Мысли о разном 9

Драматург Александр Сухово-Кобылин разоблачает царскую власть и ее сердцевину - судебную систему. И делает это с такой убедительностью, что сатира Гоголя и Салтыкова-Щедрина покажется невинной шуткой.

Драматург Александр Сухово-Кобылин выносит суровый обвинительный приговор царскому самодержавию.

Иван Тургенев описывает "дворянские гнезда" в России с их обитателями, томимыми любовными муками и трагическими развязками.

Иван Тургенев служил России литературой, а не социальными утопиями.

Александр Герцен - общественный человек, Иван Тургенев - художник.

Иван Тургенев проповедует в романах деятельное добро и жертвенную любовь.

Нравственный идеал писателя Ивана Сергеевича Тургенева - человек души, добра, красоты, благородства, чести, любви, счастья и свободы. Идеальные герои в романах Ивана Тургенева - это люди красивые душой, способные на возвышенную, жертвенную любовь.

Мельников-Печерский - летописец старообрядческой Руси.

Фёдор Достоевский оросил русскую литературу слезами сострадания к "униженным и оскорбленным".

Для Фёдора Достоевского герои его романов - это нечто вроде червей, насаживаемых на писательский крючок.

Фёдор Достоевский - литературный каторжник, добывающий писательскую руду для психологически насыщенных романов.

Князь Дмитрий Мышкин Достоевского - это русский Дон Кихот. Но судьба обоих героев разная: Дон Кихот психически "выздоравливает" перед смертью, князь Мышкин - окончательно сходит с ума.

В романах Достоевского герои психически раздвоены: мечутся между полоумным Дон Кихотом и полусумасшедшим Гамлетом.

Выпачкавшись в грязи жизни, Достоевский стремится духовно очиститься в исповедальных романах.

Совсем не случайно появление в творчестве Фёдора Достоевского романа "Бесы". В нем писатель выбивает из себя "бесовщину". Этим он как бы совершает негласное покаяние, тайно исповедуется перед лицом Творца.

Опрокинув на себя ведро помоев, Достоевский говорит: "А внутри я-то чист!"

"Бесы" Фёдора Достоевского - это роман-покаяние и роман-предвидение будущей духовной катастрофы человечества.

Возле Фёдора Достоевского кружились бесы, от которых он искал спасение. Вот почему он написал роман о тех, кто не давал ему спокойно жить.

В романе "Подросток" Фёдор Достоевский высказывает мысли о "всепримирении идей" и "всемирного гражданства". Вот где корни современной пансофии (всеобщей мудрости).

Духовный "ковчег" Фёдора Достоевского плывет между двумя скалами - святостью православной веры и "всепримирением идей". Этот путь очень опасен.

В романе "Братья Карамазовы" Фёдор Достоевский выворачивает наизнанку российскую жизнь, чтобы мы увидели ее неприглядное нутро.

Еще ни один грешник до конца не очистился. Не исключение - писатель Фёдор Достоевский.

Фёдор Достоевский возомнил себя послушником Бога в литературе. Гордец!

Фёдор Достоевский возложил на себя миссию праведника в русской литературе.

Писатель Алексей Писемский отображает правду жизни, однако его прозе недостает широких, обобщающих идей Фёдора Достоевского.

Николай Некрасов - великий правдолюб в русской литературе.

Совесть поэта Николая Некрасова впитала в себя беспредельную скорбь и боль русского народа.

Бездонно народное горе в рассказах Дмитрия Григоровича.

Александр Островский заклеймил пошлую и подлую жизнь русского купечества.

В пьесах Александра Островского нет возвышенного шиллеровского слога, в них хрюкает свиное рыло русского купечества.

Сатира Салтыкова-Щедрина предельно остра: выбивает дурь веником из бестолковки.

В романе "Что делать" Николай Гаврилович Чернышевский выводит на авансцену "новых людей": деятельных, волевых, разумных как в жизни, так и в любви.

В романе "Что делать" Николай Чернышевский возводит "бастион" человеческой нравственности.

У Льва Толстого гомеровский размах отображения жизни.

Лев Толстой обладает уникальной писательской способностью - смотреть на мир через увеличительное стекло. Он становится крупнее, значительнее, нагляднее и яснее в своих деталях.

Достоевский смотрит на мир через уменьшительное стекло, Толстой - увеличительное. Достоевский сосредотачивается на деталях жизни, Толстой - соотносит жизнь отдельного человека со всем миром.

Толстовство сегодня - это уже полуразрушенная крепостная стена нравственности.

Бывают судьбоносные литературные произведения и просто литературные произведения: "Илиада", но не "Одиссея" Гомера; "Война и мир", но не "Анна Каренина" или "Воскресение" Толстого; "Тихий Дон", но не "Поднятая целина" Шолохова.

Отрицая "препустейшую пустую" жизнь, писатель Николай Лесков раскрывает себя и как верующий, и как критик православной веры.

Писатель Николай Лесков - странник жизни с новым Богом в душе.

Николай Помяловский изображает реальную жизнь без левых или правых писательских выкрутасов.

Талантливый писатель Всеволод Крестовский оставил миру фантастический роман-гротеск "Петербургские трущобы", в котором высшие слои общества попадают на дно жизни, тем самым "небеса" опрокидываются в болотную хлябь.

Перу Всеволода Крестовского принадлежит роман "Петербургские трущобы" - эпопея фантасмагорического отчаяния обездоленных людей.

Глеб Успенский описывает безотрадную прозу жизни, в которой нет места для любви и счастья.

Писатель Николай Гарин-Михайловский - еще недостаточно четко проявившийся Максим Горький.

Дмитрий Мамин-Сибиряк повествует о трагических судьбах золотоискателей: суровая природа, крутые нравы, бесчисленные смертоубийства - вот канва его романов.

Проза Владимира Короленко проникнута жалостливым отношением к бедным и несчастным людям.

Писателю Всеволоду Гаршину хорошо знаком мир людей с психическими отклонениями, чем он сам страдал и мучился, пока окончательно не сошел с ума.

Александр Иванович Эртель - один из немногих русских писателей, почувствовавших дух возрождающейся России в конце XIX - начале XX столетий.

Антон Павлович Чехов - верноподданный правды в литературе.


Рецензии