неуловимая ч15

всё построено на костях, всё построено на крови. всё проявленное взрастило корни во тьме веков. листья дубов покрывают небо, ласкает листву дубовую тепло солнечного света, но корни дерева скрыты в земле сырой и не знают корни дубов тепла и света. что такое небо, спрашивает листву корень дуба, что такое солнце? небо голубое и ясное, шумит в ответ листва с высоты своего знания, небо зовет меня выше, небо вдохновляет меня на взлет к неизведанным высотам духа. солнце греет меня, ласкает, балует. что такое дух, спрашивает во тьме земли корень дуба, что я есть такое? ты основа моя, шелестит листва, ты жизнь моя, в тебе дух живет. листва склоняется низко к земле отдавая поклон корням своим, тьме своей. силе, что жизнь дала поклоняется листва дерева. дарит корням своим часть тепла, которым солнце ее щедро балует. что есть дух, спрашивает корень во тьме земли не ведая солнца тепла и высоты неба. ты есть мой дух, отвечает листва и ветер разносит ее ответ по самым темным, потаенным уголкам души, ты есть мой дух.

ты есть мой дух
во тьме живущий
света незнающий
в себя впитавший
всю грязь, весь ужас
ты есть мой дух

не узнаешь ты света
не познаешь тепла
но тебе благодаря
я знаю свет
тепло я знаю
зов ветра чувствую
тебе благодаря

- может скажет ей кто нибудь, что она больна? - раздался голос юноши, молодого и неопытного внутри, взрослого и почтительного снаружи, - почему никто не скажет ей, что ее мир - фантазия? - его это поистине удивляло.
на человека посмотрели сотни тысяч глаз. все повернули голову в его сторону, кто то смотрел из под земли, кто то свисал с грозового облака что бы увидеть чудака решившегося задать этот вопрос. вопрос, что висел в воздухе, этот наболевший, мучающий многих вопрос.
- может скажет ей уже кто нибудь? - в голосе юноши появились раздражительные нотки, - она в бреду. она в бреду и не понимает, что бредит. что мир ее выдумка ее больной фантазии. что ничего этого нет в действительности. она больна! она больна, но никто не говорит ей об этом.
- что есть действительность? - спрашивает кто то из молчавшей долгое время толпы, - что есть реальность? что есть мир?
юноша помолчав открывает было рот что бы дать достойный ответ, но его прерывает хор голосов разлетающихся по всему свету, отовсюду говорят, везде говорят. всюду слышен глас их.
- разве не знал ты, что мир ее тронувший, на мир ее посягнувший свой мир потеряет? разве не знал ты? отобравший ее фантазии все что имеет в жизни в миг утратит. от того так будет, что многое ты имеешь, слова эти говорящий, а она имеет лишь грезы свои. последнее у нее отнявший навеки небом проклят станет. наведет на себя беду, накличет несчастий свору. не отбирай последнее, не отбирай последнее. никогда.
- разве больна она, - раздаются со всех сторон света голоса, - разве больна она? разве мир ее иллюзорен? что имеешь ты здесь, что реальностью тобой зовется - то превратится в прах, превратится в прах, в миг как тебя не станет. а ее мир - вечен, а ее мир - незыблем. ее мир - и там, и тут. что здесь, то там. что там, то здесь. что тебя ожидает за чертою жизни, какие врата тебе откроются? что предстанет перед тобою? холод неизвестности, взгляд таящий ужас, дыхание ветра что леденит душу, сны, от которых стынет сердце. ее встретит ее мир, ее встретит ее мир. там она править будет, там ты на ее суд предстанешь. как посмотрит она на тебя, что скажет в защиту твою? не забывайся, смертный, где место твое. что есть мир твой. карточный домик ребенком построенный и им же разрушенный. не вечно лето, не вечна жизнь. но вечна Сила. и она на ее стороне. на ее стороне. за ней стоит эта Сила.
мир нарушишь ее - свой потеряешь. кару на себя навлечешь. озлобятся духи, проснутся бесы во тьме спящие, опалит солнце огнем смертельным смертную плоть твою. ты смертен. ты смертен. ты смертен! но есть то, что вечно. есть то, что за гранью. есть край мира этого, что тебе неведом. не играйся с теми, кого не знаешь. не играйся с теми, кого не знаешь...

