Письмо 5 ЕПБ к д-ру Гартманну

V
 [БЕЗ ДАТЫ]

 Мой дорогой доктор, каждое слово Вашего письма показывает мне, что Вы на правильном пути, и я очень рада за Вас.  Тем не менее, кто-то может оказаться на правильном пути и позволить своему прошлому «я» насильственно доносить до него эхо прошлого и понемногу угасающие предубеждения, с целью исказить их.  Когда человек приходит к познанию себя, он должен познать и других, что в этом случае становится легче.  Вы добились большого успеха относительно первого;  тем не менее, поскольку вы уже не можете не осуждать других в свете старых предрассудков, я говорю, что Вам предстоит ещё огромная работа в этом направлении.  Всё не так уж плохо и никогда не было плохо в Адьяре.  Все намерения были хорошими, и именно поэтому, возможно, они привели Олкотта и других прямо к падению, поскольку они не обладали способностью различения.  Вина не их, а обстоятельств и личных карм.
 Первые две страницы Вашего письма повторяют слово в слово то, чему я учила Олкотта, Джаджа и других в Америке, а именно, правильному оккультизму.  Прибыв в Бомбей, нам пришлось отказаться от западного розенкрейцерства и перейти к восточному.  Для европейцев это обернулось неудачей, как и западное розенкрейцерство обернулось неудачей для индусов.  В этом секрет и самый корень неудачи.  Но ничего не поделаешь, перепутались элементы в столь желанном Братстве.  Пожалуйста, не поймите меня неправильно.  Оккультизм единственен и универсален в своей основе.  Отличаются только его внешние стили.  Я, конечно, не хотела беспокоить Вас, чтобы Вы приехали сюда только для того, чтобы выслушивать неприятные вещи, но постараюсь: (а) помочь Вам увидеть вещи в их истинном свете, что принесет Вам только пользу;  и (б) показать Вам вещи, написанные в «Тайной Доктрине», которые доказали бы Вам, что то, что Вы недавно узнали из древних сочинений розенкрейцеров, я знала много лет назад, и теперь воплотила их.  Крест и подобные символы имеют давнюю историю.  Каждый символ должен содержать три основные истины и четыре предполагаемых, в противном случае символ ложный.  Вы дали мне только одну, но пока она вполне верна.  В Адьяре вы узнали о многих таких лишь предполагаемых истинах, потому что вы не были готовы;  теперь вы можете узнать остальное, приложив собственные усилия.  Но не будьте неблагодарным, что бы Вы ни делали.  Не будьте брезгливы и не плюйте на путь - хотя и нечистый в некоторых его закоулках - приведший Вас к святилищу, у порога которого вы сейчас стоите.  Если бы не Адьяр и его испытания, вы бы никогда не были там, где вы сейчас, а были бы в Америке и женились бы на какой-то новой жене, которая либо выбила бы из Вашей головы последнюю искру мистики, либо поддержала бы Вас в Вашем спиритизме, либо, что еще хуже, один из вас убил бы другого.  Когда Вы встретите другого человека, который, как бедный, глупый Олкотт, будет любить и восхищаться Вами так же, как он это делал, искренне и честно, то прижмите его, я говорю, к своей груди, и постарайтесь исправить его недостатки добротой, а не ядовитой сатирой и подтруниванием.  Мы все ошибались, и все мы были наказаны, и теперь мы стали понимать лучше.  Я никогда не выдавала себя за полноценного оккультиста, но только за изучающего оккультизм за эти последние тридцать пять или сорок лет.  И все же я достаточно знаю оккультизм, чтобы понимать, что прежде чем мы найдем Учителя в наших собственных сердцах или седьмом принципе, нам нужен внешний Учитель.  Вот, как говорит китайский алхимик о необходимости живого учителя: «Все  стремятся к долгой (духовной) жизни, но секрет нелегко найти. Если вы жаждете небесных драгоценностей, вы должны отвергнуть сокровища земли.  Вы должны зажечь огонь, исходящий из воды, и извлечь Ом, заключенный в Тонге; одно слово мудрого Учителя, и вы получите глоток золотой воды».
 Я получила свою каплю от моего Учителя (живого); а Вы получили, потому что поехали в Адьяр.  Тот – Спаситель, кто ведёт Вас к тому, чтобы найти Учителя внутри себя.  Уже десять лет я проповедую внутреннего Учителя или Бога и никогда не представляла наших Учителей как спасителей в христианском смысле.  Олкотт тоже не представлял их в таком смысле, при всей своей сентиментальности. Я подумала на мгновение, что Вы заразились «небесным Учителем и Богом Отцом», и рада, что Вы осознали своё заблуждение. Это было вполне естественно. Вы просто один из тех, от кого такие сюрпризы можно ожидать в любой момент. Ошибитесь хоть раз и сверните на одно мгновение с правильного пути, по которому Вы сейчас идёте, и Вы окажитесь в объятьях Папы Римского. Олкотт не учит так, как Вы говорите, доктор. Он учит индусов полагаться на самих себя 1, и нет Спасителя от своей собственной кармы. Я хочу, чтобы Вы были справедливым и беспристрастным; в противном случае Вы не продвинетесь. Ну, если Вы не приедете, и мы не сможем поговорить — мне будет жаль, потому что я никогда не увижу Вас снова. Если Вы приедете, графиня и я будем рады Вас видеть.
С уважением,
ЕПБ

СНОСКА
1 Известный «Постскриптум» в № 7, том XVI журнала «Теософ» стремится показать, что в этом случае H P.B.  была неправа.  Г.


Рецензии