этой новацией было так себе идеей.

— Ворона, ворона, ну куда ты лезешь? Ты забыла Моё первое правило? Что? Что ты мямлишь? Встань ровно, говори громко.
— Я помню, мой господин: мой господин никогда не слушает советы и не реализует чужие идеи. Но...
— Что но? Что но??? Начинаю сильно сомневаться в твоих умственных способностях. Мысль о твоей смерти уже не кажется дичью.

Великое Начало, я просто хотела дать людям шанс! Один шанс! Ничего сверхъестественного, обыкновенная запасная жизнь. Не девять! Одна! Родился человек, жил чело-век, решил перекроить жизнь — взял запасную. Продолжительно болел, погиб, вёл себя плохо — взял запасную и сделал всё правильно. Но... Есть мой господин и его первое правило.

— Если взять чужую идею, взболтать, но не смешивать... Вполне может получится Моя...

***

Я могу продлить твою жизнь от силы пять раз, на большее меня не хватит. Но ты не дашь мне этого сделать, и я останусь одни. Без тебя. Как можешь ты решить за меня? Кто тебе дал право оставить меня? Зачем Создатель дал нам этот шанс, если ты глух к моим мольбам?

Я кричу эти слова с того самого дня. Мы бы не узнали об этом от тебя. Ты не хотел. Не хотел. Ты всегда делал только то, что хотел... Я тупею от этой фантомной боли. Кричу, плачу, требую. А ты только смотришь на меня, так печально и с нежностью. А потом берешь меня на руки и баюкаешь. И не разрешаешь помочь.

Завтра тебя не станет, а я буду жить и ждать встречи с тобой. Ты взял с меня слово, что я никогда не стану донором. Но когда ты уйдешь, будет некому меня контролировать. А потом ты меня простишь.

***
— Странно, не знал, что вороны могут плакать. Что тебе не нравится? Я же сделал всё как ты хотела. Даже лучше — не одна жизнь, а несколько!
— Люди такие странные, мой господин. Почему он не воспользовался шансом? Почему бросил её? Почему ты никак не повлиял?
— Ворона, ты же мудрая вроде. Как ты можешь быть моим референтом, не понимая элементарных вещей? Я только добавляю инструменты, а пользуются люди ими так, как считают нужным.
— Не буду больше ничего улучшать!
— Вот и славно, идея то была так себе...

Глава 6. Лирическое отступление

После триумфального провала моей идеи о запасной жизни, я сосредоточилась на моей работе. Рутина расслабляла нервы и дисциплинировала мозг. Тем неожиданней стало для меня сообщение об отпуске. Я веками его выпрашивала, а тут — на! Три дня! Целых три дня!

На этом моменте я должна дать пояснения. Во-первых, мой господин идеальный эгоист и отпустить кого-то в отпуск... Обычно служащие просто мрут. От избытка благоговейных чувств. Наверное. Во-вторых, три дня у нас это совершенно другое, нежели аналогичный период в земном исчислении. Я могу выбрать любые три дня из жизни Земли и потусить там.

Так как предполагалось врачевание моих нервных окончаний, я выбрала совершенно заурядный день среднестатистической тетки. Она смотрела первый сезон сериала. Целый день. Все серии целого сезона. Я удивилась, но решила, что этот какой-то видимо ритуал для прокачки ресурса "транс".

На следующий её земной день я решила опять ее проведать. Тетка, как заведенная ка-чала остальные сезоны сериала и сокрушалась, что последнего, шестого сезона ждать целый год. Когда все серии были загнаны в коробочку, тетя дала самой себе слово, что дождется и только тогда посмотрит всё от начала и до конца. Героиня...

Я конечно название запомнила, забавное такое название - "Lost", и тут же пролистала всё до последней серии. Пожала крыльями и отправилась спать. Середина отпуска, нужно хорошенько отдохнуть. А через год вернулась к моей (уже моей стала?) тетеньке. Представляя, как та, раскабаневшая от попкорна и сидения перед ноутбуком, досматривает сериал и по её лицу текут слёзы умиления...

