Оуэн Дж. Томас. Неотразимая благодать

НЕОТРАЗИМАЯ БЛАГОДАТЬ
Оуэн Дж.Томас (1965)

В порядке рассмотрения идея «непреодолимой благодати» обычно следует непосредственно после доктрины избрания, и это вполне обоснованно. Если Божьи люди избраны к искуплению, сразу следует вопрос: как они становятся участниками этого? Здесь пролегает граница между догматическим и пастырским богословием, и проблемы, связанные с ответом на этот вопрос, не могут обсуждаться без должного учета их пастырского значения. В то же время эта доктрина не должна быть оставлена на милость чисто субъективных соображений, и философские спекуляции относительно «предвидения» и «необходимости» не должны придавать ей решающий смысл. Многие богословы, древние и современные, совершенно ясно встревожены последствиями такой постановки вопроса. Некоторые будут протестовать, что все слишком упрощается, когда Кальвин утверждает: "Древние учители порой опасались признать во всём этом глубокую истину, потому что тем самым они дали бы повод недоброжелателям представлять деяния Бога в ложном свете. Я одобряю эту сдержанность, хотя не вижу ни малейшей опасности в том, чтобы открыто держаться того, о чём нам говорит Св. Писание" (НХВ 2.4.3). Краткий катехизис, который имеет по общему признанию пастырскую склонность, отвечает на вопрос следующим образом: "Мы становимся участниками искупления, приобретенного Христом, благодаря действенному применению его к нам Святым Духом".  Это также объясняет, что Дух исполняет Свое дело, "производя в нас веру и тем самым соединяя нас со Христом в нашем действенном призвании" (Ответ 30). Далее он расширяет природу «действенного призвания»: «(Это) работа Божьего Духа, посредством чего, обличая нас в наших грехах и недостатках, просвещая наши умы к познанию Христа и обновляя нашу волю, Он убеждает нас и позволяет нам принять Иисуса Христа, свободно предложенного нам в Евангелии"*.
Понятие действенного призвания, как оно описано в Кратком катехизисе - не то же самое, что идея неотразимой благодати. Тем не менее более обширное Вестминстерское исповедание ясно дает понять, что имели в виду его богословы, говоря о действенном призвании.  "Всех тех, и только тех, кого Бог предопределил к жизни, Он призывает Своим Словом и Духом, всякого в свой предназначенный час, и устоять перед этим призывом  невозможно.  Он призывает их из состояния греховности и смерти, в котором они пребывают по своей природе, к благодати и спасению через Иисуса Христа.  Спасительным духовным светом Он просвещает их разум, чтобы они могли постичь дела Божии.  Он забирает у них сердца каменные и дает им сердца плотяные.  Он обновляет их волю, предрасполагая ее к добру Своей всемогущей силой.  Он действенно привлекает их к Иисусу Христу, но так, что они приходят к Нему по своей воле, посколько по благодати Божией желают этого" (ВИВ 10.1-2). Целью данной статьи является показать, что эта доктрина может разумно защищаться с консервативной евангельской точки зрения, и поэтому она  будет иметь первостепенное значение для постижения Писания.

1. Основное использование

 Прежде всего, свидетельство апостола Павла заключается в том, что призыв Божий содержит достаточную благодать, чтобы она была действенной в спасении избранных. Вообще говоря, это видно в том факте, что, хотя среди тех, кого называли народом Божьим или «Израилем», избрание Бога, похоже, было в значительной степени сорвано, как, например, во времена Ахава, когда большинство поклонялось Ваалу, но на самом деле это было не так, потому что Бог оставил Себе «семь тысяч человек, которые не преклонили колена перед Ваалом». Павел здесь заключает: "Что тогда? Израиль не получил того, что искал, но избранные получили" (Рим.11.7 KJV). Это интересный вывод, который подразумевает, что в избрание Бог вкладывает средства, благодаря которым оно становится действенным. В другом месте апостол дает более подробные сведения, показывая, что избрание становится действенным через "освящение от Духа и веру истине" (2 Фес.2.13).  Насколько необходима эта Божественная инициатива, мы видим  в следующем ярком заявлении в Еф.2.1: Он "оживил нас, мертвых по преступлениям и грехам" (KJV). Это подтверждает более раннее утверждение в Послании к Римлянам о том, что Божественное искупление было совершено перед лицом человеческого бессилия: "когда мы были еще грешниками, в должное время Христос умер за нечестивых".
