Путь Достижения. Хазрат Инайят Хан

Путь Достижения.

Мои благословенные Мюриды,
    
Сегодня вечером я хочу поговорить о пути достижения. Путь достижения подобен узкой тропе, крутой тропе, которую человек находит на горе, взбираясь на ее вершину. И поэтому путь достижения труден, потому что он ведет в гору. И есть еще другой путь, что приведет к цели, которая следует после достижения. Не совсем правильно назвать его спуском под гору, но в то же время путешествовать по этому пути также просто, как спускаться с вершины горы
   
Путь, идущий в гору к достижению, требует постоянных жертв. Тот, кто еще не готов многим пожертвовать, должен остаться у подножья горы, или в том месте, где он стоит на пути. Он не может идти дальше, потому что он не способен на жертву. А путь, который идет после достижения, требует самоотречения, чтобы достичь цели. Но смешивать эти слова – все равно, что спутывать в одно такие понятия как удовольствие и счастье, интеллект и мудрость. Это две совершенно разные вещи.

Тот, кто не принес жертву в жизни, тот, кто еще не прошел путь жертвы, не должен принимать имя отречения, ибо это совсем другое дело. Все хорошо в свое время. Когда потребуется жертва и человек совершает отречение, он идет назад. Когда необходимо самоотречение и человек приносит жертву, в этом случае он тоже идет в обратном направлении. Ибо это две  отдельные и разные вещи.

Духовный путь стоит обособленно, даже в вещах мирской жизни, таких как открытие нового бизнеса, приобретение новой профессии, карьерный рост, следование по пути любви и дружбы, работа ради имени и славы, какой бы ни была природа или характер объекта, которого желают достичь, все что требуется – это жертва, от начала и до конца. Мы склонны забывать это, и поэтому каждый из нас думает, что наша жизнь требует так много жертв. «Взгляни на то, как профессиональный человек счастлив, как бизнесмен наслаждается своей жизнью, как человек, сделавший карьеру в правительстве, преуспевает в своей жизни!»  Единственное, что мы не замечаем, это та жертва, которую пришлось каждому из них принести, чтобы достигнуть желаемого объекта. Ленивый человек предпочтительнее человека, который не желает приносить жертвы. Своей ленью человек показывает, что он не заботится достаточно, чтобы чего-то достичь. Он наслаждается своим комфортом, своим удобством; он вполне доволен своей жизнью. Но человек, желающий чего-то достигнуть и при этом не желающий приносить жертвы, у такого человека наступят тяжелые времена, потому что он хочет покупать вещи без монет.
 
   Жертва, которую нужно принести, состоит из разных качеств, разной природы в соответствии с объектом, который мы имеем в виду. Чем больше предмет достижения, тем большая жертва для него требуется. Но жертву нужно правильно понимать. Не всегда нужно пожертвовать тем, чем человек обладает. Но нужно принести в жертву то, чем ты являешься. Это составляет огромную трудность. Как скупец держится за свои последние копейки, так и человек не склонный жертвовать, держится крепко за себя. «Все может быть украдено, но только не я сам». Это естественная склонность человека. И что от тебя требует духовный путь? Единственную вещь: «Себя». Откажись от ложного «я» и обретешь «Я» истинное. Если тайна понята, тогда достижение ее  - это следующий шаг. Но человек не так просто склонен отказываться от себя; все что угодно, но только не от себя. Что я имею в виду под этим?
Один говорит: «Моя идея — это моя идея, мое желание — это мое желание. Это мое. Моя мысль — это моя мысль, моя склонность — моя, моя точка зрения принадлежит мне». Он делает все эти вещи более значимыми, чем те, которые он имеет внешне, и поэтому становится легче отдать то, чем он обладает, чем отказаться от того, что он думает или чувствует. Если ты скажешь человеку: « Но так не правильно поступать», он ответит на это: «Но я такой, я так думаю. Я знаю, что это неправильно. Мне так хочется, хотя это и неверно. Я не могу поступить иначе». Другими словами, он держится за свое имущество, думая, что это он сам. Но это не является им. Это его ложное я. Каким бы незначительным не был бы предмет вашего достижения, это мало что значит. Какая бы великая жертва от вас не требовалась бы, она не имеет значения. Даже если вы достигли малого, заплатив при этом большую цену, даже тогда вы достигли чего-то.
 