- не играйся с теми, кого не знаешь, - говорила в детстве ей ее бабушка, - изведай почву под ногами прежде, чем в нее прорасти. не доверяйся слепо.
но она не слушала бабушку, не слушала бабушку. она не слушала никого. она бежала в неизведанные дали, падала в объятия чужих рук без каких либо мыслей о том, что они, руки эти, ей уготовили. схватывала на лету каждое слово и каждое слово пропускала в сердце свое. верила безоговорочно, любила пламенно, горела жизнью. кипела страсть в ней. страсть плоти ее, страсть ума и щепотка любопытства. это то ее и сгубило. она сошла с ума. она навсегда перестала существовать в этом мире. но не умерла. она воскресла в мире ином оставив бренную плоть окутанную грезами и несбыточными фантазиями где то на просторах серых невзрачных дворов. она по прежнему жива. она живет. здесь. в каждом из нас.

в каждом из нас живет сила ее безумия.

- мне снился сон, - тревожно говорила она, - сон снился. знак был. я сойду с ума. я сойду с ума! - в страхе кричала она, - я сойду с ума...
...
каждая эпоха - моя эпоха
никогда не жила я плохо
никогда не жила я серо
путь вступая на свой без веры
что то большее
было в сердце
том

я всегда была отблеск лишь
Его тень, фантом
я стояла в дверях
слыша их "потом"
их "потом, не сейчас, подожди чуток"
глупый род людской
час не знает Рок
час не знает быль
час не знает миф
не по часу смерть
не по дню прилив
жизнь идет вне плана
врет календарю
я стою все там же
то же говорю

скоро рассвет, скоро рассвет.
скоро...
раз свет, два свет, три тьма
не сойти с ума, не сойти с ума
не поглоти меня тьма, не сожги меня свет
впереди сотни лет, впереди тыщи лет
Знание не во вред, Сила не во тщеславие

есть мир - там бесправие
есть мир - там бесправие

в мире сем, мы живем.
...
- знаешь, что?
- что? - вопросили ее стены кухни.
- мне осточертело бояться, - ос - то- чер - те - ло! хватит, - она распылялась все больше и больше, - надоело!
- ты стала злая, - плаксиво нудило зеркало в ванной, - агрессивная.
- я становлюсь собою, - твердым голосом говорила она, - это моя суть.
- нам не нравится, - ныл подоконник то и дело чихая от пыли, - нам не нравится.
- молчать! - грозно рявкнула она, - надоело.

боже, кто бы знал как мне все это надоело, кто бы знал, - бубнила женщина впопыхах добегая до трамвайной остановки. опять ушел ее трамвай. из под носа. опять ждать. опять все сначала....
что же это такое, возмущалась женщина, что же это такое. да сколько можно! я устала, устала, устала... мне не снятся сны. я не вижу неба. живу без просвета. где слабый свет его фонаря? где ведущие сны? знаки где? все поистерлись. нечего читать, нечего помнить. ничего не видно.

где моя память
где моя память

отвори, отвори
свет в оконце гори

я иду на звук
я иду на голос
на небе рубцы
красных полос
пальцы пахнут как волос
твой
черный волос
небо в крови
говори, говори
я иду на звук
я иду на звук
не выпускай из рук
меня
покуда сплю

люблю люблю

- что такое это?
- когда много света
когда груди взрыв, везувий
любовь - вызов безумий
вызов темных вод
резкий поворот
почти смертельный
почти летальный
любовь - выбор фатальный
без власти разума
без твердой почвы
парить над бездною
во мрак взирая
любить умирая
встать у ворот рая
сказать: не войду
жду тут одну
где то потерялась...

говори, говори
я иду на звук
не выпускай из рук
дай на небе знак
верен что мой шаг

алым небо кровоточит
дело к ночи, дело к ночи
я бреду во тьме времен
помню список всех имен
своих

за нас двоих, за нас двоих

я наша память
ты мой зов
начнем с азов
начнем сызнова
с начала

к ночи птица о чем то кричала
лик небес суров и грозен

но падать оземь
но падать оземь

нам не впервой
я иду за тобой
я иду по пятам
и буду там
рядом с тобой
у ворот
куда закрыт нам вход

но ты не знаешь
еще не знаешь
...
зажигались свечи в ночном лесу, возгорались костры. пели песни, водили хороводы. что то праздновали. ночь на костях воспевали. день алостью крови умытый. новорожденное утро. первый свет солнца. шум был подобием кладбищенской тишины. пляска немостью тела. и только глаза, только глаза возгораясь огнем нездешним о чем то молчали и улыбались губы. слегка.

