К вопросу о вине и ответственности

Во время состоявшейся в Нежине в 1663 году «чёрной рады», где право голоса было предоставлено «черни», или так называемой «нереестровой голи», выборы гетмана выиграл чернец Брюховецкий, бывший некогда слугой у Богдана Хмельницкого. Он организовал мощное давление на избирателей, особенно добиваясь поддержки «горлопанов из черни».
Знатный по казацким понятиям Яким Сомко потерпел поражение, но заявил, что никогда не признает этих выборов и будет писать о том в Москву, Государю Алексею Михайловичу.
Разъярённый таким заявлением новоизбранный гетман Брюховецкий велел арестовать Сомко и его сторонников.

Арестованных судили и приговорили к смерти по подложному обвинению: у Сомко якобы была обнаружена переписка с правобережным гетманом Тетерей, в которой обсуждалась возможность передачи Левобережья под власть польского короля.
Когда свершалась казнь, палач-татарин, поражённый красой и статью Якима Сомко, сказал:
«Сего человека Бог сотворил на удивление свету, а вы убиваете!».

Тем самым палач снял с себя вину за смерть Якима, возложив её на судей. И обнажил философскую проблему вины и ответственности. Оказалось, что вина не связана жёстко с физическим действием. Он палач, но не убийца!
Точно так нельзя причислять к убийцам воинов, убивающих врагов на поле боя. Если бы не так, то мой отец оказался бы не просто массовым убийцей немцев, но ещё и крайне циничным, поскольку убивал их из немецких пушек «Эмиль-20».

P.S.  Переяславский воевода князь Василий Волконский сказал посланцам нового гетмана, принесшим весть о его победе:
«Худые вы люди, свиньи, учинились в начальстве и выбрали в гетманы такую же свинью, худого человека, а лучших людей, Самка с товарищами, от начальства отлучили!».


Рецензии