Битва за Алжир - рецензия на фильм

La battaglia di Algeri
Италия, Алжир, 1966
Режиссёр – Джилло Понтекорво
Жанр - военная драма

______________________

Очень немного фильмов, их можно по пальцам пересчитать, про которые с первых кадров понимаешь, что вот оно, настоящее, подлинное кино. Гигант жанра. Горная вершина. Как Толстой, Достоевский или Борхес – в литературе. Не все рядом Донцовы и Маринины, есть немало и замечательных писателей, но таких считанные единицы. То же самое в кино.

«Битва за Алжир» - вершина в творчестве итальянского режиссёра Джилло Понтекорво. Его фильм оказал влияние на политику – благодаря ему ускорился процесс деколонизации стран третьего мира. Но и сейчас, в наши дни, он актуален, может быть, даже больше, чем в 60-е. Им вдохновлялись и вдохновляются радикалы всех мастей, его изучают и в 21-м веке офицеры отдела спецопераций и конфликтов малой интенсивности в Пентагоне. Потому что реальность 60-х имеет очень много общего с нашей нынешней реальностью. Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Настолько много, что даже страшно. В 2004-м году фильм был отреставрирован и начал вновь покорять кинотеатры Европы и Америки.

1954-й год. Начало освободительной войны Алжира за независимость от Франции. Столица страны была поделена на районы: мусульмане проживали в Касбе – крепости в старой части города; а французы – в европейских кварталах. Юный воришка и мошенник Али Ла Пуант, промышляющий на улицах карточными играми, совсем скоро станет одним из лидеров НФО – Национального Фронта Освобождения. Ему и его товарищам будут противостоять бойцы французской армии, взявшие на себя полицейские функции. Возглавлять их будет полковник Матье, бывший герой Сопротивления, такая вот насмешка судьбы.

В близкой к итальянскому неореализму традиции, в чёрно-белых тонах, с непрофессиональными актёрами (некоторые из них играли самих себя), местами используя документальную съёмку того времени, благо, материала хватало, которую невозможно отличить от художественных кадров – настолько, что в ряде стран перед показом предупреждали о том, что этот фильм чисто художественный, была показана народно-освободительная война алжирцев. Без прикрас. Начиная с процесса вовлечения в организацию и инициации бойцов, последовательно, камера свидетельствовала о таких негативных проявлениях партизанской войны в городских условиях, как терроризм: дети, стреляющие в спину противнику; женщины, устанавливающие взрывчатку в кафе; трусливые убийства в упор – сворой на одного. Представители французского правопорядка по большей части показаны нисколько не с лучшей стороны – они взрывают мирных граждан по ночам в их домах, зверски пытают своих противников. И у тех, и у других своя правда. Но война безобразна, как ни посмотри, хотя режиссёр, бывший в ту пору коммунистом, явно симпатизирует повстанцам.

Гениальному фильму требовался и гениальный саундтрек. Сперва Понтекорво сам написал для него музыку, но она ему не понравилась, и он попросил своего друга Эннио Морриконе помочь. Музыка Морриконе под стать самой картине – очень сильная, впечатляющая. Композитор использовал национальные элементы в своих мелодиях, так повстанческие сцены сопровождаются мелодиями на национальных инструментах, а французские – моменты захвата повстанцев – барабанным боем.

В 2010-м «Битва за Алжир» заняла 6-е место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов в истории кино». Смотреть обязательно. Это кино надо в школах изучать как выдающееся произведение искусства прошлого века. 11 из 11


Рецензии