Дела школьные 1977-1981 часть 1

Тут конечно надо уточнить года своей учёбы:
- пошёл я в 1-й класс в 1976 году, в школу №349 что на Канатной улице была. В конце 1977 было объявлено что школа меняет профиль и все учащиеся должны перейти в близлежащие учебные заведения.
- 2-й класс, вернее первых три его четверти, я учился в городе Находка, что на берегах Японского моря и где я слыл счастливчиком только из-за того что рождён в Ленинграде.
- В марте 1978 года, я прибыл обратно в город на Неве и был принят в школу №327, на улице Ткачей, в класс который был наполовину моим старым классом со школы на Канатной. Встречен я был тоже весьма душевно.
Класс состоял из умненьких ребят и обаятельных девчушек, некоторых я в конце концов нашёл в социальных сетях и был рад что они здоровы и по своему счастливы.

Жалко конечно что с дальневосточного класса не осталось ни одной фотографии и даже номер школы мною забыт.
Вспоминаю только несколько забавных историй. Одна из них была такой:

Город-порт #Находка был молодым (сравнительно) строящимся городом. Коренного населения я не встречал. Все откуда-то да приехали.
За 6-7 месяцев нашего прибывания там, лично нам приходилось 14 м; от всей площади Дальнего Востока. Наши метры находились в общежитии, в квартире где проживало ещё три семьи. Все они приехали с разных мест, с Воронежской области, Омской, а также третья семья, которая родилась уже под восточным солнцем и состояла из мужа с Еревана и его супруги со Львова.
Все жили ни хорошо, ни плохо - жили временно, надеясь на скорую современную квартиру в новом доме, коих строилось там в необычайно больших количествах.
В школу меня перевели тоже в новую. Вроде и номер у неё был, то-ли №2, то-ли №4. Представили как мальчика из города трёх революций, города-героя Ленинграда.
Я видел в глазах новых одноклассников восхищение.

Через пару дней я был приглашён (именно приглашён, не вызван) к доске:
– Андрюша, – обратилась ко мне наша симпатичная и молодая классная учительница, – расскажи нам о своём городе...
Далее она вскинула глаза кверху и сказала куда-то в сторону греческого Олимпа:
– ... о городе музее - Ленинграде.
Я было набрал воздух в лёгкие и решил рассказать о папином заводе, как учительница добавила:
– Вы знаете ребята, что Ленинград город музеев и мостов?
– Нет, – заголосили одноклассники.
– Так вот, первый мост построили через Неву в 1727 году, назывался он Исаакиевский, а первый музей Кунсткамера основанная Петром Великим в 1714 году. Он являлся первым музеем не только в Санкт-Петербурге, так раньше назывался город, но и во всей России.
– Андрюша, а ты рядом с каким мостом живёшь?
Я набрал воздух в лёгкие и хотел сказать пару слов о Володарском, но классная дополнила:
– Но конечно же самый красивый мост в Ленинграде это Дворцовый. Именно его мы видим разведённым в кино и на открытках. Помните? Между сводами виден шпиль Петропаловской крепости?
– Да, – ликовали ребята.

Дальше она говорила о БДТ, о великих писателях творивших в городе, о чудесной творческой атмосфере витающей в любом городском уголке:

И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней, несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!

– Правда ли, Андрюша, что в Ленинграде ни кто не кидает мусор и папиросные окурки мимо урны?
Передо мной, в голове, тут же пронеслись сотни грязных, переполненных урн, пьяные дядьки у пивных ларьков, но я понял подтекст учительницы набрал опять в лёгкие воздух и уверенно сказал:
– Да.
В классе закружился очаровательный вихрь одобрения.
– Спасибо Андрюша, за блистательный рассказ о своём городе, о великолепном Ленинграде. Спасибо! – и радостно заключила, – Поблагодарим нашего Андрюшу Вакурова, нашего нового одноклассника из Ленинграда.

На перемене я был окружён ребятами и засыпан бесчисленными вопросам.
~~~~~~~~~
В находкинской школе как и наверное в любой другой школе мира, была своя мода в школьной одежде. Как я помню ленинградской фишкой были кеды и как бы родители не твердили о вредности резины для ног, более смелые парни носили именно кеды.
В Находке кедами и полукедами пользовались исключительно в спортзале или на спортплощадке. По коридорам новой школы все мальчики ходили в лаковых полуботинках.
И шик был не только в классических мужских туфлях, поди в тот же ленинградский обувной да и купи там хоть три пары - нет, шик заключался в том что в Находке такая обувь не продавалась - не было лаковых.
Когда я сказал своей маман что мне необходимы такие, она тут же повела меня в магазин "Обувь" и даже стала примерять мне кое какие, но я сказал как отрезал:
– Они не такие!
Другие оказались тоже не такие. И третьи тоже.
Да и вообще в магазине таких не было. Все они были "как-бы такими".
Моя мама не могла меня понять и попросила показать мне оригинал.
Через пару дней я ходил как все ребята из Находки - не в простых матовых, да хоть триста раз кожаных, а в лаковых.
Я шёл по улице в новых штиблетах, посматривая на отсвет солнца в обувном носке и понимал что я теперь могу спокойно зайти в класс как свой в доску
~~~~~~~~~~~.
В городе с товарами был свой дефицит, например с книгами и с мороженым. В книжном продавали любые книги, но не читабельные, например что-то от КПСС или что-то для выкройки. В мороженице не было мороженого, а были всевозможные муссы и фруктовые желе.
За всё время моего прибывания я ел мороженое два раза, а единственная моя книга которую я привёз с собой была "Волшебник Изумрудного города" которая в глазах одноклассников казалась реально волшебной.
Однажды один мальчик из нашего класса предложил мне поменяться - я ему книгу дам почитать на неделю, а он мне сегодня же подарит насовсем калькулятор.
Что такое калькулятор я тогда не знал, в Ленинграде я их ещё не видел, но теперь понял что такое носят мои одноклассники вместе с другими школьными принадлежностями.
Зелёный, жидкокристаллический экран запал мне в душу и я решился признаться маме что хочу поменяться.
– Да ты что с ума сошёл, зачем он тебе нужен?
– Он иностранный.
– Ну и что?
– Я буду учится считать.
– Считать ты будешь в уме или там, – она показала мне на школьные тетради.

К счастью я не поменялся и эта книга осталась у меня до сих пор.
А массу японских калькуляторов я чуть позже увидел в находкинском ГУМе, в свободной продаже.
Да и не только калькуляторы. В продаже были японские, стереофонические магнитофоны, телевизоры, кинокамеры. Всё стоило достаточно дорого, но это было. Вот лаковых ботинок не было, а японский Sharp - на, пробивай в кассе и бери.
А ещё меня поразило наличие иностранной жевательной резинки в магазинах. Если у нас с трудом было достать "Ну погоди" или "Kalev", то тут пылились "Brooklyn", "Dandy", "Adams", а также бесконечное количество японских сортов, с возможностью надуть такой пузырь что туда бы влезла голова.
У ребят жевачка хранилась не поштучно или там в блоке из 5 штук, а в больших блок-коробках, по сто штук. Во какие чудеса.

В музыкальном плане Находка меня не удивила. Как приехал со своими плёнками и магнитофоном, так с ними и уехал. Ни чего не записал. Одноклассники музыкой не увлекались, в общежитии был популярен литературно-музыкальный журнал "Кругозор" и именно оттуда и тогда, я узнал о существовании Клода Франсуа и появлении Бони М.

Ещё мне запомнилось что в Находке как в морском-городе было полно всяких даров с моря. Кальмары и осьминоги на прилавке тут был обычным делом, как у нас в Ленинграде прилавок с банкой зелёных помидоров или рядом ни кому не нужных тыкв размером с НЛО.
На берегу Японского моря крабы ползали как муравьи, в водорослях копошились морские звёзды, а лежащий на берегу морской слон удивлял туземцев меньше чем нас раки в наших же реках.
Ещё на каждом углу в городе варили вкуснейшую кукурузу. В Ленинграде везде пахло пирожками, а в Находке кукурузой.

Интересное место: могучие сопки, сотни кораблей и шум близкого порта, праворульные машины, сеансы американского и японского кинематографа, жутко ветреная и холодная зима, да и разница во времени тоже ого-го.
По-первости я засыпал среди дня на стуле и просыпался ночью. Именно там на Дальнем Востоке у меня обнаружился некий лунатизм:
я мог подняться в полной темноте и спящий, с закрытыми глазами, в пижаме пойти поставить чайник и пока он закипает, привычно заправить в магнитофон плёнку и нажать на пуск, к радости всем окружающим.
Но и это в тех местах было обыкновенным и вовсе не настораживающим - всё это более-менее проходило за месяц и новопоселенцы приходили к общепринятому, внутреннему распорядку.

И всё таки я был рад (даже очень-приочень) когда мы зашли на борт Ту-134 и отправились обратно, в мартовский Ленинград.

13.11.2019
Санкт-Петербург


Рецензии
Увлекательно и познавательно. Сразу вспомнились мои детские годы. Надо тоже будет освежить память. Засесть за мемуары.

Макс Трапицин   14.07.2022 14:19     Заявить о нарушении