Малахия о папах. Всё сбылось

  В апреле 2005 года (как и теперь в 2013 году) белый дым,  поднявшийся из трубы Сикстинской капеллы, возвестил: миллиард (и даже несколько больше) католиков обрели нового понтифика. Тогда им, на удивление легко, был избран 78-летний немецкий кардинал Йозеф Ратцингер. Конечно, то, что конклав из 115 кардиналов отдал предпочтение человеку столь пожилому (вспомним: Иоанн Павел II взошел на папский престол в возрасте 58 лет), вызвало немалое удивление. Но тут же в средствах массовой информации заговорили о том, что, дескать, католическая церковь стоит на пороге больших перемен, к которым надо подготовиться, и этот понтифик лишь переходный. То есть у святых отцов был несколько циничный расчет: выберем, мол, такого папу, который не задержится, и уж потом сделаем выбор основательный. Трудно сказать, таковыми ли соображениями руководствовались церковные иерархи, но 265-й понтифик был избран, и по традиции он взял себе новое имя — Бенедикт XVI. Но вопрос о переходности остался — к чему собирались переходить?

  Тут-то и стоит вспомнить древнее предсказание (а о нем волей-неволей, но вспоминали кардиналы в Сикстинской капелле), коему ни много, ни мало почти девять веков.

  Жил в XII веке в Ирландии Малахия О’Моргер, епископ Армага и Кашеля, и вот в 1139 году в возрасте 45 лет отправился он в Рим за паллиумом (шерстяным плащом, положенным архиепископу) и отчетом о положении дел в своих епархиях. Во главе католической церкви стоял Иннокентий II, переживавший тогда не лучшие времена: его враги избрали антипапу Анаклета II, и тот захватил у законного понтифика половину Рима вместе с собором Святого Петра… Малахии же в Риме было страшное видение. Увидел он, что беды, навалившиеся на Иннокентия, не идут ни в какое сравнение с несчастьями, которые ждут в будущем церковь и все человечество.

  Из Рима епископ поехал во Францию, в аббатство Клерво. Там он записал свои видения — естественно, на латыни (которая тогда — так же, как сейчас, — являлась официальным языком католической церкви) и, как и положено пророчествам, иносказательно. В этой рукописи Малахия дает характеристики в виде кратких, но емких «девизов» из двух трех латинских слов — будущим понтификам, общим числом 112, начиная с того, которому лишь предстояло сменить Иннокентия II (им оказался Целестин II, пробывший наместником святого Петра всего пять месяцев). Свой труд епископ отослал понтифику.

  Прочитал ли Иннокентий, поглощенный войной на несколько фронтов сразу, послание из Клерво, неизвестно, а если и прочитал, что он мог предпринять? Только утешиться: мне было плохо, но то ли еще будет после меня! Во всяком случае, манускрипт попал в архив Ватикана и пролежал там до конца XVI века.

  В 1595 году бенедиктинцев монах Арнольд де Вион извлек этот любопытный документ на свет божий и издал его в Венеции под названием «Пророчество о римских папах». С тех пор вокруг книги святого Малахии (он после смерти был канонизирован) страсти не утихают. Споры вспыхивают с новой силой всякий раз, когда происходят выборы нового понтифика. Скептики утверждают, что эти так называемые «пророчества» написаны вовсе не святым Малахией: по мнению сомневающихся, книга откровений — фальшивка, составленная иезуитами и подсунутая ими доверчивому де Виону. Свою версию они обосновывают тем, что определения понтификов, занимавших святой престол до конца XVI века, отличаются удивительной точностью, когда же речь заходит о папах, правивших после издания книги, «девизы» становятся туманными и иносказательными.

  Следует признать, что довод о туманности описаний пап имеет под собой основания. Трактовать эти характеристики можно по-разному. Тем интереснее попытаться разобраться, насколько действительность совпадает с предсказаниями почти девятивековой давности. Для примера возьмем несколько последних понтификов.

