Благословиться евреями II

(О происходящем в Израиле в контексте вечного еврейского вопроса)

(Продолжение.   Начало - http://www.proza.ru/2020/02/17/1961)


         «Так сказал Бог: пусть не гордится мудрец мудростью своей, и не гордится
         сильный силой своей, и не гордится богач богатством своим. Но тот, кто
         гордится , пусть гордится тем лишь, что он постигает и познает Меня,
         ибо Я - Бог, творящий Милость, Правосудие и Справедливость на земле,
         ибо именно это Мне угодно - слово Бога».
                [Пророк Йермиягу (Иеремия) 9:22-23].


3. РЕЛИГИЯ И ТРАДИЦИИ

    Предки нынешних ультрарелигиозных евреев (на иврите «харедим»), куда бы ни занесло их рассеяние, на протяжении тысячелетий являлись хранителями Завета Творца. Соблюдавшие Еврейский Закон, Субботу и праздники, именно они сохранили еврейский народ, пронеся Тору сквозь пространство и время. Не гефильте фиш, кнейдлэх, чолн или тейглэх — прочь сомненья, масорти! Философы Древней Греции и Востока своей мудростью во многом обязаны им, как и нынешние секулярные репатрианты возрождению еврейского государства. Кажется странным, что потомки ультраортодоксов, живущие ныне на Земле Обетованной, в своем образе жизни унаследовали сравнительно недавние традиции галута и провинциализм еврейских местечек второй половины XIX — начала XX века, где жили их деды и прадеды. Стремясь сохранить эту «самобытную идентичность», отличающуюся у выходцев из разных мест, они самоизолировались в своего рода галахические гетто, отчасти воспроизводя в них быт полуторавековой давности. Раввины пытаются оградить свои общины от СМИ, ограничивают права женщин, в том числе, затрудняя получить развод. Многочисленному потомству они не дают выбора кем стать, навязывая свое мировоззрение и образ жизни. Они протестуют против изучения общеобразовательных предметов в их религиозных школах, йешивах, наряду с Танахом, Талмудом и Галахой. Они организовывают демонстрации против работы транспорта и магазинов по субботам, против призыва своих детей в армию обороны Израиля и все эти требования отстаивают в израильском парламенте, кнессете, где имеют многочисленное представительство.

   В отличие от галутных прадедов, владевших актуальными профессиями и кормивших свои большие семьи, а также от праотца Яакова-Израиля, нынешнее поколение харедим, за редким исключением, проявляет непомерный эгоизм, рожая, как и прадеды, по восемь и более детей, но не желая приобретать мирские специальности и вливаться в рынок труда. Некоторые из них пытаются выдавать себя за потомков колена Леви, прислуживавшего две с половиной тысячи лет назад в Иерусалимском Храме и существовшего на регулярные отчисления от доходов остальных колен. Известно, что колено Леви было самым малочисленным, не более половины самого меньшего из двенадцати колен, нынешняя же быстрорастущая прослойка харедим превзошла эту скромную пропорцию, и их нагрузка на госбюджет представляет все более серьезную угрозу реализации государственных планов и благосостоянию остальных граждан. Ультраортодоксы монополизировали права на иудаизм и представляют себя хранителями подлинных еврейских ценностей, что между прочим пока никому не удалось оспорить. Несмотря на протесты секулярных израильтян, они удерживают в своих руках решение таких ключевых государственных и общественных вопросов как гиюр, браки, разводы, суды, толкование еврейства, и похороны. Получение сертификатов и лицензий раввината стоят не только времени и нервов, но и немалых денег, а печати кашрута существенно удорожают цены на продукты. Их представители в кнессете демонстрируют аполитичность, поддерживая тех, кто пообещает им больше денег и не нарушит их статус-кво и традиционный образ жизни. Успехи израильской армии и победы над врагами харедим традиционно считают своей заслугой, результативностью своих молитвенных обращений к Небесам — дескать, не зря государство их содержит.