— Что за хрень позорная?! Кто так сериалы заканчивает??? Чтоб вы все сдохли!!! - во-пила тётя и буквально прыгала по гаджету.
— Они и так сдохли, - каркнула я тихо, чтобы не схлопотать ноутбуком по клюву.
— Вот именно! А какого, спрашивается, хрена??? На каком основании? Я смотрела туеву хучу часов эту фигноту, чтобы они в конце красиво ушли в закат? - женщина теряла человеческое обличье и начинала меня пугать.
— Вообще-то они в свет ушли... - пыталась вставить я три копейки.
— Да срать! Они должны были во всем разобраться: наказать плохих, поженить хороших и спасти Землю! - тётя уронила себя на колени, а голову на диван.

Через секунду я услышала горестные всхлипы. У человека была потеря потерь. Ты скажешь — фигня? Скажешь — никто не умер? Отвечу: а что, это обязательное условие? Злые вы, полечу-ка я домой...

Глава 7. Риторический ответ

— Ворона, ты сколько живешь на свете?
— Мой господин, женщинам, даже в перьях, такие вопросы задавать не комильфо как-то...
— Не выпендривайся, сколько?

Я прикрыла глаза и стала загибать пальцы на ногах: две тысячи от и тысяч пять до... Семь примерно мне лет. В том смысле, что тысяч.

— Мой господин, а какую это играет роль? Однозначно я моложе Вас на очень-очень много.
— Интерес простой — ты живешь... м-м-м... давно. Видела смерть во всех её проявлениях и все равно мечтаешь умереть. Странно это.
— Ну не то чтобы мечтаю, но приятно было бы осознавать возможность выбора. И да, я видела смерть со всех практически сторон, и отдаю себе отчет в том, что потом может быть. Или не быть. Или не потом.
— А когда ты впервые поняла, что такое смерть?

Я прикрыла глаза и стала перебирать память. Я видела мертвых птиц, убивала пищу, видела, как убивают другие, хоронила сородичей... Это был просто процесс. Когда же он перешёл в нечто другое? Глаза мои были так долго закрыты, что казалось будто я уснула.

— Ворона, так когда это было?
— Однажды я увидела, как маленькая девочка плакала над своим раненым котенком и обещала ему никогда его не ругать. Путь он качается сколько угодно на занавесках! Пусть царапает её и мяукает по ночам! Пусть! Пусть только живёт.
— И?
— Котенок умер, а девочка замерла. Как будто в ней тоже что-то умерло. Она дала себе слово, что никогда не полюбит ни одно живое существо, чтобы не почувствовать эту боль снова. Никогда.
— И? Дальше что?
— Ничего. Она похоронила котенка и свои чувства. И стала жить.
— Зачем я спросил? Кыш!

Кыш так кыш. Я поклонилась моему господину и улетела. Странный он — почему не спросил, как она прожила свою жизнь?


Глава 8. Не лучше поздно, чем...

— Хочу спросить тебя, мой господин.
— Уверена?
— Не очень.
— Спрашивай.

Я закрыла глаза. Как обычно. Мне необходимо сосредоточиться на своём "внутри". Не-сколько секунд между вопросом и мной.

— Мой господин, ты создаешь миры и населяешь их. Ты решаешь, что будет и когда, караешь и награждаешь. Ты разрешаешь мне быть рядом с тобой и участвовать в делах твоих. Много веков мне позволено видеть тебя. Я знаю какой кофе ты любишь, где лежит твоя бритва и когда нужно спрятаться. Я знаю о тебе всё, почти всё. Кроме одного - я не знаю твоего имени.
— Как??? Мудрая Говорящая Ворона до сих пор не догадалась? Кто может создавать самое прекрасное в природе — жизнь? Кто может вдохнуть в сущность душу? Кто может подарить бессмертие?
—... Смерть?
— Вот и познакомились...