- ты идешь? вот моя рука.
...
она проснулась, в комнате стоял запах ели. год будет добрым, подумала она про себя, год будет праздничным. захотелось выпить кофе с овсяным печеньем, захотелось тепла его рук. она повернулась на левый бок, хитро сощурилась и взглянула на эту реальность точно под тем углом, где все мечты ее и фантазии обрели материальную оболочку. где грезы ее ожили. мир где она жила стал белым от первого январского снега. небо высокое и добродушное. волосы его черные и жесткие. руки горячие и властные. она по детски надула губы и произнесла:

- кофе хочется...
...
- говорят, вы готовы к смерти? - спросили ее праздничным вечером. за окном гремели салюты, подвыпившие люди громко и весело кричали "ура!". что то отмечали, чему то радовались. жили.
она прежде улыбающаяся и напевающая смешную песенку, что доносилась с улицы в миг стала серьезной. лицо ее стало непроницаемым. посмотри на нее сейчас и не поймешь, кто эта женщина? что она здесь делает? кто эта женщина... кажется пару минут назад ты ее знал. она смеялась твоим шуткам и пила шампанское большими глотками, до момента когда был задан вопрос. кстати, кем он был задан?
- говорят, вы готовы к смерти? - спросили ее праздничным вечером.
- несомненно, - ответила она и голос ее был строг и серьезен.
шум улицы стихал и кажется отдалялся, музыка продолжала играть, но уже где то далеко. очень далеко. еще дальше. скоро смолкнут последние ее звуки, скоро наступит тишина короткой ночи и длинного утра. несуществующего утра, утра безвременья и белого пушистого снега. этой ночью выпал снег. выпал снег, но никто не заметил этого будто он был здесь всегда и это не ново. выпал снег. в эту ночь. все было так, как она и предвещала. она знала. она всегда знает. та, что готова к смерти.