   Вместе с тем нельзя не заметить парадоксальность и противоречивость поведения харедим: при всей архаичности своего быта, искусственно отделенного от цивилизации, они не отказываются от возможности пользоваться ее технологическими достижениями — автомобили, самолеты, сотовая связь… Хотя многие раввины торгуют благословениями, а иные «чудесными исцелениями», в случае заболеваний членов семьи — уж коли Бог не принимает их молитв (настолько грешны?) — они отставляют свои «принципы», традиционные предрассудки и брезгливость и обращаются за помощью к секулярной медицине — к обычным врачам, к фармацевтическим препаратам, уколам и прививкам, к последним достижениям в области диагностики и хирургии. Ныне дело дошло аж до признания их представителями целесообразности экстракорпорального оплодотворения для бесплодных семей в их общинах и даже суррогатного материнства. За счет государства, разумеется. Проблему они видят лишь в надежном способе проверки «еврейскости» донорской яйцеклетки, каковую без знаний отвергаемой ими атеистической науки не осуществить. Такой вот спектакль в шолом-алейхемских одеяниях, оплачивать который принуждено государство. Среди многочисленных ультрарелигиозных течений и сект есть такие, которые презирают большинство «государственных» харедим, считая их жуликами [3], а также явно экстремистские [4, 5]. Многие отвергают идеи сионизма, некоторые не признают за государством Израиль права на существование, рассматривая его как объект насмешек и эксплуатации... Так, секта "Лев Тахор" недавно обратилась к иранскому режиму, главному врагу Израиля, с просьбой о предоставлении им убежища. По их мнению, Израиль «создан в грехе, и чем скорее исчезнет это греховное государство, тем скорее придет Машиах [Мессия]» [5].

   Наряду с быстро растущим ультрарелигиозным сектором в Израиле весьма представительна категория «религиозных сионистов», признающих Тору и необходимость следовать Заповедям. Они учатся в университетах, приобретают актуальные профессии и служат в армии. Нельзя не отметить и небольшую прослойку «самодеятельных» истинно верующих евреев, не относящих себя к какой-либо категории, скромно старающихся соблюдать Еврейский Закон. В СМИ их нередко называют «умеренно религиозными» в отличие от ультрарелигиозных. Большинство же среди сионистски настроенных евреев составляют светские, сторонники секуляризма, отделения государства от религии по примеру западноевропейских стран. О многих из них без большого преувеличения можно сказать, что они не знают Тору, желают «быть как все народы», противятся общенациональной святости Субботы, и хотят превратить Израиль в «государство всех граждан». Хотя они не признают особую миссию еврейского народа и его ответственность перед Богом, в вопросе прав евреев на Землю Обетованную, как это ни парадоксально, нередко апеллируют к Его словам, дескать, да, даровал на вечные времена. Часть светской прослойки соблюдают еврейские традиции, иные опасаются согрешить против Заповедей, можно сказать, побаиваются Бога. Что это как не своего рода разновидность язычества? Не признающий Бога еврей, дерзко отрицающий Еврейский Закон, есть душа заблудшая, неразумная. Даже Чарльз Дарвин, предположивший человека произошедшим от обезьяны, боялся Бога и не был до конца уверен в правильности своей гипотезы, которую атеисты поспешили возвести в ранг теории и до сих пор мучаются с заполнением многочисленных белых пятен в ней. 

   Трудно не согласиться с известным утверждением о том, что Суббота (Шаббат) сохранила евреев. По мнению известного писателя Амоса Оза: «Израильский Шаббат в настоящее время — или сугубо религиозный в синагоге, или потраченный на шоппинг в торговом центре. Я очень сожалею о том, что дело обстоит таким образом» [6].

4. РЕПАТРИАЦИЯ И ЭМИГРАЦИЯ

   В июле 2019-го кнессет принял Основной закон «О нации», утверждающий: «Израиль — национальное государство еврейского народа». Многие спрашивали: зачем этот закон? Разве кто-то в этом сомневался? Ведь именно за это враги хотели и хотят стереть Израиль с лица земли — за то, что тут много евреев и экономически неплохо, а самих евреев — сбросить в море. А поскольку государство к тому же демократическое, то сделать это даже проще — пятая колонна левых им в помощь. Закон вызвал немало нареканий и обид, особенно со стороны неевреев, светских сионистов и левых. При этом кажется странным, что совсем не было слышно дискуссий о том, что есть ныне еврейский народ, и главное — кого считать евреем в Израиле. Кого именно врагам следует сбрасывать в море?
   
