32 - Хорошая компания

Евгений Бухштаб
Очень многие люди хотели бы выступить перед публикой (есть, впрочем, и те, кто этого не хочет и даже боится). Но не все имеют возможность предстать перед большой аудиторией,  эти отрываются на семейных пораздниках, дружеских застольях, поминках. Очень ценится умение хорошо говорить у грузин. Хороший тамада – уважаемый человек. Наш коллега крупный физик-низкотемпературщик  Элевтер Луарсабович Андроникашвили этим славился. И подшучивал над братом – знаменитым литературоведом-рассказчиком: - «В нашей семье мужчины всегда знали, как сказать красиво, умели увлечь слушателей. Жаль только не дал Бог этого дара Ираклию». Может, это выдумка, но тоже красивая.
Я всегда выступал легко, даже перед большой аудиторией – в институтские времена в самодеятельности. Но таланта, видно, Бог не дал. На том и остановился в служении искусству. Хотя польза была – относительно легко выступал и отстаивал свою позицию, спорил с мэтрами на физических конференциях, семинарах. Только в последнюю минуту перед выступлением в животе было холодно. Затем – нормально, что мог и хотел, то и говорил. Зато с удовольствием  вспоминаю свои удачные ответы. Иногда даже не очень правильные по физике. Так, на одной международной конференции на вопрос, верю ли я в то, что вижу определенную особенность, нахально заявил: - «I belive in nothing...» -  «А я ни во что не верю, я вижу то и то, об этом и говорю». Шутку оценили, хотя  я на самом деле был неправ – видеть-то я видел, но не очень уверенно, оказалось ошибочно.
Странно, как это случилось, но пришла пора уходить на пенсию. Мой профессор решил устроить проводы, организовал угощение. Сказал очень хорошую речь. Стало даже непонятно, как лаборатория выживет без меня (эта шутка уже обыгрывалась в кино). Чувствую, надо отвечать. Причем на иврите, поскольку русских мало, в основном израильтяне. Конечно, поблагодарил, отметил интересную особенность лаборатории – все до единого студенты и сотрудники были некурящие, как и профессор, а он никогда никого не спрашивал о курении. Посмеялись, но явно недостаточно. Пришлось импровизировать. Есть, говорю, у меня проблема, и серьезная. Я человек немолодой, пенсинер, скоро или не очень, но придется предстать перед Создателем. Попрошусь в рай. А он может сказать – нечего, ты уже был в раю. Сказал это на иврите, несложно. Вот  это уже было удачей. Смеялись, повторяли, еще долго при встречах в институте  вспоминали про мое пребывание в раю. Самое смешное, что это было недалеко от правды.
И вот вчера читаю в интернете, что умер знаменитый актер Керк Дуглас. Он прожил очень долгую интересную жизнь. Она не всегда его баловала, Была и попытка самоубийства, и инвалидность – не сахар. А он сказал в конце жизни: - «Может быть, после смерти вы окажетесь перед большим бородатым стариком на большом троне и спросите у него: Это рай?» А он ответит:
«Рай? Да вы только что оттуда!»
Ну, повезло! Попал в хорошую компанию!

Сент Луис 2020


Рецензии