Также приводятся цитаты из Ветхого Завета, которые, кажется, указывают на то, что Новый Завет приобретает силу посредством действенного призвания. Так, например, Иезекииль описывает его применение как дар нового сердца, вложение нового духа, а Второзаконие называет это обрезанием сердца. Представляется возможным также, что это то, что имел в виду псалмопевец, говоря, что "Твои люди будут готовы в день Твоей власти". Идея заключается в том, что среди мира, враждующего с Богом, одним из самых заметных проявлений Его суверенной власти будет готовность избранных Им людей. В великом евангельском пророчестве есть нечто большее, чем намек на это. Слово Божье будет нести с собой средства Своей действенной работы в тех, для кого оно определено. Это сравнивается с естественными причинами, которые имеют неизбежные результаты. "Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, -  так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис.55.10-11). Интересные следствия отмечает в своем толковании этой главы Э.Дж.Янг. Он берет два вопроса как синонимичный параллелизм. Это будет означать, что "вера в Слово" будет результатом Божественного действия, подразумеваемого под "рукой Господа".
 Возвращаясь к Новому Завету, Вестминстерское Исповедание еще раз подтверждает утверждения нашего Господа Иисуса Христа, как они записаны евангелистами, которые явно придают вес этой точке зрения. Избранные даны Ему Отцом. Их изначальная характеристика или отличительная черта заключается в том, что они приходят к Нему. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет" (Иоан.6.37). Они осуществляют свой выбор, который, однако, определяется выбором со стороны Самого Христа: "Не вы Меня избрали, но Я вас избрал" (Иоан.15.16). Они также знают, кто Он, и способны исповедовать Его Сыном Божиим, что, в свою очередь, становится еще одним проявлением действенного избрания, потому что это спасительное знание не столько достигнуто, сколько дано Богом. Такое знание Евангелия не является результатом человеческих спекуляций, как бы они ни были глубоки, но передается и воспринимается теми, чьи умы захвачены Божественным откровением. Так Симону в Кейсарии Филипповой в результате прямого действия Божия приходит мистическое постижение: "Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Который на небесах" (Мтф.16.17, ср.11.27). Это убедительно подтверждается записью Иоанна о молитве Христа Отцу перед последним вызовом креста. Ученики названы здесь людьми, "которых Ты дал Мне из мира", в отношении которого, вместе со всеми верующими в каждом веке, совершенное единство цели таково же, как между Отцом и Сыном, и в них это единство любви должно  постепенно отражаться или осознаваться. Вся атмосфера и манера этой молитвы говорит о том, что на нее несомненно будет ответ (Иоан.17.6-26).