   Вокруг вопроса об еврейской идентичности всегда были споры. Закон о возвращении евреев (ЗОВ), принятый в 1950 г., гласит: «Евреем считается тот, кто рожден от матери еврейки и не перешел в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм». В 1958 году в него было внесена поправка: «Тот, кто декларирует свое еврейство и не принадлежит к другому вероисповеданию, может быть зарегистрирован, как еврей». Назвался евреем — запишут евреем — так вот просто. В 1970 году в ЗОВ добавили параграф, наверное, явившийся результатом осознания изуверских принципов Холокоста, когда внуков евреев отправляли в печь. Согласно этому параграфу, члены семьи нового репатрианта-еврея, включая не только его детей, но и внуков с их супругами, автоматически получают все права и льготы новых репатриантов. Эта поправка разделила евреев на «кошерных» и «некошерных».

   Совсем недавно, в конце 2019 г., авторитетными ультраортодоксальными раввинами, был поднят вопрос о пересмотре этой поправки, ввиду возросшей волны репатриантов, везущих многочисленные нееврейские семьи. Многим израильтянам подобные заявления показались оскорбительными и провокационными, а цифры, приведенные раввинами, не вполне соответствующими действительности. Тем не менее никто не оспаривает факта, что семье, пожелающей переселиться в государство еврейского народа, по-прежнему достаточно раздобыть правдоподобную копию метрики еврейского дедушки одного из ее членов. Да, они не евреи, не репатрианты, но с получением печати МИДа эти эмигранты безо всякого ценза на время проживания в стране, фактически моментально становятся равноправными гражданами еврейского демократического государства. Заграничное, почти европейское гражданство, безвизовый въезд в полтораста стран. Пока таких иммигрантов сотни тысяч. Около четверти из них, получив паспорт, подарок и материальную помощь, сразу возвращаются туда, откуда приехали. Возможно, Хамас, Хезболла и Иранская угроза мешают росту потока в десятки раз, а если подобное произойдет? Проголосуют вместе с арабами за закон, идентифицирующий еврея, и создадут Еврейскую автономную область возле какой-нибудь речки?.. В полемике принял участие в том числе известный представитель консервативного крыла религиозного сионизма раввин Шломо Авинер, директор йешивы «Атерет Йерушалаим». «Как сказал Авинер, “это – еврейское государство. У неевреев есть много стран, а у евреев – только одно”. И добавил, что нет никакой причины наделять правом гражданства людей, которые не являются евреями по еврейскому закону. Он также отвергает предложения, состоящие в том, что вместо изменений ЗОВ следует облегчить процедуру гиюра – перехода в иудаизм. Авинер настаивает на том, что в гиюре не должно быть никаких поблажек даже для потомков евреев (читай, внуков), поэтому входной билет в еврейство может получить лишь тот, кто полностью принимает, несёт и выполняет все бремя обетов еврейского закона» [7].

   Существует мнение, что светские евреи боятся ультраортодоксов. «Страх перед «государством Галахи» вызвал тягу к “государству светской Галахи” — то есть такому, где светские ценности и светский образ жизни будут навязаны общественности. Похоже, страх религиозного засилья породил желание светского засилья. Страх насильственной религии породил мощное желание секуляризировать ультраортодоксов любыми способами… Истина в том, что светские либералы не хотят ультраортодоксов в армии и точно так же безразличны к тому, что именно те изучают – или не изучают – в школе. Неоспоримая истина, которую никто не осмеливается даже прошептать, состоит в том, что светские либералы не хотят, чтобы ультраортодоксы вообще существовали. Точнее, они готовы позволить ультраортодоксам существовать, но в небольшом количестве, и только, если они не будут обладать никакой властью» [8].

