Первобытные танцы на тетеревином току

  Ничего необычного не предвиделось. В выходной день Виктор поехал на машине в лес, в одно из своих излюбленных мест. Таких мест в окрестных лесах у него было несколько. Одни  были только для рыбалки, другие для сбора ягод и грибов, третьи – и для того и для другого. В некоторых из них даже были построены хижины, достаточно добротные, подходящие для того, чтобы прожить вполне комфортно несколько дней.

 Это место, куда он приехал в этот раз, находилось далеко от города и использовалось им только для сбора ягод. Это была болотистая местность с множеством пригорков, и Виктор собирал здесь бруснику и клюкву. В эти места мало кто забирался – не любили из-за топких болот. Но Виктор, который все свободное время проводил в лесных походах и на рыбалке, хорошо знал их и любил за обилие даров леса.

 Целью Виктора в этот раз была клюква. Он точно знал, где эта ягода растет в изобилии – разведал в прошлые приезды в эти места. Это было болото, которое располагалось на границе изученного Виктором участка данного леса, в паре километрах от стоянки его машины.

  Погода была хорошая, без дождя, вполне соответствующая сезону. В эту пору – в начале октября – обычно стояли пасмурные тихие дни; днем бывало относительно тепло, а вот ночью мог случиться и мороз, но даже если не было мороза, то температура едва отрывалась от нуля.

 Собрав все необходимое, Виктор отправился в путь. Какой-либо тропы не существовало, и он шел по зарубкам и ориентирам, известным только ему. По пригоркам идти было нетрудно, растущий там лес был легко проходимый. Порой ему приходилось переходить болота по воде. Это для многих было бы опасно, но не для Виктора – безопасные пути были им обозначены.

 Клюквенная «плантация» не подвела  - урожай был хороший. Осмотрев место и, убедившись, что никто, кроме него, сюда не добирался, Виктор приступил к сбору. Дело продвигалось достаточно быстро, а могло бы даже и быстрее, если бы он использовал специальное приспособление под названием «комбайн». Но Виктор не хотел это использовать из-за вреда для клюквенных кустиков.
 
 Как многие из тех, кто был связан с лесом работой или увлечением, и по-настоящему его любил, Виктор бережно относился к его богатствам. Отступив от своих моральных принципов, при его знании леса, он мог бы неплохо зарабатывать на браконьерской добыче лесных даров. Но Виктор отличался твердой приверженностью этим своим принципам, и никогда не позволял себе от них отступать.

 Из вышесказанного понятно, как он относился к тем, кто использовал варварские способы сбора, когда принцип «после нас хоть трава не расти» проявлялся в прямом смысле слова; ведь после такого сбора на этом месте ягодники восстанавливались много лет, и, ягод там в эти годы не было.

 Наполнив ягодами припасенные емкости, Виктор присел отдохнуть. Он достал припасы, стал перекусывать. Подкрепляясь, он вспомнил еще об одном деле, которое он когда-то планировал. На карте он видел озеро средних размеров, которое располагалось недалеко от места, в котором он находился, и он хотел разведать подходы к нему, да и посмотреть само озеро на предмет будущей рыбалки.

 Виктор посмотрел на часы – время позволяло. «Мигом туда и обратно» - решил он. Не теряя времени, налегке, он отправился в путь, оставив ягоды и вещи на виду, будучи уверенным, что никто их не тронет.

 Хотя и «мигом», но осмотрительности Виктор не терял; это качество у него выработалось за долгие годы походов в лес. Так что по ходу своего маршрута Виктор осматривался, запоминал ориентиры и оставлял свои приметные знаки, по которым он мог безошибочно вернуться к своим вещам.
 
 Озеро понравилось. Подходы хорошие, берег не заболоченный, без зарослей камыша. Заметив в воде стайку рыб, Виктор с удовлетворением отметил, что рыба в озере водится. «Зимой попробую здесь порыбачить», - решил он.

 Виктор осматривал окрестности озера, и тут кое-что озадачило и обеспокоило его.  «Такое впечатление, что темнеет», - подумал наш герой.

 Да, это не было впечатлением – стало темнеть по-настоящему. Виктор с досадой осознал свою ошибку – он не учел, что часы недавно перевели на час назад, поэтому  и темнеть стало на час раньше. А именно за этот час Виктор должен был вернуться к машине.