  257-го папу Пия  IX, 101-го в списке Малахии, занимавшего трон святого Петра с 1846 по 1878 год, предсказатель определил так: «Crux de Cruce». В переводе с латыни это означает «крест от креста», или «тяжесть креста». То есть указывает на очень тяжелое правление данного понтифика. Действительно, когда Пий IX заступил на престол, Папская область занимала около трети Апеннинского полуострова. Но в результате Рисоджименто — национально-освободительного движения, изгнавшего иноземных захватчиков и объединившего Италию, — владения понтифика сократились до холма Монте-Ватикано, площадью в половину квадратного километра. Понтифик фактически стал узником и до самой смерти не мог выйти за пределы Ватикана. То, что на его плечи легла куда более тяжелая ноша, чем несли его предшественники, очевидно.

  102-го папу Малахия называет «Lumen in caelo» — это выражение можно перевести как «свет в небесах». Речь, конечно, идет о свете духовном. Лев XIII (1878—1903) внес большой вклад в теологию, написал несколько выдающихся энциклик (посланий) о католической вере. К тому же заметим: на его фамильном гербе была изображена комета.

  Pastor et nauta», «пастырь и мореход» — точная характеристика Иоанна XXIII (1958— 1962), 107-го папы в списке Малахии. До избрания на святой престол кардинал Ронкалли был патриархом (пастырем) портового города Венеция и его почетным лоцманом.

  Павел VI (1963—78), 108-й понтифик, обозначен словами «Flos florum» — что переводится как «цветок цветов». На гербе этого папы имелось три лилии. Иоанн Павел I (1978) назван «De medietate Lunae», то есть «половинка луны». Папой (109-ым) он пробыл меньше месяца.

  110-й папа Иоанн Павел II (1978—2005) у Малахии охарактеризован словами «De labore Solis». С латыни это переводится как «от трудов солнца». Известно, что Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 года, в день частичного солнечного затмения и такое же затмение случилось в день его похорон.

  Насколько точны видения святого Малахии судите сами, но Бенедикт XVI, 111-й, предпоследний папа в списке ирландского епископа по его определению «Gloria olivae» — «слава олив».

  Определение истолковывалось по-разному. Одни полагали, что это намек на смуглый, оливковый цвет кожи будущего понтифика. И действительно, перед выборами достаточно высоко оценивались шансы кардиналов из Латинской Америки и даже Африки (оливковое дерево с библейских времен считается символом Черного континента). Другие утверждали, что Малахия имел в виду Масличную (Оливковую) гору в Иерусалиме, и, следовательно, пророчество указывает на еврея по национальности. Архиепископ Парижа, кардинал Жан Люстигер, еще один папабили — то есть претендент на папскую тиару, по национальности еврей. Были даже такие, что прочили престол святого Петра бывшему архиепископу Милана, кардиналу Карло Мария Мартини. Эти исходили из его фамилии: мол, в мартини часто добавляют оливки.

  Но и после избрания Йозефа Ратцингера сторонники Малахии уверены: ирландец не ошибся и в этот раз. Оливковая ветвь означает мир и является символом ордена бенедиктинцев. Членов этого ордена еще называют оливковцами. Ратцингер к ордену бенедиктинцев не относится, но имя Бенедикт, что переводится как «благословение», надо думать, принял не случайно. Известно, что святой Бенедикт, живший в VI веке, предсказывал: его последователь возглавит католическую церковь перед возвращением Христа и поведет верующих на последнюю битву со злом. Вот тут-то мы подходим к главному пункту пророчеств ирландского святого.

Главное предсказание Малахии гласит: во время правления сто двенадцатого главы  католической церкви (или двести шестьдесят шестого, если считать от святого Петра) наступит «конец света». При «Petrus Romanus», «Петре из Рима» наступит время «множества бедствий, Город Семи Холмов будет уничтожен, и Чудовищный Судья будет судить людей».