 Таково свидетельство Писания, приведенное относительно сущности такого призыва; но теперь необходимо отметить, что средства, с помощью которых он применяется к каждому верующему, должны быть рассмотрены отдельно. Ряд отрывков из посланий Павла посвящены этому жизненно важному аспекту предмета. В 2 Тим.1.9 фраза ;;;;;; ;;;; («святое призвание») наиболее интересна, будучи производной от  ;;;;;;;;;; (призвав), что  в свою очередь идет параллельно с ;;;;;;;; ;;;; («спас нас»). Соединение ;;; (а) может здесь вполне разумно восприниматься как имеющее смыслообразующую силу, так что вторая фраза дает своего рода синтетический параллелизм, добавляющий к смыслу. Следовательно, это может указывать на то, что спасенные могут постичь свое спасение не по собственной инициативе, а благодаря благодати, переданной в "святом призвании". Апостол, кажется, изо всех сил старается подчеркнуть эту Божественную инициативу, так как далее он объясняет способ ее действия: "Кто спас нас и призвал призванием святым не по делам нашим, но по замыслу Его и благодати" (2 Тим.1.9). Это соответствует другой цитате, которая стала классическим доказательством доктрины спасения только верой: "Ибо по благодати вы были спасены через веру... не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2.8). Самая значительная часть этого стиха, однако, идет дальше: "и это не от вас самих: это дар Божий" (KJV). Ответ веры как таковой является частью благодати Божией и далее идет, по-видимому, полное раскрытие значения этих слов, продолжает Павел, «потому что мы - его творение, созданное во Христе Иисусе для добрых дел, которые Бог подготовил, чтобы мы ходили в них" (KJV). Внутренняя работа этой тайны благодати более подробно описана в письме к Титу: «по своей милости Он спас нас, через омовение возрождения и обновления Святым Духом" (3.5).
Тема возрождения почти автоматически приводит к рассмотрению другого отрывка, на сей раз иоаннического. Те, кто возрожден, описаны Иисусом в диалоге с Никодимом как рожденные  с ";;;;;», и этот термин может быть одинаково хорошо переведен как "над". Действительно, акцент в следующей части трактовки этой загадочной темы в основном на «свыше»: это возрождение осуществляется Духом, Который, подобно ветру, не подчиняется человеческому руководству, но ставит под сомнение человеческое предсказание. Результатом является то, что те, кто таким образом возрожден, характеризуются своим проявлением и возрастанием, которое остается необъяснимым и непредсказуемым: «Ветер дует там, где он хочет, и ты слышишь голос его, но не знаешь, откуда он приходит и куда идет; так же и всякий, рожденный от Духа" (Иоан.3.8 KJV). Это противоречит идее естественного рождения, «по плоти», что, в свою очередь, заставляет вспомнить несколько слов о тех, кто верит в Слово, ставшее плотью, в прологе того же самого Евангелия. Не все, кто казался «Его», были таковыми. В целом люди "не приняли Его", но были те, кто принял Его и кто, веруя в Него, стали законными детьми Бога. Это, однако, не было результатом их собственного свободного выбора; они также не подвергались влиянию или принуждению со стороны людей; и это было не из-за их принадлежности к определенной расе или традиции. Напротив, они описываются как «рожденные не от крови, не по воле плоти, не по воле человека, но от Бога" (Иоан.1.13 KJV). Фраза«;; ;;;;» является наиболее значимым. Он передает ощущение таинственного непреодолимого суверенитета. Полный смысл его ярко ощущается при использовании его в совершенно ином контексте. Гамлиил высказывает свое суждение о деле апостолов на срочном собрании синедриона. Выступая с позиций разума и хорошо зная учение о суверенном совете Иеговы,  он произносит свое суждение: если работа этих людей "'; ;;;;", то она будет непобедима, неотразима  в своем успехе (Деян.5.39).

