Письмо Алексею Баталову

Каждый год достаю из антресоли новогоднюю искусственную ель и передвигаю в сторону мой старый школьный дипломат, чтобы достать коробки с ёлочными игрушками. Я знаю, что в дипломате лежат дорогие для меня вещи: аккуратно сложенные в красную коробочку папины ордена и медали, толстая папка с его и мамиными грамотами, а в тонкой папке – мои благодарности за учёбу и добросовестную комсомольскую работу. Ещё там, в коробке из-под конфет, хранятся поздравительные открытки, письма подружки, написанные больше сорока лет назад, письмо с фронта нашего соседа Николая Степановича (его я приглашала в класс на урок мужества), также бережно хранится черновик письма, сочинённого для знаменитого артиста. До сих пор помню, какое сильное впечатление произвёл на меня фильм «Летят журавли», что я решилась написать письмо и поблагодарить главного героя фильма, который мне очень понравился.
Я разложила содержимое школьного дипломата на диване, всё пересмотрела и достала из конверта слегка пожелтевший, в клеточку, листок и читаю:

«Здравствуйте, уважаемый Алексей Баталов!
Пишет Вам ученица 7 «А» класса школы № 1 города Белгорода, Казанкова Людмила. Сегодня вечером по телевизору мы всей семьёй посмотрели очень грустный фильм о войне «Летят журавли». Пока шёл фильм, папа сидел в кресле и не шевелился, он был хмурый. А мы с мамой часто плакали, особенно, когда Вас, точнее, главного героя Бориса, убивают. Я думаю, что мои папа и мама в этот момент вспоминали своих отцов, которые не пришли с войны. Они пропали без вести. А если в моего дедушку проклятый немец вот так, как героя Бориса, подло выстрелил в спину и убил его, и дед остался лежать где-то в лесу, а дома его ждала жена и четверо детей…
Ваш герой Борис такой красивый, добрый, хороший. Он обязательно должен был остаться в живых, а он погибнуть, защищая Родину, как и мои дедушки, и ещё миллионы солдат нашей многонациональной страны.
Спасибо Вам большое за этот фильм!
А героиня Татьяны Самойловой, Вероника, мне не понравилась за то, что она вас предала. Моя бабушка замуж не вышла, а всё надеялась и ждала своего мужа.
До свидания!».

Всегда плачу, когда читаю этот черновик письма, в нескольких местах зачёркнутый, написанный крупным размашистым почерком. Помню, как долго искала журнал «Экран» по всем киоскам союзпечати, что бы найти адрес, куда отправить моё, как мне казалось, очень нужное благодарственное письмо артисту. По наивности несколько лет ждала ответа. И вот в одном из интервью по телевидению Алексей Баталов сказал, что он признателен всем, кто ему пишет, но ответить на письма нет возможности – очень занят. И я тогда, ещё совсем маленькая девчонка, была уверенна, что моё письмо артист тоже прочитал. Я не знаю, почему мне тогда было важно сказать СПАСИБО этому замечательному артисту за совсем небольшую, но такую значимую роль в военном фильме. Я тогда своим детским умом не понимала всей драматургии сюжета, а гибель героя восприняла как смерть своих родных дедушек, которые считаются пропавшими без вести, и которых я никогда не видела.
Фильм 1957 года, снятый гениальным режиссером Михаилом. Калатозовым, известен всем своим сюжетом до каждого эпизода, но почему-то всякий раз, когда смотрю его и в момент гибели Бориса, ком подступает к горлу, и слёзы льются. Сегодня я знаю, что этот фильм о влюблённых, которых навсегда разлучила война. Я давно простила предательство Вероники – героине, сыгравшей великой актрисой Татьяной Самойловой. А Алексей Баталов для миллионов зрителей был и остаётся любимым актёром, является воплощением мужества, благородства, героизма, достойным гордости всего нашего народа.

В комнату вошла моя мама и с возмущением сказала: «Да выброси ты эти бумажки! Сколько будешь хранить этот хлам? Лишь бы место занимать на полках». А для меня от папы осталось на память более 30 почётных грамот, ордена и медали, которыми награждали его – коммуниста – за добросовестный труд, и мои грамоты за активную работу в комсомольской бригаде. Письма и поздравительные открытки, присланные нашими родными из Полтавы, Харькова, с которыми сейчас прервалась связь. И надеюсь, моим детям и внукам также будет интересно прикоснуться к семейным ценностям. А для меня всё это не хлам, а история моей семьи, или даже народа нашей страны.


Рецензии