Как зародить интерес к классической литературе. 1

В системе образования назрела острая необходимость реформирования содержания школьной программы по литературе. Тексты, которые сейчас рекомендованы, тяжелы, архаичны для современных детей. Вместе с тем общий объем классики сокращать нельзя. Но вопросы содержания решаются профессиональным сообществом, а что делать родителям, как помочь своему ребенку понять и принять классическую литературу?

Предлагаю авторские наработки, которые не просто позволят зародить интерес к чтению книг, но и решить некоторые педагогические задачи. Для начала родителям стоит перечитать произведение, которое будет изучать их ребенок. Читая, отвечаем на вопросы:

- Основная мысль произведения, литературные особенности.
- Чему должно научить ребенка? Какие эмоции вызвать?
- Какой из выбранных приемов наиболее полно раскроет портреты основных героев, вызовет сопереживание?
- Какая информация в этом произведении будет новой для ребенка?
- Что может вызвать трудности?

Если есть экранизация, обязательно посмотрите с ребенком после прочтения. Это важно для передачи атмосферы произведения, закрепления знаний. Работаем над рассказом «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева. Для начала вспоминаем историю создания. Рассказ написан Тургеневым в 1852 году. События, изложенные в нем, происходили в реальной жизни, в доме его матери Варвары Петровны, прообразом барыни стала мать писателя.

Рассказ Иван Сергеевич пишет под арестом, в котором оказался после написания некролога на смерть Гоголя. Тургенев писал его в петербургской «съезжей», где содержались арестованные, под присмотром полицейских приставов. Рядом с комнатой, где находился писатель, была экзекуционная, и Тургенев целыми днями слышал крики крестьян, которых секли розгами, что вызвало воспоминания о детстве, о немом дворнике Андрее, с которым произошла подобная история.

Отвечаем на вопросы:
Произведение должно показать ребенку ужасы положения крестьян при крепостном праве.
Рассказ композиционно состоит из 3 частей, главная задача которых — создать подробный портрет Герасима. Именно Герасим, центральная фигура и собирательный образ народа, — главная идея рассказа. Не случайно Герцен напишет автору: «…не побоялся заглянуть в душную каморку крепостного слуги, где тот имел лишь одно утешение — водку». Образ Герасима противоречив. С одной стороны, это почти былинный герой, открытый, честный, ранимый, а с другой — способен бунтовать, убивая близкое существо.

Наиболее точно высказался Аксаков: «В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений».

Что важно обсудить с ребенком?
1. Крепостное право. Население России делилось на сословия: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне владели крепостными крестьянами как собственностью, они не просто пользовались плодами их труда, но и могли купить, продать, перевезти на другое место жительства, даже разделяя семьи, разлучая мать и детей. Иногда они решали и судьбу крестьян, насильно устраивая браки.

2. Как жили крестьяне в деревне: годичный цикл работ, быт, инструменты и т. д.
3. Как устроен городской дом помещицы, чем занималась челядь.
4. Портреты литературных героев: Герасима, старухи-барыни, Татьяны, управляющего Гаврилы, башмачника Капитона.

Читать лучше по частям:
Жизнь Герасима в деревне и переезд в город. Любовь к Татьяне. История Муму и уход Герасима.

Главная сложность прочтения — незнакомый детям быт, отношения, работа, архаичный язык, противоречивый образ главного героя и оценка его поступка. Текст рассказа позволяет обсудить использованные автором приемы и литературные термины.

Обязательно поговорите с ребенком о прототипах. Прототип — человек, с которого списан литературный герой.
Сравнение — автор прибегает к приему, когда описывает жизнь главного героя в деревне и городе. Деревня, земля, тяжелая работа — среда, которая напитывала его богатырской силой, в городе же этот великан заточен в маленькую коробку и обязанности дворника кажутся ему несерьезными.
Гипербола — сильное преувеличение. Автор сравнивает Герасима с былинным богатырем.

Продолжение следует.


Рецензии
Я училась в школе на классической литературе. Это для меня казалось естественным. Сейчас иные времена и мне хочется понять самой и объяснять, зачем читать классическую литературу?
Читать нужно обязательно. А вот почему:
- Литературная классика - это то, что проверено и отобрано временем и читателями.
- Это своего рода машина времени, откуда мы можем узнать, как жили наши предки. И не просто узнать, а понять на прекрасном литературном материале, какие были идеалы того времени.
- Можно понять, что наши предки имели те же проблемы и те же радости, что и мы. Можно найти ответы на свои вопросы, так как классические авторы, как правило, прекрасные психологи.
Вот какие мысли пришли мне в голову после прочтения вашей статьи.
Хочется послушать ваше мнение.

Всего доброго.

Ольга Жуковская   21.02.2020 11:01     Заявить о нарушении
Ольга, я-то соглашаюсь, а вот противники классики, да и литературы в целом (а их все больше даже в среде людей зрелых) будут оппонировать. Для них это весьма сомнительные мотивы.
Много общалась с такими людьми, поэтому их возражения предсказуемы. Просто по пунктам:
- Отобрано кем по каким критериям? Зачем мне выбор давно живших людей, не знавших моей реальности? Что они могут добавить для улучшения моего "качества жизни"?
- Зачем мне выбирать по крупицам авторскую (субъективную) информацию, если достаточно несколько раз кликнуть мышкой?
- Какое мне дело до радостей и проблем предков, если своих не счесть? В Сети куча сайтов, предлагающих современный психологический контент. Есть профессиональные психологи, да и мои переживания далеки от сомнений Татьяны, пишущей письмо Онегину.

Для них это не аргументация. А вместе с тем, идет страшнейшее языковое расслоение. Мы теряем язык, а значит, идентичность, культуру. Да в конце концов, просто коммуникации! Но и это не самое страшное. Чтение литературы (именно хорошей литературы, способной вызвать сопереживания, создать образы) развивает мыслительные процессы, внимание, память. наступило время информационного "аутизма", глупеют люди и массово глупеют.

Елена Гвозденко   21.02.2020 12:33   Заявить о нарушении
Согласна с вами, что переделать людей очень трудно. Тем более, что быстрый темп
Только невозможно подменять всё общение и поиски ответов интернетом. Там часто встречаются фейковые новости и советы, да ещё написанные жутким языком, который русским назвать нельзя.
Думаю, что всё это приведёт ещё к большему расслоению общества. То есть те, у кого была хорошая школа, будут изъясняться правильным русским языком, остальные, как говорят, языком улиц (улицу сейчас заменил интернет).
Что с этим делать? Нужно, чтобы стало модным среди молодых говорить правильным русским языком. Может в школе ввести урок риторики. Проводить конкурсы. Здесь и понадобятся примеры классической литературы.

Всего доброго.

Ольга Жуковская   22.02.2020 13:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.