- Феодорка любит людям пакости делать, - мурчал на печке Тишка. намедни его обидели и не дали добавки парного молока. кот был стар и злопамятен. теперь искал повод повредничать и показать свое неудовлетворение случившейся несправедливостью.
- неправда! - стукнула половникам по столу Феодора, - врешь ты все, ирод хвостатый.
- а вот и правда, - как можно громче орал Тишка, - а вот и правда! кто корову сглазил соседскую? молока не дает который день, а? кто? не далече как на той неделе хозяйка его мимо проходила и глаз недобрый на Феодорку бросила. эх, ты разозлилась! кто б знал, кто б знал кака злая баба живет рядом со мною, - Тишка расходился все больше, вскочил, шерсть дыбом. того и гляди вцепиться когтями прямо в лицо своей хозяйке.
- Иза, - спросила как ни в чем не бывало Феодора, - чай будешь? на травах, успокаивает, - Феодора повернулась к Тишке и хотела ему было что то ответить, но вместо этого запустила в его сторону половник, - ну предатель, - зло ворчала Феодора, - ну ирод хвостатый. никакого больше молока, слышал? иди к соседке своей с глазом добрым и светлым, пусть она тебя теперь кормит.
Тишка молнией слетел с печки и скрылся из виду убежав в сени.
женщины посидели молча и выпили чаю. первой заговорила Иза.
- злая я, - сказала Иза продолжая тему поднятую Тишкой, - очень злая.
- и я злая, - допивая из кружки говорит Феодора, - а Аду забыла? если мы с тобой злые, то она кто тогда? - Феодора по доброму засмеялась отодвигая пустую чашку.
- Ада, - задумчиво произносит Иза, - Ада она справедливая.
- не всегда, - замечает Феодора, - порой и ее несет, на всех порах так сказать.
- недостойна я Силы, - внезапно говорит Иза и Феодора испуганно смотрит на нее, - я людям зло несу.
- брось, - строго говорит бабка, - дурь эту выкинь из головы. не ты решаешь кто Силы достоин, не ты Силу выбираешь, а она тебя. не гневи Высших.
- учись контролировать свою злобу, - чуть позже говорит Феодора, - не желай ничего людям попусту. ничего им не говори вслед. зря глаза не пяль, знаю я взгляды эти, - бабка тяжко вздохнула и чуть приподнялась высматривая за окном Тишку.
- то есть Тишка прав? - спрашивает ее Иза.
- отчасти прав, - соглашается Феодора, - что делать, - разводит она руками в стороны, - не всегда я держу себя в руках. не всегда.
- я добра желаю, - поворачиваясь к окну говорит Иза, - всегда добра желаю, но знаю что оно злом обернется.
- глаз кос твой, - говорит бабка, - все переворачивает.
- знаю, - тихо говорит Иза, - знаю и продолжаю желать добра.
- разгневили значится, - оправдывает ее Феодора, - чего недоброго сделали, вот и желаешь.
- во вред, во вред Сила тогда работает, во тщеславие. не хочу я такой силы.
- людям полезно иногда подзатыльник получить, - говорит Феодора и ловит на себе удивленный взгляд, - да-да, полезно, не смотри так на меня. людям полезно знать, что не всё они здесь решают, не всем правят. не всегда злые мы неправы. быть может человеку сему урок тот нужен. ты глаз косой ему на плечи, а то новым витком в судьбе его станет. ну помотает малясь, потом оклемается и с пущей силушкой заживет. не знаем мы, что за ходы нам придуманы ими, - Феодора пальцем в потолок тычет, - а уж если мы не знаем, - вставая из за стола говорит бабка, - то они и подавно.
- мне кажется, - решившись говорит Иза, - срок мой подходит.
- мне всю жизнь так кажется, - оперевшись на стол руками и продолжая высматривать Тишку за окном отвечает Феодора, - даже если это так, что с того? это что то для тебя меняет?
- нет, - быстро отвечает Иза, - ничего не меняет.
- вот и я о том же, - заканчивая разговор говорит Феодора, - куда убежал Тишка то, морда наглая? неужто и правда к соседке подался.
кот сидел под самым подоконник всё подслушивал и довольно улыбался. прав Тишка, сама Федька сказала, что прав. ну в следующий раз попробуй только молока не добавь, карга старая.

время проходит забирая с собою все мои чувства. время проходит унося с собою все мои мысли. время проходит забирая меня от тебя. перестав быть собою стану я пеплом твоей сигареты. ветром стану, что пепел тот уносит к северу. вечером сумеречным стану, которым ты бредешь по пустынным безлюдным улицам, одиноко куришь и неосознанно ищешь меня по местам, где гуляли мы с тобою. нигде не найдешь ты меня не зная, что куда бы ты не пошел - я всюду. мысли твои мне слышны. чувства твои мне известны. и тоска твоя так легко и незаметно исчезающая после вечерних прогулок по темным улицам, моя забота. ты горюешь, я утешаю. ты жалуешься, а я слушаю тебя, молчаливой ночью, луной скрывшейся за темным облаком, слушаю тебя. и только скрип ветки, только прерывистое дыхание твое, только тепло и радость на сердце подскажут тебе, что я рядом. всегда была рядом. спи спокойно. ничего не бойся. спи спокойно.