2. Неочевидная интерпретация

 Эти и другие Священные Писания соответственно продвигаются в Исповедании веры в поддержку учения о том, что Бог в трех лицах является суверенным определяющим фактором и призвание и спасение верующих по Его благодати, и что эта благодать должна, следовательно, считаться "непреодолимой". Но далеко не все согласятся, что такое учение может быть выведено из данных отрывков; хотя некоторые согласятся с тем, что, хотя дается достаточно благодати, чтобы все могли «верить», эта благодать не может быть эффективной, если не будет оказано содействие воли, которая может ее поддержать. Тем не менее они будут отстаивать позицию солидеизма перед лицом горячей оппозиции. Таким образом, Арминий, по крайней мере в одном случае, защищал sola fide в открытой дискуссии с неким иезуитом. Последний выдвинул обычный иезуитский аргумент благодати, посвящающей в крещении, которое дает человеку инициативу заслужить его спасение, в то же время обвиняя ученых голландских богословов в уничтожении свободной воли. Арминий с возмущением ответил: "Человек определяет себя, но не без благодати; свободная воля соглашается с благодатью, чтобы при определении одно не действовало без другого". Обоснованная критика этого ответа заключается в том, что он мало продвигается дальше иезуитского положения, которое выглядит как стоящее минимум на полпути к учению Пелагия. Утверждать, что Божья благодать не действует без свободной воли, равносильно тому, что Бог не действует без человеческой инициативы. Очевидно, по мнению тех, кто поддержал Арминия, это не катастрофа.  Уитби, который много писал против «Пяти пунктов» Дортского синода, утверждает, что Божья благодать не таинственная сила, переданная человеку, но только «вносит в нас Его милость и любезность». Это проявляется в различных актах Божьей благости и действует, в частности, в спасении человека, предоставляя ему средство благодати, например, проповедь Евангелия. Таким образом, «свободная благодать Божья» есть призвание людей к познанию спасения Христом. Призыв - это «благодать», поэтому ответ полностью зависит от человеческой инициативы. Это предполагает врожденную способность человека повиноваться зову. Внутреннее действие Духа - это еще одна «благодать»; но оно ограничивается просветлением ума, тем самым создавая убеждения и мотивы, которые могут привести к конверсии, хотя и не через вливание сверхъестественной энергии, потому что убеждения и мотивы сами по себе достаточно сильны, чтобы произвести достаточное внутреннее изменение характера, который может привести к обращению. В ответ на возражение, что такая работа Духа едва ли заслуживает описания ее в таких выражениях, как «новое творение» и«новое рождение», доктор Уитби ничтоже сумняшеся отвечает, что эти фразы в любом случае являются чисто образными. Он прибегает к поддержке греческих отцов, которые, по его словам, комментируют единодушно, что «новое творение» означает не более, чем «;;;;;;;;; ;;; ;; ;;;;;;;;» (изменение к лучшему). Таким же образом он раскрывает тайну возрождения, объясняя его как нечто не большее, чем волевые моральные и духовные изменения, на том основании, что эта фраза  также используется у языческих авторов для описания охвата новой системы философии. И таким способом он пытается заживить раны полемики!
Однако такие термины не соответствуют концепции Божьей благодати и деятельности Святого Духа, которую ясно выражает Писание, и особенно Писания Нового Завета. Аргумент, что существует некий баланс между благодатью Божьей и свободной волей человека в действии призыва к спасению, вводит неизбежный обман. Такая концепция ослабляет ту самую противоположность, которая должна обязательно ощущаться между Богом и человеком. Сила этого аргумента может быть наглядно проиллюстрирована аналогичным образом старой пословицей: «Человек предполагает, Бог располагает». Это антитеза, последствия которой являются очевидными. Но если за этим последовала какая-то такая квалификация, как «но это зависит от силы выбора человека », тогда антитезис будет сведен к балансу, лишаясь всякого значения. Сказать о балансе между благодатью Божьей и свободой воли человека значит сказать, что контролирующим фактором является воля человека, когда также утверждается, что Бог на Его стороне и желает спасения человека. Более серьезный смысл такого аргумента заключается в том, что Бог, очевидно, не может преодолеть силу воли ни одного из Его созданий! Кроме того, идея баланса между Божией благодатью и человеческой волей предполагают возможность, даже вероятность того, что человек способен благодать принять или отвергнуть, или принять, а потом отвергнуть. Это представляет недостойное зрелище богословского абсурда, что между Божественной благодатью на одном конце и свободой воли человека на другом есть некая нейтральная точка. Жирардо идет дальше, указывая на очевидный абсурд этого понятия и вспоминая Буриданова осла, который умер с голоду  между двумя одинаково привлекательными связками сена. Но возражение св. Августина заслуживает более серьезного рассмотрения. Те, кто следуют за Арминием, отступают от явной нелепости своей позиции, утверждая, что свободная воля человека не является конечной причиной избрания, и некоторые зашли так далеко, подчеркивая постановление Божественного суверенитета о том, что они совершенно непоследовательно оставляют мало места для свободной воли человека и начинают маневрировать. По поводу Рим.9.16 Августин заявляет: «Если воля человека не может быть причиной избрания лишь потому, что это не единственная причина, а только часть, то мы можем сказать, что избрание не от Бога милующего, а от желающего и подвизающегося. Где есть взаимное сотрудничество в деле, похвалы заслуживают обе стороны; но, конечно же, такой вывод бессмыслен и абсурден".