   В отсутствие израильского закона «О еврее», в конце 2019 года мы решили немного поразмышлять на эту опасную во многих отношениях вечную тему. Кто-нибудь, наверное, добавил бы: и, похоже, безнадежную.

5. ЕВРЕИ КОШЕРНЫЕ И НЕКОШЕРНЫЕ

   Вера у евреев иудейская. Носителей иудейской веры и их детей именовали евреями, иудеями, жидами... Обязан ли считающийся евреем израильтянин верить в Бога? Верить в написанное в Торе? Ответ ортодокса однозначен: — Да! Вне всяких сомнений! Возможно, он к этому добавит, что иудаизм учит уважению к личности человека, ибо он предназначен быть живым воплощением закона Торы. Между тем в современном демократическом израильском обществе допускаются варианты и полутона — можно уточнить и в какой мере верить, и в рамках какой традиции, какого течения иудаизма, благо таковых много. Если мама потенциального репатрианта записана еврейкой, то он «еврей по происхождению», МИД Израиля автоматически признает его евреем, ибо это соответствует требованию Галахи — основному своду еврейских религиозных законов. Нынешнее руководство еврейского государства от связи еврея и Галахи не отказалось. Если же соблюдение требований Галахи отнести к свободе совести отдельных граждан, как тогого требует часть секулярной оппозиции, то станет непонятным ни то, на чем основано еврейское государство, ни то, кого именно считать евреем, кошерным с точки зрения иудаизма, а тем более истинным евреем, признающим Бога и Тору.

   В анкете соискателя израильского гражданства присутствует вопрос о исповедуемой религии. Правильные ответы заранее известны: «иудейская» или «никакая». Ответ «христианин», а тем более «мусульманин» автоматом переводит соискателя в глазах чиновника в разряд неевреев, он получит отказ. Итак, с точки зрения еврейского демократического государства, «никакая» вера вполне кошерна для еврея. Если же еврей по матери («галахический еврей») верит в Бога, но по неиудейской традиции, то он должен быть отнесен к разряду «нееврей». Иными словами, соискатель гражданства должен быть или представиться личностью, исповедующей иудейскую веру любой меры — от ультраортодоксальной до полного нуля. Для уже состоявшихся нееврейских граждан еврейского государства в МВД существует категория «без религиозной принадлежности» или «другие», в их удостоверениях личности появлялась «черная метка».
 
   Если нееврей желает пройти процедуру гиюра, чтобы присоединиться к еврейскому народу, то тут легко попасть впросак. Между ортодоксальными раввинами, представляющими разные общины, идет борьба за право осуществлять гиюр, признаваемый государством. Успешно прошедшему гиюр у «некошерного» раввина, а таковых множество, может быть отказано в еврействе. Государством!  «МВД регистрирует евреями лиц, рожденных матерью-еврейкой или перешедших в иудаизм в одной из официально признанных еврейских общин. Однако этого может оказаться недостаточным для главного раввината. Там существует свой список раввинов, и только совершенный под их надзором гиюр считается кошерным...» [9].
   
   А зачем демократическому государству нужен главный раввин, его оффис, его указы и постановления в отношении граждан? «В нормальной демократии вообще нет такой должности, как «главный раввин», и нет такого учреждения, как главный раввинат. Раввин нужен общине – не государству… Религиозным гражданам и ультраортодоксам этот орган не нужен. Они не признают за ним духовный, моральный или галахический авторитет. Для светских граждан – это всего лишь поставщик сертификатов и лицензий. Главный раввинат – это приз, ожидающий религиозные партии на коалиционных переговорах. Он – золотая жила теплых местечек, бюджетов и коррупции» [10].
   