- они думаю я живу рядом с ними, - говорила она с полуулыбкой будто имела в виду детей. маленьких детей, что пока еще слишком невинны и незрячи что бы видеть за пределами своей маленькой жизни. - они и представить себе не могут, что никогда я не жила в миру. все что они видят рядом с собою - есть реальность их мира. поэтому многие и не любят видеть сны, - голос ее был тих и приходилось сильно напрягать слух, что бы расслышать ее слова. - я буду говорить все тише и тише, - опережая вопросы что могут быть заданы говорит она, - я слишком долго говорила на полной громкости моего голоса. и меня не слышали. я буду говорить все тише и тише. и тот кто захочет услышать мои речи должен будет напрячь свой слух, он должен будет захотеть меня услышать, понимаешь? - слышится ее смех, где то вдалеке. там холодно и влажно, журчит вода, должно быть рядом бурная река. - я не говорю больше с каждым. я стала молчалива. я не люблю, когда мною пренебрегают. я не говорю больше с каждым, - должно быть там густой лес, мрачная чаща, страшные тени больших мертвых деревьев. эхо разносит по нашему миру, миру маленьких детей и их маленьких жизней, ее слова - с каждым, с каждым, с каждым...
- они смотрят в глаза мои, - голоса почти не слышно, но кажется что он говорит изнутри твоей головы и ты слышишь каждое ее слово отчетливо, - и что то просыпается в них. они боятся. им кажется меня, но нет. они смотрят в глаза мои и там видят свою смерть. они смотрят в глаза смерти своей, а им кажется что видят меня. они видят меня, а я вижу их смерть. круг замыкается. круг замыкается и они встречаются со смертью своею с глазу на глаз. многие в ужасе, - смех ее тихий и добрый, на удивление добрый. - я никогда не пугаю, нет, - говорит она так что ей нельзя не верить, - я сама пуглива. сколько я всего боялась, право! сколько страхов похоронено во мне. это странно ничего не бояться. это странно.
голос ее говорит долго, а после резко замолкает. никогда не знаешь, когда она решит заговорить вновь. но всегда чувствуешь готовность услышать ее, обращаешься в слух при каждом шорохе, при каждом легком вздохе, который может оказаться ее вздохом.
- я никуда не ухожу, - говорит она опережая вопросы, которые хочется ей задать, - уходить это дело людское. я всегда здесь. понимаешь? мое пространство иное. я всегда здесь, я всегда там, я всегда нигде. я жива, ты предполагаешь? - она весело смеется, - ну пусть, пусть. если так понятнее, пусть я буду живою. пусть я буду смертной и подвластной времени. пусть я буду более жизнь, чем сон. но ведь и в жизни снятся сны, правда? пусть окончание мое называют смертью. пусть думают, что смерть моя заберет меня с собою ничего не оставив этому миру. пусть так, - она помолчала, - мне давно уже неважно, какой меня видят. давно уже неважно.

- говорят, вы живете в далеком замке, в чаще леса, протекает где бурная река и вы часто гуляете одна по туманной аллее в полночь?
- говорят, - отвечает она чуть помолчав.
повисает неловкая пауза.
- вы решили сменить вопрос? - спрашивает она.
- обстоятельства поменялись.
- что же случилось за эти пару минут, десять лет, пять столетий, тринадцать жизней и одну смерть?
в ответ она слышит молчание. молчание это вызывает улыбку на ее лице, смешит ее. она улыбается.
- молчите? - говорит она, - что ж вы молчите? скажите что нибудь.
молчание напряженное и подобное бурной реке, что протекает вокруг ее замка.
- никогда, - голос ее становится в миг строгим и даже злым, - запомните, никогда не переходите реку, что ограждает меня от вашего мира. идите своими путями, ищите своими дорогами то, что станет вам домом. лес мой что взрастила я во тьме веков полон смерти людской, полон Воронья, полон снами дурными. я там живу ибо я не вы. дом свой ищите вне моего леса.
- а если нет его, места что домом станет? - спрашивают напоследок ее.
- то и лучше, - смягчившись отвечает она, - то и лучше. бесприютность та же свобода. лес мой - сон мой.
- сон наш - лес твой, - вторят ей люди.
- жизнь моя - сон ваш, - говорила она.
- смерть моя - птица твоя, - говорят они.
- птица моя - Ворон чёрен.
- Ворон чёрен - жизни край, - напевают люди и слова их песней становятся длинной и тоскливою. давней песней, автора которой никто и не помнит.
- где жизни край, там леса дух - слышится ее голос.
- где леса дух, там ты живешь, - поют люди.
- живу ли я? - удивленно восклицает она.
- незнамо то, - хором отвечают люди, - незнамо то, ох, незнамо.
многоголосая песнь сливается с переливами ее смеха. долго смеется она, долго поют люди. долго слагается эта история. лес шумит, река бурная не смолкает, не стихает. в лесу том ночь, в лесу том утро не наступает. птицы черные летают с ветки на ветку. птицы черные вести разносят по лесу. туман по аллее бродит, холодит ее ступни, холодит ее руки. не было тепла и покоя, не было огненной бездны. тогда еще не было. а она была. а она была. здесь всегда была.
а жила ли она, приходила ли в мир смертной и времени подчинялась ли, то незнамо. то незнамо нам. ох, незнамо.
...
этой ночью ей снилась гора. все вокруг выглядело черно-белым. деревья причудливой формы казалось приглашали ее прогуляться этим поздним хмурым вечером по горному склону. тишина стояла такая будто весь мир остался далеко позади. насколько далеко она и не могла вообразить. весь тот мир, ее мир. их мир. гора звала ее, она хотела ей что то сказать...

