Искусственный интеллект

Быль и виртуальная фантазия.

     В детстве, когда мы семьей жили на тепличном хозяйстве, через речку от поселка, зимой приходилось привозить на лошади питьевую воду из ближайшего колодца.  Для технических, так сказать нужд, воду брали из речки, но для питья она не годилась, потому что военный городок Капустина яра в то время сливал в нее канализацию.  Раз в неделю я ходил на конюшню за лошадью, это было километрах в двух.  Лошадь приходилось вести в поводу, потому что стоило мне на нее взобраться, как она тут же воротила обратно, в конюшню, все мои попытки управлять ее ни к чему не приводили, а было мне тогда лет 12-13.  Я приводил лошадь, мы запрягали ее в телегу с бочкой и ехали на колодец. После того, как воду привозили и разливали по емкостям, я ехал  уже на лошади обратно. Она трусила легким бегом, и ею даже не нужно было управлять, дорогу в конюшню она знала. Но это, как понимаете,  интеллект не искусственный, а самый что ни на есть натуральный, живой интеллект живого существа.
       Но вот совсем недавно со мною приключился прелюбопытнейший случай, который столкнул меня с искусственным интеллектом. А случилось вот что.  В декабре месяце мы с соседом на моей машине возвращались с рыбалки. Путь не близкий, сто с лишним километров, но дорога хорошая и уходило на нее в среднем два часа.  Чтобы попасть на утренний клев, надо выезжать не позже семи, по темноте, а возвращаемся после четырех, с полчаса в сумерках, а потом  опять в темноте, т.е. и туда и обратно в основном по темноте.  Выехали  с озера как обычно  в пятом часу еще по светлому времени, но когда добрались до трассы было уже темно. Ехали в приподнятом настроении, клев был хорошим и улов соответственным, мечтали по приезду похвастаться и удивить домашних, а также и друзей, вручив им гостинцы свежей рыбы.
       Сказать честно, не люблю я ночную езду, слишком ограниченная видимость, да еще встречные машины, и надо переключаться на ближний свет, а некоторые встречные и не переключаются и так лупанут по глазам, особенно внедорожники с высоким расположением фар, что потом  три-пять секунд вообще ничего не видишь и приходится сбрасывать скорость. Но такова зимняя рыбалка, чтобы не пропустить утренний клев, да и вечерний не оборвать раньше времени, приходится и уезжать, и возвращаться по темноте.
     Так вот, когда проехали километров сорок, на панели загорелся «chek», что означало неполадку в работе двигателя. Это не смертельно, это бывает. Но следом заметил, что стрелка вольтметра стала приближаться к красному сектору, а это значило, что не работает генератор. Если бы это было днем, не страшно, выключив свет, можно было доехать на аккумуляторе, но ночью без освещения не поедешь, и сколько протянет аккумулятор без подзарядки оценить трудно. Для экономии аккумулятора переключился на ближний свет и убавил скорость до 60-ти км в час, быстрее не поедешь, а до дома оставалось еще более 70-ти км.  В одном месте на пригорке остановился посмотреть, что можно сделать. Открыл капот, попытался дотянуться до ремня, проверить натяжение. Но только обжег руку о горячий движок.  Современные машины так понапичканы дополнительными устройствами, что ни до чего не доберешься, надо разбирать и снимать все эти шланги, провода, датчики, чтобы добраться до нужного места. И управляет всей этой премудростью электронный блок, а это уже искусственный интеллект, но он свое дело сделал – показал, что двигатель работает в аварийном режиме, и согласно инструкции я должен доехать до ближайшего СТО. А ближайшее известное мне СТО было дальше моего гаража. Решил ехать на аккумуляторе, но вначале надо было завести мотор, для этого мы дотолкали машину до спуска и, когда она покатилась под уклон, включил вторую скорость и отпустил сцепление, мотор завелся, так сказать, с толкача, и мы поехали дальше. Заводить двигатель стартером означало окончательно посадить аккумулятор.
Мы ехали, нас обгоняли попутные машины, а когда появлялись встречные, я даже был доволен, что могу увидеть дорогу значительно дальше 20-ти метров, которые освещал мой ближний.  Стрелка вольтметра уже в красном секторе неуклонно ползла влево, кроме того заметил, что и бензин в баке заметно убывает, в отдалении ухмыльнулась безрадостная перспектива заглохнуть. Ночь, холод, заглохший остывающий двигатель, и два мужика, безуспешно машущие руками и встречным и попутным машинам, которые пролетают мимо, обдавая снежной пылью. В общем, «по танку вдарила болванка. И два окоченевших трупа украсят утренний пейзаж». Б-р-р-р….
     И я стал молиться машине: «Давай, дорогуша, дотяни до заправки, это уже близко, меньше десяти километров. Я же тебя никогда не перегружал, и не газовал для лихости, ездил мягко, с заботой, дотяни, родная». И она дотянула, хотя стрелка вольтметра упала ниже плинтуса, т.е. ушла уже и за красную шкалу.  В нарушение всех правил на заправке я не глушил движок и отключил свет. Расплачиваясь, спросил у заправщицы:
   - А СТО у вас есть поблизости?
   -  Да како СТО, они все в городе…
     А до дома оставалось еще 25 км, до города еще дальше. И тут, уже сидя  в машине, заметил, что пока стояли, стрелка вольтметра чуточку приподнялась – генератор на холостом ходу не то чтобы работал, но подрабатывал. Решил подзарядить аккумулятор на холостом ходу, простоял минут двадцать, но стрелка как чуть-чуть приподнялась, так и осталась. Решил ехать дальше, на авось.
      Здесь в пригородной зоне на развязках и переходах были освещенные участки, и на них я гасил свой свет. Мы ехали, до дома оставалось 15 км. Но дальше мы ушли на отворот, и освещенные участки кончились. Тьма стала еще гуще, стрелка вольтметра опять свалилась ниже плинтуса, с ближним светом я не видел дальше пяти метров и сбавил скорость до 40 км, но и на этой скорости ехал почти вслепую, ориентиром была лишь ограничительная линия полосы справа, старался не наехать на нее, но и не отдаляться более полуметра. До дома оставалось 10 км.
А напряжение в аккумуляторе все падало, в ближнем свете я уже не различал ограничительной полосы и переключился на дальний свет – разметка стала заметнее, но я уже чувствовал, что до дома не доедем.
   