   Как это ни парадоксально, прошедший гиюр может назавтра снизить профиль своего иудаизма вплоть до нуля и при этом остаться евреем для государства. Большинство записанных евреями не такие, но считают вполне достаточным соблюдение еврейских традиций (категория «масорти»). Как правило, галутных традиций. На столе масорти в еврейский праздник должы быть гефильте фиш, кнейдлех, форшмак, тейглех, кугель, чолн… в зависимости от места исхода. На Песах — маца. Ультраортодокса мы узнаём по форменной одежде — от брюк, заправленных в белые носки до черной широкополой шляпы или меховой шапки и т.д.. Религиозных сионистов распознаем по вязаной кипе. При этом неизвестно, каков процент израильтян, верующих в Бога, каков допускающих Его существование, каков стремящихся соблюдать Еврейский Закон, ведя праведный образ жизни, каков верящих в особую миссию еврейского народа. Вроде бы, нет пока достоверной статистики на сей счет. Не откажет государство в еврействе даже употребляющему свинину, игнорирующему кашрут и Шаббат, тому, чья иудейская вера где-то вблизи абсолютного нуля. Нет такого закона, а Израиль — государство, пытающееся при «еврейском характере» не утрачивать демократический статус. Будь он мусульманином, был бы сурово наказан соплеменниками за свинину.

   Весьма активны ныне евреи крайне левых убеждений, в том числе считающие, что у еврейского народа нет права на Землю Обетованную, согласные с доводами врагов, желающих стереть Израиль с лица земли, а евреев… (тут по-разному). Их иудейская вера опустилась ниже нуля и стала отрицательной, они превратились во врагов евреев. Может ли Израиль таким отказать в еврействе? А в гражданстве?.. Пока нет ответа и на этот весьма актуальный вопрос. Подводя итог, можно сказать, что на уровне руководства государством нет ясного представления о том, кого следует считать евреем, а уже приняли закон о еврейском народе и его правах. Парадокс, который практически никто не замечает. Но у ближевосточных коррумпированных государств другие приоритеты, и это следует учитывать. Израиль — ближневосточное государство.
   
6. БЫЛИ ЛИ ХАЗАРЫ ЕВРЕЯМИ? 

   Еврейская тема недавно была затронута лидером мировой державы, решительно сторонящимся антисемитизма, в контексте вопроса «были ли хазары евреями?» [11]. Оказались ли там прямые потомки изнанных с Земли Обетованной израильтян или это была принявшая иудаизм верхушка местных племен, достоверно неизвестно. Но если из поколения в поколение хотя бы небольшая часть народа жила среди язычников по законам Торы, то, даже, не имея определения еврея, их (эту часть народа), вероятно, следует причислить к евреям. Прошедший гиюр нееврей по закону Галахи считается гером, членом еврейского народа из числа иноплеменников, его потомки — евреи. Кем, например, считаются в Израиле репатрианты из Эфиопии, исповедовавшие иудаизм и якобы насильно крещенные? Евреями. Гены у них совсем не ашкеназские, вероятно, как и у хазар, но признаны евреями. Многим пришлось пройти «гиюр».

   Нетипичный пример — «субботники», вполне русские люди, где-то, начиная с конца 17 века, разочаровавшиеся в церкви и переходившие в иудейскую веру, соблюдавшие Субботу, откуда пошло их название. «В основе вероучения субботников лежал Ветхий Завет, в котором их привлекали запрет на пожизненное рабство, идея единобожия (а не Троицы), отрицание «кумиров» (икон); они считали Иисуса не сыном Божьим, а одним из пророков; всё это в совокупности привело к тому, что официальная церковь стала считать их еретиками» [12]. Именовались эти сектанты на своей родине «жидовствующими», настаивали на указание в графе национальности — «еврей» и подвергались многочисленным репрессиям за свою веру. Иные пожелали пройти гиюр в еврейских общинах. К началу XX века общины субботников по всей России (около 30 губерний) насчитывали десятки тысяч человек. С конца XIX века могие субботники репатриировались на Землю Обетованную вместе с семьями. Эти люди — Протопоповы, Нечаевы, Матвеевы, Куракины, Сазоновы, Дубровины... (иные потом сменили имена и фамилии) занялись осушением малярийных болот Нижней Галилеи, строили поселения в пустынных до того местах, сеяли пшеницу, разводили скот. И молились Богу Авраама, Ицхака и Яакова. Их внуки и правнуки, носящие библейские имена и общающиеся на иврите, евреи.
   