  Любопытное определение: «Петр из Рима». Последний зовется как первый. Был Ромул, основатель Рима, — и Ромул, последний римский император. Был Константин, первый император Византии, — и Константин, император последний. Был святой Петр, которому Христос сказал, что тот станет камнем, на котором Он поставит свою церковь,— и будет Петр, последний наместник того Петра. Из манускрипта можно узнать и точную дату столь знаменательного события. Малахия пишет, что середина понтификата 73-го папы из его списка будет соответствовать середине срока от даты написания им этого труда до «конца света». Написал епископ «Пророчество о римских папах» в 1143 году, 73-й папа в его списке — Сикст V (1585—1590), середина понтификата которого — 1588 год. Значит, дата «конца света» (1588-1143+1588) — год 2033-й. Вот такие страсти ожидают нас.

  Однако… как к этому пророчеству, известному уже четыре века, относится сама конгрегация Ватикана? Судя по всему — несерьёзно. Иначе, почему бы им избирать старика Ратцингера? Если бы иерархи церкви всецело верили пророчеству Малахии, то сделали бы все возможное, чтобы отодвинуть роковое папство как можно дальше, например, избрали на святой престол человека молодого. Они же с удивительной быстротой проголосовали за переходного понтифика. Стало быть, на следующего 266-го папу (или 112-го из списка святого Малахии) возлагались большие надежды.

Сергей Мануков.

 

  И вот вновь белый дым, и новый, и последний 112-ый, согласно предсказаниям Малахии, папа. Но прежде в ночь после объявления об отречении Бенедикта XVI от престола в купол собора святого Петра ударила молния, что многие церковнослужители восприняли как особый небесный знак. Кроме того, непосредственно перед тем, как начать клубиться белому дыму на трубе Сикстинской капеллы восседала чайка, что тоже заставило многих углубиться в размышления, поскольку именно чайка напала на выпущенного Бенедиктом XVI после проповеди голубя. Да, конклав не выбрал или не захотел выбирать папу-Петра, а среди претендентов на престол был и таковой. Однако правление 76-летнего (сумма цифр 13) аргентинского кардинала итальянского происхождения Хорхе Марио Бергольо, ныне папы Франциска 1, выбранного 13.03.2013 года (сумма цифр 13 или 4, что значит «всё») будет проходить под особым вниманием всех тех, кто знает, что человечество живёт в период перехода к тысячелетнему благоденствию.

  Давайте вспомним, что Петром Христос назвал Симона, и было бы логичным аналогию между первым и последним папой Рима проводить по их делам. Нынешний папа ещё не успел ничего в этой роли сделать, однако, он первый папа-иезуит, из ордена «Общество Иисуса», а значит – ревнитель. Пётр — первозванный апостол, первый епископ и папа Рима — тоже ревнитель.

  Основными принципами построения ордена иезуитов является жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала — «чёрного папы», подчинённого непосредственно папе римскому. Выходит, что Франциск 1 формально возглавил и весь орден, всех иезуитов, которые в средние века активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, лукавого, двуличного человека. Предсказанное отречение Петра от Христа вряд ли можно назвать хитростью, но качества приспособленца Симон безусловно до воскресения Христа проявлял.

  Оба папы: и Пётр 1 — апостол, ученик Христа, установивший институт папства, и нынешний Франциск 1 были до восшествия на престол миссионерами. Кроме того, новый папа избрал имя Франциск в честь святого Франциска Ассизского, который был апологетом бедности, сострадания и любви, точно как и Бергольо, до избрания на престол, считал необходимым для Церкви повернуться в сторону бедных и обездоленных. О подобной практике апостола Петра повествует и Деяния: «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».

  Пророчества Малахии относительно последнего папы содержат именно эти характерные особенности: «В конце времён место Святой Римской Церкви будет занимать Пётр из Рима, который будет кормить безвольных, совершая множество бедствий. В это время Город Семи Холмов будет уничтожен и Чудовищный Судья будет судить людей». Как  всё сложится в дальнейшем на самом деле, покажет только время. А пока … Пока будем ждать гуд пятой трубы, которую не услышат только абсолютно глухие. Угроза же Риму, Ватикану и их папе может возникнуть лишь с гудом шестой трубы.


Рецензии