боги не говорят с каждым. но каждый восходит на эту гору. восходит в надежде услышать их глас. но боги молчаливы. молчаливо хмурое небо. не пролетит птица, не хрустнет ветка. боги молчат.

кто звал тебя, смертный? кто звал тебя? Смерть Гора сама выбирает себе поданных, сама выбирает восходящих. кто звал тебя? и тишина в ответ. и тишина.
боги не говорят с каждым. боги не говорят. боги...

той ночью она узнала что боги оставили их. не зрит глаз их людское сердце. не живет кто то во небе звездном. боги оставили их. оставили. и закрыли двери.

когда весь мир молчит, я иду по улице. когда молчит мое сердце, я пою. когда жизнь кажется полной, подаю нищим. когда стою на краю, я смотрю за край. я смотрю за жизнь, я смотрю за смерть. когда весь мир молчит, я превращаюсь в слух. я слышу их, я слышу их шепот. они смеются. когда весь мир молчит, боги смеются. я превращаюсь в слух, их слышу смех. и поет мое сердце. глаза видят так зорко, пальцы чувствуют холод, а по телу тепло. разливается.
сколько жизней прошли рука об руку, сколько сменили миров. сколько выслушали молчания. я годами сижу у закрытой двери, годами сижу у закрытой двери. и слышу смех их. и мне теплеет. и песнь пою я. а вокруг стужа. а вокруг холод, и тишина.

я слышу голос твой, он зовет меня. говорят мне "иди". ты увлекаешь меня в свой мир. там я буду твоею, там я буду с тобою. не забудь где взял меня. не забудь кто я. не забудь, что уйду. там я буду с тобою. там я буду твоею. сыграем в жизнь. сыграем в прятки. боги молчат и мы притихли. как жить нам велено, не помним. молиться как, кому не знаем. и смотрим в небо, и просто в небо мы часто смотрим.

детский смех по комнатам разольется, я поверю в счастье. я бояться стану, что проснусь однажды. дай мне свою руку. дай мне руку. я хочу знать что ты рядом. все что есть родного, все что есть дорогого в мире этом - твоя рука. весь этот мир, что утром улыбается твоей улыбкой, вся эта жизнь что пахнет тобой, что твоим теплом меня греет не имеет значения без... я не слышу глас их, но когда говоришь ты со мною я вспоминаю всё. я вижу дальше памяти, я чую зорче сердца. я знаю что будет. с тобой я зряча, с тобой я видяща. с тобой я земная.
ничего кроме, ничего кроме тебя и не было. все было сном, ты явью стал. и в жизни, и в смерти дай мне руку, дай мне руку.

мир сузился до одного человека. жизнь разлилась рекою полноводной. стало радостно и стало больно до пределов счастья. предел счастья есть боль. с тобой я счастлива до боли. с тобой я жива до смерти, до самого последнего дня, я жива.
нить что тянется меж нами есть наша память. никогда человек не забывает того, с кем был счастлив.
...
говорила, говорила, говорила... и оказалась пустою. смеялась, вертелась, плясала. и тоскою съедена. смотрела, смотрела в глаза чужие, прохожие. искала. нашла. в отражении зеркальном. во сне позабытом. во углу темном и пылью укутанным. глубоко спускалась, поиспачкалась. высоко взлетала, вотщеславилась. человеком была, погрустила малость. человеком была. погрустила.