 Есть еще одна более веская причина, по которой концепция баланса между свободой воли и избрания благодати должна считаться абсурдной. Если можно утверждать, что человек в некотором ограниченном смысле свободный агент, совершенно несправедливо, что он в каком-то смысле не совершен: он «продан греху" и, следовательно, не пользуется духовной свободой, с которой он может определить свой ответ и спасение. Кроме того, если Бог по Своей милости не возьмет на Себя инициативу посредством действенного призвания, тогда человек обречен на вечность, а благодати недостаточно, но недостаточно в той самой точке, где она должна быть наиболее действенной. Такие непредвиденные обстоятельства, как правильное воспитание, правильный темперамент, настроение и обстоятельства, стали бы определяющими элементами в нашей конечной судьбе. "Божие" избрание тем самым  превратится в экзистенциальное слияние обстоятельств и человеческих влияний.

3. Нормативные утверждения в Писании

 Однако смысл этого исследования не был бы воспринято без должного учета очевидных трудностей, которые препятствуют попытке установить доктрину непреодолимой благодати на авторитет Писания. Многие положения Писания могут быть и были выдвинуты как доказательства против этой доктрины. Но при «сравнении Писания с Писанием» важен вопрос, на который необходимо ответить, а именно: что следует считать нормативным, фиксированным и неизменным? Похожий вопрос должен быть решен моряком, когда он отправляется в море. Существуют ли установленные стандарты навигации, и если да, в чем они могут состоять? Можно оценить уровень океана, высоту волн, направление ветров. Все это так или иначе связано с навигацией, но здесь нет ничего неизменного, и было бы действительно опасно рассматривать такие вещи как нормативные. Сам компас нельзя считать абсолютно неизменным. Но если моряк посмотрит на небо, он найдет там ответ. Среди множества звезд есть неподвижная точка, которая, если взять отсчет от нее, неизменно будет путеводной, хотя все остальное будет меняться. Так же и с истинами Писания. Есть много отрывков, которые говорят о реакции человека или ее отсутствие, уровне его энтузиазма в поисках Бога, обстоятельствах, которые могут либо ободрить, либо обескуражить его в его авантюрном путешествии через жизнь. Но если он попытается принять что-то из этого за неизменную точку отсчета, он обязательно сойдет с пути, потому что все это меняется. Но есть также отрывки, которые заставляют его взглянуть выше на суверенную благодать Бога, и это, как Полярная звезда, является высшей фиксированной точкой, от которой он может безошибочно отсчитывать свой курс. Хотя человеческий ответ может быть переменчивм, избирающая благодать Божья является нормативной, и поэтому другие истины должны быть ограничены в их выражении и истолкованы таким образом, чтобы они соответствовали этой главной истине.  Благодать, согласно Писанию, является неизменной и непобедимой основой в искуплении человека, которая полностью от Бога, через Бога и только ради славы Бога. Когда Бог говорит, как будто Он вынужден объяснить причину, по которой Он выбрал Израиль, Он заявляет: «Я выбрал тебя, потому что Я возложил на тебя свою любовь". Обещание Евангелия о свободном прощении и примирение приходит к упрямому и безразличному народу через пророка Исайю; но Господь объявляет это полностью Своей благодатью: «Я уничтожил твои грехи ради Меня" (Ис.54.22 KJV). Неудивительно, что эта концепция Божественной милости достигает своего наиболее полного выражения в Новом Завете. Иеремия провозглашает условия Нового Завета о помиловании и обновлении благодати во времена национального отступничества, когда Иерусалим созрел для суда. Новый Завет доводит эту тему до ее полной реализации. Благодать действует, даже когда человек откликается хуже всего, она оказывается самой неотразимой, когда человек наиболее бунтует против Бога!