   А вот, типичная галутная ситуация: молодой американский еврей считает, что посещение синагоги раз в год в Йом Киппур — достаточно, чтобы его еврейские родители отстали от него. Через подобную минимизацию признаков еврейства молодежь в Штатах ассимилируется. Хотя американские евреи все более отдаляются от Израиля, будучи недовольными его политикой, в США есть большая влиятельная община христиан-евангелистов, искренне поддерживающая еврейское государство, веря, что там в скором времени объявится Мессия. Под их давлением в том числе,  президент США подписал недавно указ о признании евреев не сектой, исповедующей иудаизм, не национальным меньшинством (каковым мы привыкли считаться в СССР), а нацией [13]. Впервые в истории признано существование на планете еврейской нации, имеющей право на собственное национальное государство. Знаковое событие, порождающее новые-старые вопросы.

   Недавно разгоревшийся спор вокруг закона о еврейском демократическом характере государства между израильскими левыми и правыми, сионистами, ультрарелигиозными, традиционалистами и атеистами проявил зашкаливающую взаимную ненависть — что всегда было дурным предзнаменованием для еврейского государства и евреев. На этом фоне секулярное большинство пытается перевести вопрос в иную плоскость — дескать, пусть религиозные разбираются между собой, кого считать кошерным евреем, а кого нет, нынче «вопрос не в том, кто — еврей, а кто — израильтянин» [14]. Вот мнение израильского политика, главы одной из правых партий: «Этот внутренний ущерб преследует нас до сего дня, он засел глубоко в сердцевине всех наших разногласий. И между левыми или правыми, и в еще более глубоком споре — о том, кто мы вообще такие? Мы — еврейское государство или государство всех граждан? Мы прежде всего — евреи или израильтяне? И так далее…Реальный вопрос, на который предстоит так или иначе ответить, ...кому на самом деле принадлежит эта страна?» [15]. Вот даже так. Иными словами, нет консенсуса по вопросу, кому принадлежит ныне еврейское государство — народу Торы или многонациональному израильскому народу, желающему «быть как все народы».

   В связи с ростом антисемитизма во всем мире и поскольку Израиль окружен врагами, открыто призывающими к его уничтожению, невольно вспоминается обещание Творца: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» [Тора, Берешит (Бытие) 12:3]. Кому должны быть ныне адресованы эти слова? И как они соотносятся с тем, что происходит сегодня в Израиле и в мире?

(Продолжение - http://www.proza.ru/2020/02/26/1457)

-------------------------
Источники:

3 -  http://newsru.co.il/israel/21jan2020/krois_501.html

4 -  http://newsru.co.il/israel/14jan2020/secte_nome_001.html

5 -  https://mnenia.zahav.ru/Articles/12783/evreiskyi_
taliban_prosit_ubejishe_v_irane

6 -  https://jewish.ru/ru/events/world/7905/

7 -  https://detaly.co.il/kogo-schitat-evreem-prishla-
li-pora-menyat-zakon/

8 -  https://detaly.co.il/luchshe-by-ultraortodoksov-
voobshhe-ne-bylo/

9 -  https://detaly.co.il/popravka-tolko-60-novyh-repatriantov-
iz-rossii-ne-yavlyayutsya-evreyami/

10 -  https://detaly.co.il/chto-takoe-evrejskaya-demokratiya/

11 -  https://tnv.ru/news/policy/70204-vladimir-putin-khazary-

12 -  https://ujew.com.ua/magazine/u-jew-vyipusk-12-18/
zhidovstvuyushhie-ili-kto-takie-subbotniki

13 -  http://archive.9tv.co.il/news/2019/12/12/277779.html

14 -  https://detaly.co.il/vopros-ne-v-tom-kto-evrej-a-v-tom-
kto-izrailtyanin/
 
15 -  https://detaly.co.il/moshe-fejglin-komu-na-samom-dele-
prinadlezhit-eta-strana/

Иллюстрации — shutterstock photo based


Рецензии