Ирбис и Чёрный Шаман 11

Продолжение. Начало http://proza.ru/2020/01/05/593


Гл.11. Терхан и буанзу

     Монгол оживился и подтвердил это: «Я тоже слышал о невидимых животных.
     Это было в юрте нашего шамана-колдуна. Шаман вызвал низшие элементарные
     силы, и мы все могли слышать галоп и ржание целого гурта лошадей; мы
     могли слышать полет всей стаи орлов и шипение неисчислимых змей прямо
     внутри юрты»
          Н.К.Рерих. ОДЕРЖАНИЕ

Точно в этом месте спустя год ровно в этот день и час сорвавшийся камень переломит хребет маралу на радость и во спасение старого красного волка, который, сознавая свою неспособность атаковать жертву, будет плестись по следам горного козла, надеясь на чудо. Духи гор в этот день и час зачем-то пожелают сохранить жизнь отощавшему буанзу.
 
В горах так бывает – из-за нехватки кислорода чрезмерная мышечная нагрузка приводит к секундному спазму дыхания, который не только вынуждает организм сделать судорожный вдох, но и попутно подаёт в мозг человека сигнал опасности. Терхан, проходя место, на котором в будущем произойдёт смертельное для марала и счастливое для буанзу событие, внезапно ощутил внутренний толчок, и, как немногие в мгновение опасности, сумел сдержать спазматический вздох, то есть – задержал дыхание как при выстреле, невольно сделал несколько поспешных шагов вперёд и посмотрел наверх. Из-за того, что тропинка шла по серпантину вдоль стены почти вертикального среза скалы, его взору предстала только половина хмурого неба. В тот же миг позади послышался шорох мелкого камнепада. Оглянувшись, он встретился взглядом с тем самым волком, которому спустя год так повезёт на этом месте.
Буанзу был взрослым, опытным зверем. В таком возрасте красный волк избегает человека, и, в отличие от серых степных собратьев, даже будучи голодным, никогда не нападёт первым.
Сейчас волк просто сел. И то, что, уловив на себе взгляд человека, он не попытался спрятаться, Терхан объяснил просто:
- Что, старик, пожрать бы? – и добавил с горчинкой в голосе – что поделаешь, старость не радость!
Терхан ошибся. Волк был ещё силён. Каким-то чутьём, уже не звериным, а эзотерическим, переданным его подсознанию горными духами, буанзу знал: именно этот человек не враг, более того – при случае может прийти на помощь…
Оказавшись при схватке человека со зверем, Чёрный Шаман примет сторону слабейшего, то есть – зверя. Знал ли сам Терхан за собой это свойство его шаманьей натуры?
Нет, даже подобные размышления ни разу его не посещали.
То и дело представляются случаи, когда злобные, с подлой душонкой людишки вынуждают его всякий раз делать выбор в пользу зверя.

Ещё в юности Терхан задумывался: неведомые силы, духи (не очень удачный перевод названия этих сил на человеческий язык), или божества, которые принимают от людей жертвы и внимают их просьбам – они сами от людей тоже как-то зависят?
Но и в зрелом возрасте он не знал ответа на этот вопрос, как не знал, что место его встречи с буанзу, при которой волк не скрылся, то есть фактически доверился человеку, – что это место уже помечено не духами, а им самим, и что спустя год духи на этом самом месте спасут этого самого буанзу только потому, что Терхан проявил жалость к стареющему зверю и дал самим духам установку, как-то их запрограммировал.
Ничего этого Терхан знать не мог; он просто проявил такое свойство своей натуры, которое было духами не просто замечено, а воспринято, как источник указания…
 
При камлании шаман не просит духов о конкретной помощи, а упорно информирует их о сложившейся ситуации, при этом, используя специальные заклинания и ритуалы, удары в бубен, их переменчивые ритмы и последовательность как в какой-то затянувшейся барабанной симфонии, уговаривает их с такой настойчивостью, которая может восприниматься не столько как просьба, а больше как установка, как план, по которому духи должны следовать.
Во время камлания в шамана вселяется нечто, которое говорит с духами на понятном для них языке: это нечто делает шамана одержимым, и если это нечто само есть Высшая Сущность, то всё, что оно произносит, уже не просьба, а указание. Не удивительно, что пришедший в себя после камлания шаман не помнит, что с ним происходило. Ведь мы мыслим образами и в сознании свои мысли формируем на понятном с детства языке, а у одержимого язык совсем иной, и никому не дано понять, что это за язык, из каких миров и времён…
Во время длительного одиночества при непрерывных походах и поездках Терхан с иронией сравнивал себя с ребёнком. Как и дитя, растущее вместе с домашними питомцами, кошечками и собачками, он часто отождествлял себя со зверьём, считая себя не выше, а одним из них. Достигнув профессиональной опытности, он продолжал удивляться наличию у животных свойств, казалось бы, являющихся привилегией человека, таких как, например, абстрактное мышление и юмор, особенно заметных у неожиданно игривых росомах и ворон. Возможно, каким-то юмором обладают и духи, отчего их действия кажутся людям нелогичными, даже при осознании, что им и не должна быть присуща человеческая логичность. Горные духи иногда проявляют такое могущество, до которого далеко человеку даже с ядерным оружием. И в то же время они – особая связь между людьми и зверьём; и те, и те могли бы друг друга сожрать, если бы не эти, сближающие их сущности.
Вот снежный барс… охотнику, проводящему половину жизни в горах и снабжённому современной оптикой, увидеть его удаётся редко. Однако подлость хитроумна: капкан, удачно замаскированный среди скал и винтовка с мощной оптикой позволяют человеку добывать этого осторожного зверя, который тем самым был бы доведён до полного вымирания, если бы не защита духов.
Но так ли они могущественны? Издревле в племенах Хакасии и всего Тибета ирбис считался священным, служил тотемом многих племён. Если в наши дни отлов ирбиса возможен посте соответствующего постановления правительства, то в древние времена, во времена Чингиз-хана, для этого действа требовалось посылать гонца к главному Бобо Верхней Монголии и Кама, а он такого разрешения обычно не давал. Древние знали, что делали, но кто их надоумил?

Как бы в резонанс с мыслями Терхана, его взору открылись петроглифы древних на стене, вдоль которой он шел; такие наскальные рисунки разбросаны по всей Хакасии, но здесь древний изобразил горного духа, каким его он себе представлял… или, всё же – видел?

Вот и говорят: человек сам создаёт своих богов.

Продолжение http://proza.ru/2020/02/19/1954

...


Рецензии
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, ПОНРАВИЛОСЬ.

Нина Павлюк   19.02.2020 23:55     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Нина.

Станислав Бук   21.02.2020 03:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.