4. Значение образцов

 Здесь уместно изучить случай обращения, который во все века Церкви, очевидно, должен был рассматриваться как своего рода прототип. Павел почти использует это слово, говоря об обращении в своем письме к Тимофею: «потому что я получил милость, чтобы во мне  Иисус Христос мог бы показать все долготерпение, как образец для тех, которые должны в дальнейшем поверить в Него к жизни вечной" (1 Тим.1.16 KJV). Слова «;;;; ;;;;;» не означают, что Павел был обращен сначала по порядку времени, но прежде всего в качестве примера, «;;;; ;;;;;;;;;;». Слово "прототип" не будет здесь плохим переводом.  В качестве примера действия неотразимой благодати этот пример кристально ясен: здесь человек , который упорно проводит свой жизненный путь в прямом противоречии с волей и целью Бога. Тем не менее он был остановлен на этом пути и радикально изменился. По свидетельству Луки, Павел позже заявил, что прежде делом его совести было  делать все, что он мог, против имени Иисуса. Если когда-либо избирающей благодати можно было сильно сопротивляться, это было бы в случае с Саулом из Тарса! Но он описывает свое обращение в очень ярких выражениях, опять же в первом письме к Тимофею: «и благодать нашего Господа была превосходящий в изобилии верой и любовью во Христе Иисусе" (1 Тим.1.14 KJV). Слово«;;;;;;;;;;;;;;» ярко и образно описывает действие благодати, неотразимо вошедшей в его душу, позволяя ему отвечать в вере и любви. Не каждый верующий имеет такой яркий, чрезвычайно внезапный опыт; но в принципе это образец для всех. Обстоятельства могут сильно различаться, но некоторые могут даже не иметь ощутимого кризиса; тем не менее, для всех верующих спасительная вера является результатом вторжения в душу неотразимой благодати. Павел должен был лучше всех изложить эту истину, и он делает это с предельной ясностью. Несколько ученых утверждают, что апостол имел склонность к этой доктрине из-за его раввинского обучения «у ног Гамалиила», которое, как уже отмечалось, ставило акцент акцент на суверенных советах Бога. Другие ученые зашли так далеко, что спутали учение, которое позже выдвинули Августин и Кальвин, с идеей неотразимого принуждающего действия Абсолюта в стоической философии. Но любая параллель с раввинским или стоическим учением не должно наносить ущерба этому вопросу, как отмечает Джонатан Эдвардс в своем трактате о свободе воли. «Было много важных истин, поддерживаемых древнегреческими и римскими философами, особенно стоиками, которые не хуже того, что обычно считается... Нам не нужно отвергать всю правду, которая демонстрируется явными доказательствами, просто потому, что когда-то ее придерживались дурные люди. Та великая истина, «что Иисус есть Сын Божий», не была испорчена, потому что это было снова и снова провозглашено громким голосом дьявола (Works 1:69).