А теперь мы подходим к самоотречению. Очень часто человек понимает отречение в неверном свете. Человек думает, что он не готов принести жертву, поэтому он отрекается от объекта достижения. Это ложная концепция отречения. Многие очень часто в своей жизни отрекаются от объекта, только потому, что они не хотят приносить достаточно жертв. Они ценят себя или ценят свою жертву, которая от них требуется, больше чем тот объект, который они хотят достичь. И по той причине, что они не в силах его добиться, они говорят  «Я отрекаюсь от него».
 
Отречься очень легко. Великие герои и те души, которые действительно сделали что-то стоящее в этом мире, начинали свою жизнь с жертвы. Принося в жертву свой комфорт, удобства, удовольствия, развлечения и радость. Вряд ли найдется среди них тот, кому не пришлось бы заплатить большую цену, чтобы прийти к этому достижению. Чем выше достижение, тем более великая жертва требуется для этого. Но тот, кто понимает это, ценит объект своего достижения выше той жертвы, которую он приносит. Тот, кто не понимает, желает видеть объект достижения гораздо меньше, чем жертва, которая требуется для этого. И он думает, что это практично. Это здравый смысл. Несомненно, это целесообразно, чтобы в соответствии со здравым смыслом за материальный предмет заплатить только его цену.

Но возвышенный человек, имеющий в себе идеал, проявит эту тенденцию; даже если вы назвали его непрактичным, он не возражает, даже в материальных вопросах. За то кольцо с бриллиантом, которое ему нравится, он заплатит любую цену. Другие будут высмеивать его, и называть далеким от жизни, но ему все равно. Удовольствие от вещи, которую он приобрел, больше чем деньги, лежащие на счету в банке. В конце концов, жизнь - это всего лишь четыре дня. Как сказал великий поэт Саади: «Кто заработал и кто потратил, и кто жил, тот более велик чем тот, кто заработал и кто копил, жертвуя радостью, которую получил от жертвы».

Но когда дело доходит до более высоких вещей, таких как дружба, любовь, доброжелательность, в этом случае вы никогда не сможете принести достаточной жертвы. Для того, у кого имеется идеал в сердце, жертва всегда будет незначительной. Но тот, у кого нет идеала, будет взвешивать, соизмерять и смотреть, является ли это равномерным или неравномерным. «То, что я отдаю соизмеримо тому, что я получаю, или в этом нет баланса». В этом состоит его практичность, которую он называет мудростью. Но это не мудрость, это ловкость. Мудрость стоит намного выше всего этого. Мудрость не обрести благодаря практичности. Когда человек заявляет: «Я буду защищать свои интересы от каждой попытки других людей», это другой человек. Выше такого человека стоит тот, кто доверяет, кто рискует, и кто готов принести жертву.
 
Когда мы вступаем на духовный путь, он требует большей жертвы, чем что-либо еще. Это требует от человека его времени, его мыслей, даже когда вы концентрируетесь, это не позволит вам думать о чем-то еще. Вы должны думать об объекте, на который вы концентрируетесь. Чем дальше вы заходите, тем большая жертва от вас ожидается. И разница между теми, кто продвигается быстро по пути, и теми, кто двигается медленнее, состоит в способности жертвовать. Жертва учит самоотречению. И нет другого пути для самоуничижения, чем жертва. Тот, кто знаком с путем дружбы, кто знает, что означает настоящая дружба, тому не нужно рассказывать, что такое жертва, потому что он прекрасно в этом осведомлен. Дружба не означает хорошее времяпровождение. Дружба означает жертвенность. И когда человек выучил урок жертвенности посредством дружбы, тогда он начинает понимать, что жертва необходима также и на пути духовного достижения. Да благословит вас Господь!

Путь Достижения. 11 Августа 1925 года

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии