Юрок

                Юрок.

         Эту птицу я долгое время не мог отличить от зяблика, настолько они были похожи издалека, а на близкое расстояние подойти не удавалось.  И только в студенческие годы, когда у меня появился собственный бинокль, удалось это сделать. А в последствие, когда я начал изучать голоса мелких птиц, мне это не составляло никакого труда. Звонкую трель зяблика слышно за сто и более метров, а скрипучий щебет юрка со скрежущим окончанием  лишь за тридцать-сорок.
         Впервые в бинокль разглядываю парочку юрков,  спрятавшись за толстую сосну на краю поляны. Мне очень хотелось, чтобы они собирали строительный материал для гнезда, чтобы выследить, где они строят гнездо. Но мои ожидания не оправдались, птички просто искали на земле корм. Кстати, позже я обратил внимание, что юрки, практически никогда не кормились на деревьях и кустарниках. Тогда я стал внимательно рассматривать раскраску их оперения.
           В отличие от зяблика у самца шея, голова, крылья, хвост и передняя часть спины были чёрными. Горло и грудь имели оранжевый цвет, брюшко – белый. На крыльях поперечные оранжевые полоски. Выемка хвоста с белой оторочкой. Самочка окрашена более скромно: в бурые цвета различных оттенков.
         Самец взлетел на дерево и принялся выводить свою, не очень-то красивую мелодию. Самка продолжала кормиться. Я тихо ретировался.
         Гнездо юрков удалось обнаружить только через несколько лет. Его выдал писк птенцов. Оно располагалось в развилке нижней ветви сосны в четырёх метрах от земли на опушке смешанного леса. Если бы не птенцы, его невозможно было бы заметить снизу. Дней через десять, когда птенцы явно покинули гнездо, я ухитрился это гнездо заполучить в руки. К тонкой, но крепкой верёвке я привязал «кошку», изготовленную из нескольких согнутых гвоздей, забросил эту снасть на ветку с гнездом и потянул вниз. Длинная ветвь наклонилась до земли и я осторожно высвободил гнездо из развилки.
         Оно представляло собой довольно глубокую чашу, искусно сплетённую из сухих листьев и стебельков различных трав с примесью тончайших ленточек бересты, лишайников и мха. Лоток выстлан растительным пухом, шерстью и мелкими пёрышками. Сняв все замеры, гнездо пришлось выбросить: оно было несколько деформировано и слегка загажено птенцами, поэтому в коллекцию не годилось.


Рецензии
Я один раз слышал Канареечного вьюрка.

Серёга Дмитриев   20.03.2022 13:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!

Вадим Светашов   20.03.2022 19:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.