 Виктор совсем забыл об этом переводе стрелок. Дома это не имело значения, а «часы» у него в голове все еще было настроены на летнее время, и «показывали», что еще час будет светло.

 Поругивая себя, Виктор поспешил в обратный путь. Но темнота как будто тоже спешила, и сумрак быстро сгущался. Сгущался сумрак, конечно, как обычно, просто как бы Виктор не торопился, он не мог успеть добраться засветло даже до вещей.

 Наконец, стемнело так, что он уже не мог различать ориентиры и знаки. Двигаться в темноте было опасно – можно было легко заблудиться. Ведь дело происходило в те времена, когда навигаторы были дорогой и громоздкой диковинкой, а смартфонов и вовсе еще не изобрели. Мобильная связь существовала, но только в городах.

  А даже с навигатором было бы безумием идти по лесу в полной темноте. Виктор это прекрасно понимал, и поэтому решил найти удобное место и заночевать в лесу. Ночевал в лесу он несчетное количество раз, но такой неподготовленной ночевки он не помнил. А неготовность эта выражалась в том, что он был легко одет, и у него не оказалось спичек, чтобы разжечь костер.

  Опыт лесной жизни позволял Виктору оставаться спокойным. Прежде, чем стемнело полностью, он успел найти высокое место под раскидистой елью, и подготовить «спальное место» из лапника.
 
  Место было примечательное. Рядом с пригорком, на котором он разместился, была большая поляна, устланная мхом и брусничником, а за поляной виднелось болотце. «Идеальное место для токовища!» - подумал Виктор - он хотя был не охотником, а заядлым рыболовом, но видеть токующих глухарей и тетеревов на подобных полянах ему доводилось.

  «Лучше иметь какую-нибудь кровать, чем не иметь никакой» - гласит испанская пословица. У Виктора в эту ночь был второй вариант.

  Дождя и ветра, к счастью, не было, но становилось прохладнее. Виктору, интенсивно поработавшему в процессе заготовки лапника, было тепло. Это состояние в такую прохладную погоду, конечно, не могло долго сохраняться. Он решил воспользоваться методом, который используют пограничники в дозоре - они лежат неподвижно в каком-либо углублении, даже в снегу, вокруг человека образуется «теплая» оболочка, которая позволяет  дольше выдерживать воздействие холодного воздуха.

  Виктор улегся на лапник, им же полностью обложился, затих. Спать не хотелось, ведь было еще совсем не поздно. Невольно он получил идеальные условия для размышлений, чем он и занялся. Диапазон раздумий его был широк – от общечеловеческих проблем до чисто утилитарных.

  Страха не было, хотя бояться было чего. А вернее кого - медведя. Медведи водились в этих лесах, и в зимнюю спячку они еще не улеглись.  Виктор прекрасно знал, что медведи – ночные животные и ночные охотники, и опасаться их надо именно в вечернюю и ночную пору.

  Забегая вперед надо сказать, что никакие животные не побеспокоили Виктора этой ночью. Может быть медведь - хозяин этого леса побывал в этой части леса раньше и сейчас находился далеко. В шутку можно было предположить, что его, как и других лесных обитателей, обитающих поблизости, озадачило странное поведение странного двуногого (об этом - ниже), и он не счел возможным нападать на него. А, скорее всего, от внимания медведя Виктора спасло то, что в эту пору медведи, подобно ему самому, больше всего интересуются рыбой и ягодами, и в ту ночь, наверно, занимался ночной рыбалкой.

  В размышлениях прошло минут сорок-пятьдесят. Метод пограничников работал хорошо, но он, конечно, не является волшебным. Холод стал постепенно добираться под легкую одежду Виктора.

  Что делать? Двигаться! Другого способа согреться не было. Виктор поднялся, сделал несколько шагов от своего импровизированного спального места и, оказавшись на полянке, стал делать интенсивные движения руками и ногами. Он подпрыгивал, приседал, боксировал воздух, махал руками. Его движения были отдаленно похожи на танец, очень быстрый, ни на что не похожий, без названия. Видимо, еще в первобытные времена в гены человека было так заложено, что когда замерзаешь, нужно исполнять именно такой танец.

