Слабость внеконтекстуальной абсолютизации

Рассматривая историю человечества, то и дело натыкаешься на удивительную, какую-то просто фатальную «загогулину», многократно повторяющуюся у всех народов и во все времена. Люди создают себе кумиров, поклоняются им и охотно приносят им жертвы, а затем в диком, исступленном разочаровании разрушают все то, за что сами же проливали кровь и пот.
В качестве идолов могут выступать люди и династии, политические и научно-технологические идеи, и религиозные догмы – суть от этого не меняется.
В чем же причина столь трагичной иррациональности?
Как мне видится, в основе всего лежит не что иное, как духовная и интеллектуальная лень наша, помноженная на желание выработать комфортную и стабильную картину мира, которую не приходилось бы более никогда пересматривать. Мы тяготеем к абсолютизации, приклеивая всему определенный эмоциональный ярлык «плохого» и «хорошего», «добра» и «зла». И при этом нас вовсе не заботит целостность контекста, в котором то или иное явление обретает своё историческое звучание. Не интересует нас и то, что всякое явление или личность неоднозначны в своих проявлениях. Мысля категориями «черного» и «белого», приклеивая ярлыки, мы зачастую утрачиваем критичность восприятия. И в политической сфере утрата данной критичности помимо прочего еще и обоюдна, ослепляя  и так называемые верхи, и низы.
Сейчас мы становимся свидетелями нового глобального витка «исторической загогулины», когда наши предыдущие идолы оказываются бессильны решать насущные проблемы нашего выживания. Наша вера в открытый рынок и международную торговлю, наша вера в прогрессивность узкой специализации, наша вера в «нормальную человеческую жизнь» очень скоро и неминуемо потерпит жестокое крушение. И это происходит не потому, что сами по себе эти институты плохи. Просто контекст меняется. Весь контекст нашей жизни, как биологического вида, носящего разум на этой планете.


Рецензии