      И тут свершилось чудо – меня догнал и пристроился сзади высокий внедорожник, кажется, «лексус». Чудо было в том, что он не обгонял, а держался позади метрах в десяти. На встречной полосе никого не было, но «лексус» не обгонял и ехал сзади, не меняя дистанции. Я заметил, что он своими фарами достаточно хорошо освещает для меня правую сторону и ограничительную белую линию, и, пока он сзади, выключил свой свет. Это было грубейшее нарушение, даже создание аварийной ситуации – необозначенная габаритными огнями движущаяся машина в темное время суток. Но это давало мне возможность проехать еще пару-тройку километров, а до дома оставалось всего лишь 5. И я снова стал упрашивать машину: «Дотяни, родная, дотяни, уже близко - стал даже обещать нереальное («семерка» - женского рода, может и поверит) -  буду заправлять тебя только 95-м бензином, и масло поменяю на импортное японское, только дотяни».
     И она дотянула, заехали в наш поселок, добрались до нашей улицы. Я включил левый поворот и свернул с трассы в  проулок. Как заметил, «лексус», оставшийся на трассе, тут же прибавил скорость. По проулку свет не включал, хватало освещения из окон домов, да и зрение мое за последние километры обрело совиную зоркость. На подъезде к дому движок чихнул, пукнул и заглох, но это уже было неважно, мы дотолкали машину и вкатили ее в  гараж. Разобрали вещи, я закрыл гараж, и пошли по домам. Времени было семь двадцать, на обратную дорогу потратил на час с лишним больше чем обычно. Поужинав, ощутил просто ну неимоверную усталость, да и не мудрено: встал в шесть, два часа за рулем до озера, весь день на льду, а обратная дорога три с половиной часа в полуслепую. В половине девятого лег спать и проспал до семи утра.  И только утром вспомнил о чуде, о «лексусе», который помог мне доехать до дома.
      Такого быть не могло. Потому что за всю мою жизнь такого не бывало, а бывало совершенно иначе, все иномарки обгоняли мою «семерку», всегда, когда ехал по трассе с разрешенной скоростью 90 км, и даже когда превышал до 100-та и 110-ти, это было для них (владельцев иномарок) делом чести – обогнать отечественную машину, такой вот, понимаешь, патриотизм. Этот же «лексус» держался за мной как привязанный, и скорость прибавил лишь после того, как я съехал с трассы. Объяснение было одно – «лексус» сам, вопреки воле  хозяина, пожалел неисправную «семерку»  и проводил ее до дома. Компьютер «лексуса» принял сигнал блока моей машины и благородно оказал посильную помощь.  Хозяин же «лексуса», полагаю, ощутив, что машина ему не подчиняется и едет сама по себе, впал в ступор и очнулся лишь тогда, когда я свернул с трассы к своему гаражу.

PS. А причина отказа генератора была банальная, на следующий день я отсоединил воздуховод, снял аккумулятор, и головкой  на двух удлинителях ослабил фиксирующую гайку и подтянул ремень – генератор заработал.

PPS. А может все было совсем иначе, я имею в виду искусственный интеллект. Может быть в «лексусе» ехала женщина, которая никогда никого не обгоняла, боялась нерегулируемых перекрестков, а ездить в темное время суток терпеть ненавидела. И тут подвернулась машинешка, которая  ехала медленно, без суеты, потому она пристроилась сзади и ехала следом. А то, что  «семерка» выключила свет, она даже не заметила, потому что подфарники задних сигналов отражали свет ее машины.

Декабрь 2019


Рецензии
Борис, Ваш рассказ понравился.
Объяснение хорошее, но будь этот ИИ поумней, он бы не сзади светил, а взял бы на буксир, и довёз быстрее.

Григорий Рейнгольд   06.01.2024 07:22     Заявить о нарушении
Спасибо за лестную оценку, но ИИ не мог поступить иначе, потому как пришлось бы останавливаться среди ночи на пустынной трассе, а водитель "лексуса" придя в себя, объехал бы и уехал, а если за рулем была женщина, то тем более. В общем, ИИ просчитал верно.

Борис Крылов   06.01.2024 15:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.