Пять суток ареста

Да, получил я однажды тот срок на службе – от командира нашей воинской части, за что и признателен ему, иначе могло быть хуже. Апрель 1973 года, правда он в пгт Тикси (побережье моря Лаптевых, Якутия) мало чем отличался от января – морозы под тридцать и пурга дважды в месяц. Отмечали мой день рождения, прямо в дежурном помещении нашей дизель-электростанции, было нас трое и вдруг явился сменный лейтенант-инженер (двухгодичник), он заявил что нам уже достаточно и пора завершать мероприятие. Я взял лейтенанта Игоря под руки, вывел его на крылечко и под напутственное слово – ступай-ка, откуда взялся – подтолкнул его вниз по ступенькам. Заела обида нашего москвича и он тут же сочинил рапорт о моей дерзкой выходке. Наш командир – Валерий Александрович, попытался урезонить офицера, ведь тот рапорт предусматривал рассмотрения дела в военном трибунал округа, но лейтенант взбеленился – задета честь мундира и следует соблюсти букву закона ! Мои извинения не повлияли на ход событий, офицеры ежедневно шушукались в кабинете командира, трибунал – это несмываемое пятно в биографии всей воинской части, потому и заволновались «отцы» наши. Но всё же лейтенанту за неделю вдолбили, что здесь – не Красная площадь столицы и служить ему ещё полтора года, за которые всякое может случиться и тогда… не любой захочет ему помочь… В общем, от имени вышестоящих, объявил мне наш капитан пять суток гауптвахты.

Дальше – интереснее, своей «губы» у нас не было, в тиксинском гарнизоне – мест нет, но повезло – замполит наш, Авак Хачатурович дружен был со всеми «нужными» людьми в окру'ге, он то выменял одно «посадочное место» для младшего сержанта – на кассету с последней записью концерта Владимира Высоцкого, где пел наш великий современник о встрече шахматистов Спасского и Фишера (... только прилетели – сразу сели…).

Увозил меня лично замполит, я же – начитавшись детективов, подготовился к заточению основательно. В приёмной состоялся обыск, затем последовало перемещение в камеру, где на «вертолётах»* возлежало десяток арестантов, встретивших меня безразлично-вопрошающими взглядами. По Уставу сержантов следовало содержать в отдельных камерах, но за отсутствием таковых, я был помещён в общую. Оглядевшись, извлек из потайного места сигарету и запустил «пробный шар» – закурил, вызывающе отправляя кольца дыма под потолок. Сокамерники обалдели – после досмотра умудрился сохранить «боезапас» ! Справа и слева просили «жабну'ть» – вдохнуть капельку заветного дыма, я же охотно запустил окурок по кругу. Уловив доброжелательный настрой соседствующих бедолаг, невзначай задремал, но вскоре очнулся от толчка в бок : - Сержант, делите консервы ! На нашей «точке» числом в сорок человек – консервы «Сайра», «Лосось», «Скумбрия» и «Ставрида» лежали в ящиках у входа и любой мог брать это добро по своему усмотрению, здесь же на камеру выдали одну банку кильки, от которой я сразу отказался. Мои коллеги по заключению набросились на дар божий, но поделили его по братски, самому молодому отдали пустую банку – он безо всякой обиды очистил её хлебом и заглотил деликатес, жмурясь от блаженства. Меня стали расспрашивать – откуда ? Узнав, что я – «с горы», стали допытываться – а правда, что мы пьём кофе в любое время суток и едим тушёнку по настроению ?

Утром «ограниченный контингент» повели на работу – долбить вечную мерзлоту в пещере, требовалось расширить пространство под склады продовольствия, скоро я додумался закорачивать питание пневмодробилки, чтобы нам чаще отдыхать. Коллеги восхитились моей смекалке, а начальник гауптвахты наоборот – приказал взамен выдать каждому лом, тот работал безотказно. Однажды мы зашли в котельную, чтоб согреться, сторожил нас первогодок – с карабином наперевес, мы попросили его сходить в магазин за сигаретами. Конвоир отставил оружие в сторонку и скрылся за дверью, минут через пяток вошёл начальник гауптвахты и разглядев карабин у стены, ядовитым голосом спросил : - Чьё ружьишко-то, где его хозяин ? Тут распахнулась дверь и в клубах морозного пара показался наш добрый солдатик, не чуя опасности, он хохотнул : - Налетай – подешевело ! Мы взяли – каждый своё, после чего рядовой оказался нос к носу с капитаном. Тут же – построение и приказ : - За нарушение Устава гарнизонной и караульный службы, рядовому… от имени….  объявляю десять суток ареста…

Время заточения пролетело незаметно, помню – с нами «загорал» мускулистый грек из Севастополя по фамилии Тамбулиди, он живописно рассказывал о своих амурных похождениях, остальные – в памяти не задержались. Скоро за мной приехал замполит и я вернулся к своим дизель-генераторам, а через день командир зачитал приказ из Центра : - Младшему сержанту…… присвоить очередное воинское звание «Сержант» с выплатой денежного довольствия в размере… Мои сослуживцы ржали : - На «губу» ехать надо – за очередным званием ! 


*- переносимый деревянный топчан


16.02.20 г.            22:09


Рецензии