- что людЯм земным предлагаешь? - строго спрашивали ее.
- знания дух светел, - отвечала она.
- не любо им знание, не нужен им дух, свет лампы жизнь их озаряет, - говорили ей, - что еще дать можешь?
- мирного неба, чистых сердец, рук тепло...
- не востребованы мирные небеса, чистота сердца мало весит в ценности своей, а рук тепло... - кто то негромко закашлялся, - рук тепло тоже не то. холодно там у них. тепло ли одета? - в голосе послышалась забота.
- тепло, - тихо отвечала она.
- тепло говорит, - хмыкнули сверху, - а сама без кожи. поозябнешь.
- возвращусь, согреюсь, - бодрым голосом говорила она.
- возвращаются мало, - задумчиво произнесли наверху, - всё больше уходят вниз навсегда.
- вы закроете двери? - с тревогой в голосе спросила она.
- ДА, - строго ответ прозвучал, - двери закрыты нынче для тебя будут.
- но как же... - хотела она было что то сказать, но ее перебил громкий и властный глас.
- двери закрыты, двери закрыты.

"ДВЕРИ ЗАКРЫТЫ!" - кто то произнес над самым ее ухом и она резко проснулась.
...
- когда человек находит дорогу Духа, он уходит по ней наверх.
- странно, - произнесла она, - отчего ж не пожить еще.
- пошто жить еще? - рассмеялись в ответ на ее слова, - разгадка найдена.
- но как же... - недоумевала она.
- как же, как же, - ворчали сверху, - раскаркалась, вороньё. нечего Духу здесь делать. НЕ - ЧЕ - ГО.
- мне так мало лет, - запечалилась она.
- жить хочешь, - хмыкнули в ответ, - петляй. навязывай круг за кругом. не подходи близко, не подходи близко, не подходи... жить хочешь - петляй. не иди напрямую. прямая дорога быстрая, прямая дорога роковая. петляй усерднее, запутывай так будто можешь нас запутать, - наверху откровенно хохотали.
- нечего Духу по земле шляться, и баста! - таков был ей ответ.
...
- как раздражают люди, - сказала словно проскрежетала железом по стеклу Ада, - как раздражают...
- почему ты еще здесь? - спросила ее Иза.
- я полна ярости, - услышала она ответ, - я ненависть лелею в сердце своем.

- корень к корню, к слову слово, вот и зельице готово, - ворковала Феодора над котлом.
- почему ты еще здесь? - спросила ее Иза.
- я нужна лесу, - не отвлекаясь от своего варева сказала старуха.
- я думала, ты нужна людям помогая им от хворей их и бед.
- у людей есть бог на те случаи, - хохотнула старуха, - а я нужна лесу. чаще таежной, травке прибрежной, водице речной.

- свечи черные жгу по четвергам, - говорила Морена усаживаясь поудобнее в старое потертое кресло, - люблю четверги.
- сегодня среда, - говорит Иза.
- да? - скривив правый уголок рта произносит Морена, - странно. вчера было воскресенье.
- вторник, - поправляет Иза.
- да плевать, - отмахивается женщина в черном вечернем платье и с птичьем гнездом вместо прически, - я люблю четверги.
- я поняла, - вздыхая говорит Иза.
- в эти дни я жгу черные свечи.
- почему ты еще здесь? - спрашивает ее Иза.
Морена устремляет на нее удивленный и игриво встревоженный взгляд.
- почему ты это спрашиваешь? - отвечает она вопросом на вопрос.
- я хочу знать, - говорит Иза.
- ты хочешь знать почему я до сих пор здесь или почему ты еще не ушла? - женщина хитро сощурила черно-золотые глаза. Иза молчала.
- почему я еще здесь? - после недолгого молчания спрашивает Иза.
- потому что ты глупа, - тут же отвечает Морена.
в тишине достает она сигареты из верхнего ящика стола, достает карты. неспешно закуривает.
- разложим?
- я не гадаю себе, - отвечает ей Иза.
- отчего? - непринужденно спрашивает Морена.
- наверно оттого что я глупа и все равно не разберу что там сказали мне карты, - говорит Иза и взгляд ее пронзает женщину в черном платье. Морена громко хохочет запрокинув голову назад. смех ее не прекращается две недели и три дня. птицы разлетелись с волос ее, пепел сугробами покрыл пол комнаты, женщины две состарились и поседели. одна из них курила, другая грозно молчала. одна была ведьмою, другая ею же. одна была смертною, другая самой смертью.
- почему ты еще здесь? - спрашивает Иза Морену.
- я курю, - не отвлекаясь от карт отвечает Морена.
- я вижу, - раздраженно бросает Иза, - я задаю вопрос второй раз и ты не можешь на него внятно ответить, черт бы тебя побрал!
- с чертями дружбу водишь, - улыбается Морена, - а в боговы двери стучишься.
- почему боговы? - сдвинув брови спрашивает Иза.
- не знаю, - не поднимая глаз от карт бросает Морена, - сказалось так.
- что за вредная баба... - отворачиваясь от стола, за которым сидит Морена сквозь зубы произносит Иза.
- вот потому и здесь еще, - слышит она тихий ответ Морены, - потому и здесь еще.
Иза поворачивает голову обратно к женщине и взгляды их встречаются. ее смеющийся, ее искрящийся и строгий Изы взгляд.
- нет дорог назад, - продолжая смотреть Изе в глаза говорит Морена, - нет возвращения вечного. нет дома высшего, от того и скитаемся.
- мне говорят слишком много разных вещей, - утомленно произносит Иза, - вы меня путаете.
- а ты не слушай, - тут же бросает Морена, - я жгу свечи по четвергам, - начинает было говорить она.
- черные, - перебивает ее Иза, - черные свечи ты жжешь по четвергам, знаю я.
- но сегодня среда, - вдруг добавляет Морена.
- но сегодня среда, - эхом вторит Иза и с любопытством смотрит на женщину в черном платье.
- ты никогда ничего не поймешь, - доносится голос Морены, - никогда и ничего. и поэтому ты здесь.
- но почему? - не унимается Иза.
- ты человек, Иза, - доносится голос Морены, - ты человек. а для людей закрыты двери те, закрыты двери те...

