Первое греческое ополчение
Древнегреческое ополчение
В то время в поход ходили вместе со слугами, главная задача которых сводилась к переноске всего необходимого (еды, одежды, оружия) для своего хозяина. Потому древнегреческое ополчение было на тот момент не особо маневренным. С появлением у греков в IV веке до н.э. наемной армии и фракийских конников они стали одерживать больше побед.
Как и другие народы, древние греки отдавали должное тем, кто храбро воевал и героически погиб. «Свою жизнь афиняне отдают за свое государство так, как будто она вовсе не принадлежит им», — сказано в эпитафии Перикла (в пересказе Фукидида) на торжественной церемонии погребения греческих граждан, павших в боях за родину.
Кроме похвал, им доставалась большая часть добычи и, согласно поэме Гомера, «нарезали темены» — наделы земли. Эти пожалования первоначально были не только платой за службу, но и знаками отличия, которые за свою многовековую историю неоднократно видоизменялись, пока не приобрели очертания современных нам наград.
На раннем этапе своего развития награды были чрезвычайно разнообразны по своему внешнему виду и достаточно необычны по содержанию. К примеру, в воинственных племенах пеонийцев, что жили в северной Греции, за отрубленную голову врага торжественно вручали золотой кубок (греч. koupa).
Древние греки своих героев одаривали венками из ветвей лавра, дуба, мирта и ветвью оливы или финиковой пальмы, а также прекрасными керамическими амфорами с дорогим оливковым маслом и, конечно же, серебряными и золотыми монетами.
На одной из древнегреческих чаш (греч. fiali), что хранится в Британском музее, изображен фрагмент росписи, на которой четко видна процедура награждения победителя медалью, хотя первоначально в античном греческом мире обретение славы уже считалось наградой. Кроме того, победителю соревнований вручалась чаша на треножнике и другое.
Награждение за спортивные достижения
Начавшиеся в 776 году до н.э. в Олимпии спортивные состязания – Олимпийские игры - были запрещены в 394 году н.э. Феодосием I Великим как идолопоклонство. И возобновились вновь только в 1859 году по инициативе майора греческой армии Эвангелиса Цаппаса под названием «Афинские игры», так как прошли они на одном из стадионов города Афин. Тогда в качестве приза за 1-е место выдавали 100 драхм, за 2-е место – 50 драхм.
Греческим героям публично выражали благодарность, освобождали от налогов, кормили и поили бесплатно самого героя и всю его семью до самой их кончины. В честь победителя сочиняли эпиникии – хвалебные песни, которые обычно исполняли под музыку в сопровождении хора и танцоров. Метрическая структура этих песнопений основывалась на чередовании строфы, антистрофы и эпода – завершающего укороченного стиха. Основоположником данного жанра считают выдающегося древнегреческого лирика Симонида Кеосского. Хвалебные стихи и оды сочиняли и другие знаменитые греческие поэты древности, среди них, например, Вакхилид:
Одна есть мера, один есть путь для
Смертных к счастью;
Суметь прожить жизнь, не омрачая
Духа,
А у кого на уме несчастные заботы,
Кто день и ночь ранит душу мыслью
О грядущем, -
Тот мучится бесплодно….
Что пользы
Волновать праздно стенающее
Сердце? …
Нетронутое захоронение македонского царя
В священной роще ставили статую или бюст победителя, который, по сложившейся традиции, повязывал голову шерстяной лентой и завязывал ее на так называемый «Гераклов узел», который символизировал силу и власть. Лента приравнивала героя к «небожителям», т.к. издревле греки изображали наиболее почитаемых ими богов Олимпа на разнообразных керамических изделиях и непременно украшали их головы подобными лентами.
С течением некоторого времени изысканной разновидностью ленты, но изготовленной из благородных металлов – золота, серебра и электрона, стала диадема. И перевоплощение шерстяной ленты в диадему произошло, как предполагают ученые, во времена Александра Македонского. Это наглядно видно на одном из предметов клада - диадеме в виде полого кольца, стилизованного под изогнутое тело змеи, найденной в древней усыпальнице македонского царя Филиппа II. На ее поверхности хорошо виден соединительный замок в виде завязанного узла из матерчатой ленты.
Нетронутое грабителями захоронение обнаружили при археологических раскопках, проводившихся в 1977–1978 годах под руководством греческого профессора Манолиса Андроникоса в городке Вергина, что на севере Греции. Там раньше находилась столица Македонского царства – Эги. Вскрыв древнюю гробницу, перед взором археологов предстали украшенные фресками помещения с бесценными сокровищами: серебряными и золотыми культовыми предметами, личными вещами царя, золотым ларцом с прахом царя, украшенного изображением звезды на крышке (символ Македонского царства). А также серебряные урны, увенчанные тонкой работы золотыми погребальными венками цветущего дуба и мирта.
Большое впечатление произвела на археологов позолоченная пектораль (похожая на египетскую награду – ожерелье «шебиу» или на «воротник» византийских и русских царей), вооружение, щит и поножи (по которым определили принадлежность вещей Филлипу II) и шлем с высоким гребнем под названием «коринфский». Его название происходит от древнегреческого слова korifi, что означает «вершина». Очертания такого шлема сохранились до наших дней в головном уборе национального женского подвенечного костюма, что надевают до сих пор невесты в провинции Македония на севере Греции. Бытует предание, что якобы сам Александр Македонский наградил им женщин за проявленное мужество. Возможно, что причиной тому стал следующий факт, описанный Плутархом:
«Однажды, перед тем как снова пуститься в погоню за Дарием, Александр пировал и веселился с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики». Так вот она предложила сжечь дворец Ксеркса: «Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота».
Сейчас эти и другие экспонаты представлены в реконструированной гробнице Филиппа II в городке Вергина и на выставке Александра Македонского в Археологическом музее города Салоники. Они подтверждают тот факт, что издревле для простых воинов и для царских особ их обмундирование и личное оружие всегда были гордостью и наградой, подчеркивали их ранг, статус и выдающиеся заслуги.
Свидетельство о публикации №220021700018