Глава 9. Там

Это было странное время. Мой господин и я много говорили или ещё больше молчали. Называть его по имени я не могла, а он и не настаивал. Мы как будто уровнялись. Но оба чувствовали, что чего-то не хватает.

— Что задумала ты, Говорящая Ворона?
— Я? Ничего, мой господин.
— Не ври. Ты отвечаешь на вопрос вопросом, это знак.
— Знак чего? Ой...
— Да, я скажу тебе "да", чтобы ты не попросила. Пользуйся.
— Я... Я хочу... Хочу увидеть, что там!

Мой господин вздохнул. Но не так, как обычно, без раздражения. Это был длинный вздох любящего родителя и мне захотелось взять свои слова обратно. Поздно.

— Закрой глаза, Ворона. А когда откроешь, прежде чем говорить, хорошенько подумай.

Я послушно закрыла глаза. Прошла минута, ещё минута и ещё. Ничего не происходило. Я сидела, как глупое чучело, с закрытыми глазами и происходило НИЧЕГО. В голове начал складываться пазл. Я открыла глаза и встретилась с его насмешливым взглядом.

— Поняла?
— Да.
— Только никому ничего не говори.
— Но там, мой господин, ни...
— Тсс...


Глава 10. Не последняя точка

Мысль о том, что всё заканчивается ничем не оставляла меня. Любимый вопрос моего господина "зачем?" терял всякий смысл. Зачем надо знать зачем, если... Стоп. Он меня обманул.

— Мой господин, зачем?
— Ты утомила меня, Говорящая Ворона. Неужели ты не поняла? Я люблю тебя.
— …?
— Люблю и не хочу причинить тебе боль. Настоящую. Все твои "боли" - игра. Эта вывер-нет тебя наизнанку и будет бесконечной.
— Ты хочешь сказать, мой господин, что у меня есть только два выбора — жить вечной вороной или стать... Кем стать?

Его лицо осунулось и постарело на тысячу лет. Я видела, как проходила внутри него вселенская война выбора моей судьбы. Мне было жаль его, но пришло моё время знать. Я так думала по крайней мере. Думала, что он просто не хочет отпускать свою любимую игрушку, что нет большей боли и тоски, чем жить вечно.

— Нет, милая, это не так, - он читал мои мысли, - не так, к сожалению. Я сотворил тебя в противовес себе. Я растил тебя, чтобы принести в жертву себе. А потом... Потом я по-любил тебя и испугался. Исправить уже ничего нельзя, но можно тянуть время. Беско-нечно.
— Ты пугаешь меня! В жертву? Что всё это значит? Нет, не говори! Я хочу догадаться сама.

Я закрыла глаза и начала перепросмотр. Кадры моей жизни летели с бешеной скоро-стью: не то, не то... Что же я хочу увидеть? Вот, кажется оно: я спасаю младенца, здесь тушу забытую свечу, а тут делюсь своей энергией с замерзающим альпинистом... Я - ан-гел?

— Почти, милая. Но всё на много хуже для тебя. Ангел не делает выбор, ему просто да-ют шанс, и он его использует. А ты... Просто останься со мной. Прошу тебя...

Слезы катились по его щекам, а моё сердце разрывалось от жалости и предчувствия. Я уже знала, что он скажет дальше. Знала и то, что выбора у меня нет. Его не стало, как только вопрос прозвучал. Пора было ставить точку в этой истории.

— Я готова. Делай, ты должен.
— Дура, какая же ты дура, любовь моя. Теперь ты будешь жить вечно и вечно гореть в огне своей вины. Ты будешь винить себя за то, что не сможешь спасти всех. Всё своё существование ты будешь бороться со мной - я забираю, а ты стараешься не отдать. Но я сильнее, пойми! Я сильнее! А ты... Ты... Прости меня. И запомни — последней точки никогда не будет.
— Кто же я, мой господин?
— Госпожа моя, ты — Жизнь...


Рецензии