"ЗАКРЫТЫ ДВЕРИ" - доносится женский голос до ее сознания и она резко просыпается.

стоп! открывая глаза говорит она. я никуда не иду.
...
ни рода, ни племени
провалы во времени
горят в синем пламени
встречи

кто видит за гранями
летит кто за стаями
в своем понимании
теряет дар речи

коснись тайны тихо
не хлопая дверью
исчезни во мраке
не выдав пароль

бессчетные знаки
и ветхие были
для тех что забыли
и делят на ноль

двери открываются просто. двери открываются от себя. толкни от себя. вперед толкни. и войди. переступив раз не воротись назад. нет дорог назад, нет дорог назад. сильно любопытство, силен знания жар. сердце бьется все тише, и тише. и тише. раз войдешь, не воротишься. свет пронзает насквозь. свет стирает грани. свет делает видимым. ты есть тень, есть грань. ты есть меж. свет стирает грани. тебя стирает. ускользает из мира сего твой след.

- куда путь свой держишь, человече?
- к свету.
- к смерти.

- куда путь свой держишь, человече?
- во поле зелено, на реку чистую да обратно.
- ступай с миром.

рано рассвету быть, рано. сумерек время, облачно небо. сверкает жизнь звездою. рано рассвету быть. игра теней, соловьиная песня. вОрона крик разрезает леса чащобу пополам. ты здесь, ты там. ты здесь, ты там. равновесие. держи баланс. равновесие.

не проснись раньше, да не открой своих глаз. не воротишься. раз не поверив миру, очнешься. не уснешь боле. да не уснешь ты боле. цени свой сон. цени свое незнание. цени неразгаданность жизни. не спеши. не спеши. не спеши...

- на реку пойду, - крикнула Марфа матери и громко хлопнув дверью сбежала с крыльца.
на реку, на реку, - билось в ее сознании. платье сброшу, купаться стану, думала она по дороге. быстро бежала, поистрепала косы. домой приду, пообстригу, думает Марфа. пусть новые растут, время есть. пусть новые растут.
Смерть на пеньке сидит, пригрелась. сидит на пне женщина в черном, дым сигареты туманом утренним стелется. косы ее растут на глазах, седина жесткий волос берет. Марфа с разбега прыгает в воду и брызги воды попадают на тлеющую сигарету. пропадает туман, дым рассеивается. Морена хохочет карты разложив, Морена черные свечи жжет, нынче пятница. сидит на пне кошка серая, греется на утреннем солнце. Марфа в воде прыгает, песни поет. жить хочет. кошка лапки облизывает, глаза щурит:
- не в этот раз, - говорит кошка женским голосом, - не в этот раз.
позже.


Рецензии