 Через несколько минут Виктор почувствовал, что согрелся. Важно было вовремя закончить «греться» таким образом, иначе можно взмокнуть, и тогда холод сможет добраться намного быстрее. Он еще некоторое время поделал более медленные движения, чтобы успокоить дыхание, а затем нырнул в свою хвойную постель.

  По времени все еще был непоздний вечер и спать не хотелось. Виктор снова углубился в раздумья и воспоминания. Вспомнил, что в студенческие годы увлекся английским  языком, довольно серьезно продолжал изучать его после окончания института и добился вполне уверенного владения. А вот последние, и довольно долгие, годы не практиковался.

  «Осталось ли хоть что-то из знаний?» - задумался Виктор. Он напряг память и слова и фразы стали всплывать легко – оказалось, что язык не забылся. Он вспоминал подзабытое, пытался переводить то, что приходило на ум.  За этим занятием время прошло быстро и, когда холод снова стал подбираться, Виктор удивился тому, что уже прошел час.

  Серия танцев – заныривание в колючую постель – так проходила его ночь. Когда стало уже очень поздно, появилось желание спать. Первый его короткий сон был тревожным – он боялся, что крепко уснет и проспит очередной обогрев, а как следствие, сильно промерзнет и заболеет. Но выяснилось, что его внутренний будильник срабатывает хорошо; так что он стал засыпать моментально, только улегшись на свое ложе, а танцы исполнял в полусне, отчего они, наверно, выглядели весьма странно, благо их никто не видел.

 Виктор не считал, сколько у него было выходов на «танцпол» в ту ночь, потом уже, прикинув по времени, он насчитал их восемь или девять. Наконец, проснувшись в очередной раз, он увидел, что настал рассвет. Медлить он не стал, и как только стали различимы его ориентиры, он двинулся в путь к своим оставленным вещам.

  Вещи ждали его в целости и сохранности. Дальше все шло уже по плану. Виктор благополучно добрался до машины, позавтракал и отправился в обратный путь к дому.
 
  Небольшое приключение, правда, его еще ждало. Когда он отъехал совсем недалеко от своей ночной стоянки, он увидел вышедшего на дорогу мужчину, который выглядел озабоченным и который умоляющими жестами просил Виктора остановиться.

 Выяснилось, что у мужчины случилась похожая ситуация. Похожая, правда, только в том, что он также не учел перевода времени, и темнота застала его врасплох. Но у него была теплая одежда и спички, так что обогревался он с помощью костра. А вот в плане ориентирования в лесу он далеко отстал от Виктора. На дорогу-то он вышел, но совсем не представлял в каком направлении ему нужно идти к машине.

 Мужчина объяснил Виктору, где он оставил машину, и, так как Виктор хорошо знал этот лес, он понял, где находится транспортное средство мужчины. Оказалось, что в паре километров впереди. Виктор подвез мужчину к его машине и тот был несказанно рад благополучному исходу своего приключения. Он горячо благодарил Виктора, хотел заплатить, или подарить что-нибудь в знак благодарности. Виктор отказался – среди его товарищей  - заядлых рыболовов и охотников, было принято помогать друг другу бескорыстно, а неопытным новичкам тем более.

 Узнав о его приключении, родные Виктора беспокоились – не простудился ли он. Но беспокойство не оправдалось – закалка плюс энергичные ночные танцы на лесной поляне, похожей на глухариный или тетеревиный ток, поспособствовали тому, что он в ту ночь не получил даже насморка.

 Говорят – век живи, век учись. Виктор – сверхопытный знаток лесных походов, попал в ситуацию, которую можно было бы представить для новичка, а не для него. Когда он рассказывал об этом своем приключении товарищам, они смеялись и подшучивали, но каждый, наверняка, «намотал на ус», что даже в кажущийся легким и быстрым поход нужно идти хорошо экипированным.


Рецензии
Привет, Стас! Этот твой рассказ прямо перекликается с моим "Ночь на лугу". Там тоже был преподнесен урок на выживание. Не стесняйся, пиши и пиши! Уже получилось лучше. Избегай избитых фраз. Привет семье. Василий.

Василий Храмцов   22.03.2020 08:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василий Иванович! Спасибо за отзыв! Прочитал название рассказа "Ночь на лугу", сразу четко вспомнилось его содержание - перечитывать не надо. Оставил сильное впечатление. Всего доброго! Стас.

Станислав Храмцов   22.03.2020 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.