Навеки вместе...

Автор статьи - Попов Юрий Сергеевич, участник Вел. Отеч. Войны, капитан-инженер

         В 1972 году, по инициативе Героя Советского Союза – Стрелкова Николая Михайловича, в Ленинграде был организован Комитет по сооружению памятника Маршалу Советского Союза – Жукову Г. К. Мне в этом Комитете был предложен пост Секретаря, на что я с радостью согласился.
        Непросто развивалась история с воздвижением памятника: только со второго или третьего обращения в Москву инициатива Комитета была одобрена и работа закипела: на счёт Комитета в Банке начали поступать пожертвования от предприятий и жителей города.
        Городские власти в помощь Комитету выделили своего представителя – В. Мутко.
        Первым делом нужно было определить место установки памятника. Предложений  хватало, дебаты были бурными, но не долгими: в конце концов, решили установить его у «Привала» - так именуется  у местных жителей пересечение проспекта им. Маршала Жукова и Петергофского шоссе при въезде в город  со  стороны  Петергофа.
Шло время, но не скоро двигалось дело. Закладной камень у «Привала» был установлен в течении двух-трёх месяцев, но далее дело застопорилось: смета на сооружение памятника существенно превышала возможности Комитета. Бесконечные споры вокруг этого вопроса продолжались долго и без внятного результата. Точнее сказать, стал разрабатываться более скромный вариант памятника, который представлен на фотографии.
       Между тем, после окончания очередной встречи членов Комитета, когда большинство участников разошлось, произошло памятное событие: Герой Советского Союза – Вячеслав Александрович Медноногов рассказал о малоизвестных деталях истории, связанных с похоронами И. В. Сталина.
- В 1953 году, во время похорон И. В. Сталина, мне довелось стоять в почётном карауле непосредственно у входа в Мавзолей. Оставляя в стороне многие известные подробности этого события, хочу остановиться на одной, невольным свидетелем которой я стал.
       Находясь в ожидании главного события, я глядел по сторонам. Случайно мой взор остановился на двух мужчинах в штатском, разговор которых я хорошо слышал.
- Ты что это поставил у входа в Мавзолей какого-то мелкокалиберного офицера, - говорил один, видимо старший.
- Так он же Герой Советского Союза, - отвечал ему другой.
- Ну и что,- продолжал первый, - мог бы найти кого-нибудь пофигуристее…
Дальнейшей беседы этой парочки я уже не слышал: на Красную площадь стала втягиваться траурная процессия.
       Когда она приблизилась к Мавзолею, несколько дюжих молодцов сняли с катафалка гроб с телом «отца всех народов» и понесли его к месту постоянного, как тогда казалось, упокоения. И тут случился конфуз: носильщики с гробом, минув входной проём, застряли на спуске в усыпальницу. Изрядно попотев, они были вынуждены сильно накренить гроб и, только тогда  его удалось буквально протиснуть внутрь Мавзолея. «Не лежать Сталину в Мавзолее, - подумал я тогда, согласно народной примете». Как теперь  видно, примета не подвела.
Когда я услышал эту историю – я и подумать не мог, что она получит ещё какое-то  продолжение.
       В начале 1995 года памятник был готов и на повестку дня встал вопрос о месте его установки. Старые дебаты грозили жарко вспыхнуть снова. Вопрос рассматривался у Главного Архитектора города – О. Харченко, который и выступил на совещании первым. Как всегда оказалось, что денег на установку монумента не хватало и, О. Харченко предложил интересный выход из создавшегося положения: установить  памятник Маршалу Жукову Г. К. в Московском парке Победы, где ранее был построен фундамент для памятника  И. В. Сталину, но в силу известных причин оставался долгие годы вакантным. 
        Накануне 50-летия Победы, памятник г. К. Жукову был наконец установлен в Московском парке Победы на упомянутый выше фундамент, что позволило кому-то из присутствовавших бросить по этому поводу реплику: «это что же получается: твой верх, а моя маковка?»


Набор, редактура, размещение в Интернете - Андрей Хачанов


Рецензии