Однако характер откровения заключается в том, что оно приходит не столько как новая истина, но как новое понимание истины, и в этом смысле сама история обращения Павла стала рассматриваться как часть канонического свидетельства, а его изложение доктрины о нем как нормативное. Апостол в одном месте (Рим.9.15) в качестве доказательства использует слова Господа Моисею: в ответ на его просьбу: «Прошу тебя, покажи мне славу Твою». Ответ здесь - это  вариация Божественного Имени (Исх.33.18-19), взятая в будущем времени: «Я буду тем, что Я есть" (ср. Исх.3.14 KJV). Дополнение теперь сделано в явном виде: «Я буду милостив » и получает дальнейшее уточнение: «Я буду милостив к тому, с кем буду милостив». Павел цитирует из Септуагинты, которая показывает, что относительное предложение не является определенной конкретизацией, но неопределенной конструкцией ;';; §; ;;;; '. Суть Божьей славы в том, что Он милостив и что Его благодать также непостижима. Неопределенный (любой) «;; §;» может стать частным и личным только потому, что Он объявляет «';;;;;», Я помилую. Кальвин комментирует здесь: «Единственная причина спасения выражается в двух словах, используемых Моисеем: одно - ханан, что означает благосклонность или проявление доброты свободно и щедро; другое - рахем, оказание милости. Таким образом подтверждается то, что Павел имел в виду, что милость Божья, будучи безвозмездной, ничем не удерживается, но поворачивается, куда пожелает" (Комм. на Рим.9.15-16). Вывод самого Павла из этого выражения непостижимой мудрости Бога: "Не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего". В этой работе мы не ставим цель разобраться с негативным аспектом этого в доктрине отвержения, но дальнейший комментарий от Кальвина послужит предупреждением тем, чья тяга к обилию логических рассуждений выводит их за пределы даже сумеречных краев откровения: "Если нам что-то не дано и не законно знать, неведение не предосудительно, а жажда знания - своего рода безумие".

5. Прояснение понятий

Не менее важным при рассмотрении доктрины непреодолимой благодати является раскрытие ее существенного соотношения с адекватной концепцией Бога. Комментируя то же место в Послании к Римлянам, Барт находит несколько важных слов, чтобы сказать их по этому поводу: «Если мы представляем Бога как причастного к нашим человеческим идеям, как одну причина в ряду, как один из факторов среди других факторов, Он не является причиной, это не Абсолютный, Вечный, Личный Бог; такого Бога просто нет".  Самый серьезный недостаток в доктрине непобедимости воли человека заключается в том, что она ведет к совершенно недостойному представлению о Боге, которое Писание нигде не подтверждает. Тем, кто возражает ему, считая Божии указы произвольными, Павел заявляет: "Кто ты, человек, что споришь с Богом?" (Рим.9.20).  Антитеза, подразумеваемая в этом риторическом вопросе, поразительна в своей логике, фактически означая: «Пусть Бог будет Богом!». Для пророка Исаии главное, что отличает Иегову от языческих идолов, заключается в том, что Он устанавливает события, которые непогрешимо случаются, тогда как идолы даже не могут говорить, а тем более пророчествовать. Будучи совершенно неспособными взять на себя инициативу, они ни в коем случае не являются причинами: они только результаты религиозной фантазии и каприз людей, которые их сделали, это никакие не боги, их просто нет. С другой стороны, Иегова - это Живой Бог, непостижимый в Его мудрость и во всех Его отношениях. «Кто руководил Духом Господним или был Его советником? С кем Он взял совет и кто наставлял его на путь суда?" (Ис.40.13 KJV). Учение о непреодолимой благодати полностью созвучно этой возвышенной концепции Бога. В спасение человека, Он является не просто одной из цепей причин, но Причиной. Если есть цепочка причинно-следственных связей, любое действие человека может быть обозначено только как «случайная» причина. Бог инициирует процесс, определяет средства и работает непобедимо до конца. Если здесь вообще есть смысл говорить в категориях причины, это может выглядеть следующим образом: Первопричина - Бог Отец, формальная Причина - Слово воплощенное, действенная Причина - Святой Дух. Есть, однако «случайные причины», как уже упоминалось,  такие, как воспитание, обстоятельства, умственные способности, темперамент и настроение, которые могут быть полностью или по-разному восприняты Богом, и есть единственная великая суверенная цель Бога, используемая Им согласно Его благоволению. Но превратить любое из этих непредвиденных обстоятельств в право человека спастись есть отвержение всей концепции суверенитета Бога в искуплении человека. Некоторые ставят акцент на гомилетической эффективности, другие на методах евангелизации, многие подчеркивают то, что нужно для немедленного решения. Все это важно, но нельзя сказать, что это решающие причины обращения человека. Единственной определяющей причиной является непреодолимая благодать, которая работает таинственно и непостижимо иногда с этими непредвиденными обстоятельствами, иногда без них, хотя в пастырском богословии средства, которые Бог одобряет для обращения душ, должны  усердно изучаться и  использоваться, особенно провозглашение Слова.

6. Небезразличное дело благодати

 Здесь уместно рассмотреть разницу между благодатью и работой Духа В случае с верующими можно сказать, что « experiencetia ipsa docet », эта благодать неотразима. Но учит ли опыт тому же в отношении неверующих? Многие люди действительно сопротивляются этому, и даже являют доказательства некоторых реальных действий «доброй руки Божьей» в их жизни, прежде чем они в итоге окончательно отвернутся от Бога. Но нельзя сказать, что они испытали спасительную благодать. Божья благодать в действенном призвании неотразима; но благодать "многообразна", и есть много проверок или доказательств действий Святого Духа, которые человек может и будет сопротивляться. Именно в этом смысле война между Духом Божьим и плотским духом человека понимается в отрывках вроде: «Дух Мой не всегда будет бороться с человеком» (Быт. 3). Это зловещее утверждение, которое указывает, что человеческая раса созрела для первого великого суда потопа.
Павел возвращается к этому реалистическому взгляду на человеческую природу в своем учении о практической христианской жизни в своем письме к Галатам: «Ибо плоть противится Духу, а Дух плоти" (Гал.5.17). Стефан в кульминации своей речи использует наиболее бескомпромиссные выражения: "Жестоковыйные! Вы всегда сопротивляетесь Святому Духу" (Деян.7.51 KJV). Можно ли сказать, что благодати здесь сопротивлялись, а работа Духа была расстроена? Но здесь нет вливания нового послушания в действенном призвании. Есть множество влияний благодати, и есть  различные действия Святого Духа. Бог часто производит в некоторых людях лишь предварительные действия Духа, чтобы показать, что в сердцах людей. Это то, что Он сделал с непокорным Израилем в пустыне: «Я вел тебя весь этот путь, чтобы доказать, что было в твоем сердце» (Втор.7.2 KJV). Этому влиянию можно сопротивляться, и чаще всего так и происходит; кроме того, поскольку эти вкушения Духа часто путают с подлинным «praeparatio evangelica» действенного призвания, считается, что некоторые обращены, хотя на самом деле это не так. Они могут быть приведены в эмоциональное состояние, которое может быть принято за спасительную веру, хотя нет уверенности, что глубокая и действенная работа Духа началась. Затем, после периода совершенно неудовлетворительного ученичества, они могут снова впасть в грубое неверие и большую духовную слепоту, чем когда-либо прежде. Некоторых Бог заставляет увидеть свою духовную неадекватность, и только тогда происходит призвание, являемое в настоящем духовном обращении. Вот почему такие отрывки, как Евр.6, были написаны из-за присутствия таких предварительных и неадекватных учеников в церкви, в которой верующие призваны «удостовериться в своем призвании и избрании», и которая предупредила, «только тот, кто претерпит до конца, будет спасен». Такие аргументы ad hominem , однако, должны быть поняты только в отношении нормативной истины о том, что Божье суверенное избрание несомненно и что в действенном призыве благодать неотразима.
Наконец, краткое рассмотрение великой духовной силы такой доктрины послужит тому, чтобы подчеркнуть его значение для пастырского служения. Паскаль переживал Бога так, что мог видеть все это только как свободный и суверенный акт Бога. Он был благодарен за влияние Господа на Пор-Рояль и за семейные обстоятельства, которые привели к его обращению. Но его проникновенные «Мысли» привели его к тому, что во всем и во всем действовала непреодолимая Божья благодать, и доказательство его работы было в обстоятельствах его поиска. Для тех, кто занимается исцелением душ, огромное воодушевление знать, что такое искреннее стремление к Богу является доказательством зарождающегося действия благодати. Величайшая сила служения и благовестия - иметь уверенность в том, что Слово Божье не вернется к Нему тщетным, но преуспеет там, куда Он послал его.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии