Необыкновенный концерт Марлен Дитрих

Как-то поздним вечером я включила телевизор. На любимом канале начинали транслировать концерт Марлен Дитрих. На экране появилась запись: «Лондон. 1972 год». Я вспомнила, что несколько лет назад уже видела этот концерт, но в памяти ничего не осталось. «Ладно, посмотрим на эту немецкую антифашистку ещё раз», – подумала я и поудобнее улеглась на диване. Кажется, это о ней сказано: «женщина, объявившая войну нацизму».

Свет становится приглушённым, зал затихает в ожидании. На середину сцены неторопливо выходит она – Марлен Дитрих. Лучи прожекторов освещают женщину в блестящем, «иллюзорном», полупрозрачном, облегающем платье. Фигура её стройна, как у манекена, грудь обнажает волнующее декольте, широкое бриллиантовое колье украшает длинную шею. Завершает великолепный образ белоснежное бесконечно-длинное манто из лебяжьего пуха.

Публика шокирована. Певица не произнесла ещё ни слова, а аплодисменты гремят, будто в благодарность за только что оконченный концерт. Марлен стояла неподвижно, слегка улыбаясь, давая время рассмотреть себя. Казалось, она нарочно держит паузу: «Посмотрите на меня! Я по-прежнему хороша?».
Я не понимала, сколько же певице лет? Можно подумать, что слегка за сорок, а подсчеты говорили, что ей семьдесят один год. Но в любом возрасте она прекрасна!
Из советских актрис за мировую славу могла бы побороться Любовь Орлова (так или иначе, но нашу Любочку муж Александров создавал под Марлен). А ещё подумала, что если бы так раскрутили нашу Людмилу Гурченко, то она бы и пела, и выглядела не хуже, чем актрисы немецкого и голливудского кино. Это во мне говорила зависть и обида за наших актрис.

И вот, еле заметный взмах рукой дирижеру – и зазвучала песня: чуть громче, чуть тише. И уже не замечаешь, как обволакивает тебя низкий бархатный голос, то ли поющий, то ли протяжно читающий стихи. Я уткнулась в экран и боялась пропустить перевод песен, бегущий строкой внизу экрана, всматриваясь в мимику и жесты певицы. Я смотрела на удивительную женщину, а в голове крутилась мысль: «Певица на сцене. Нет умопомрачительных декораций, полураздетых танцующих девиц, создающих эффект шоу. Только Марлен Дитрих в лучах прожекторов и обожающий её зритель».

Мне вспомнилось несколько фильмов с участием Марлен: «Голубой ангел» и «Шанхайский экспресс». Припомнились также картины с Мэрилин Монро в главной роли. На экране обе актрисы воплощали мечту всех женщин: ухоженные, красивые, не спешат на работу, не сидят на партсобраниях, не стоят у плиты, не решают семейные, бытовые проблемы. Они всегда в окружении красивых и богатых мужчин. А если на долю их героинь и выпадали жизненные трудности, то не очень уж и сочувствовал им: шарм и роковая красота затмевали мысли об их нелегкой жизни. Жаль, что эти фильмы уже совсем редко можно увидеть на телевизионных каналах. В нашу молодость они были одними из любимых, а вот сейчас дети и внуки вряд ли посмотрят, как блистали легенды мирового кино.

Марлен рассказывала, какие песни пела в Германии перед солдатами, а какие – в Чехословакии, Италии, Голливуде. Почти во всём мире она имела оглушительный успех. Во время войны артистка и сама была солдатом: выступала на передовой с концертами в поддержку армии, за что мужчины её боготворили. «Я всегда больше боялась плена, чем взрывающихся снарядов на передовой», – говорила Марлен и продолжала концерт песнями на военную тему. В её голосе слышны страдания, боль, любовь, горе вдов и матерей. Мне кажется, эти песни созвучны и нашим песням о войне.

Сколько улиц на земле полны слезами и страданиями?
Сколько морей на земле – моря грусти?
Сколько матерей уже давно одни?
Ответ, мой друг, знает лишь ветер…

Перед казармой, перед большими воротами
Стоит фонарь, и всё ещё будет стоять.
Давай свидимся там опять,
Будем стоять у фонаря,
Как когда-то Лили Марлен…

Пела она о разрушенных улицах, белокаменных домах, в которых погибли матери и дети. «Когда же вы образумитесь?» – тихо почти стонала Марлен. Глаза певицы исполнены печали, музыка проникает в сердце и трогает до слёз. Я уважаю и благодарю Марлен за то, что доносит тему этой страшной войны до слушателя, особенно до дам и господ, сидящих в огромном лондонском зале в роскошных бриллиантах и фраках.
И вспомнилась мне песня любимого Марка Бернеса:

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Наверное, тема войны будет всегда самой тяжелой, сильной и вместе с тем очень близкой не только нашему народу.
Марлен Дитрих, её образ и стиль, уже давно стали легендой. Её называли секс-символом эпохи за холодную, притягательную, таинственную красоту. Её любили за равнодушный, задумчивый, надменный взгляд, за выразительный и чарующий голос. Её будут помнить по легкомысленным и драматическим ролям в кино. Как хорошо, что осталось множество фотографий с её идеальной фигурой и роскошными нарядами. И конечно же, при упоминании Марлен будут говорить и о выдающихся мужчинах, которые были рядом с ней – Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Жан Габен.

Концерт продолжался пятьдесят пять минут. Зрительный зал взрывался продолжительными аплодисментами, осыпал цветами свою любимую Марлен, награждая за её соблазнительный, будоражащий, хриплый голос, покоривший весь мир. Она прожила долгую и яркую жизнь, в которой было всё: и трудности, и страсть, и отчаяние, но она всегда пела о любви.
Марлен низко поклонилась благодарному зрителю и произнесла: «Я вас люблю!».


Рецензии