Царствия мне небесного. Сборник рассказов Царские

Царствия мне небесного
    Борис Дмитриевич, от природы шустрый неуемный старик, теперь уже который день лежал в постели и сам себе удивлялся: « Вроде бы ничего не болит, а встать нет сил. И что со мной такое случилось? - мучился он неизвестностью, надеясь встать на следующий день, но не вставал. От скуки  вспоминал он прошедшую жизнь, но вопрос о болезни  встал будто колом в голове и не давал сосредоточиться. Наконец, он вспомнил, что скоро у него день рождения и ему исполнится семьдесят шесть лет. Сначала мысль о предстоящем празднике развеселила его, затем коварно подкралась другая: «А доживешь ли ты до праздничка-то?». Дед досадливо сплюнул, желая избавиться от ехидны, но она не отставала. Будучи здоровым и жизнерадостным человеком, он ничего не боялся, никогда не предъявлял недовольств и претензий к судьбе и оттого она обходилась с ним милостиво: помогла вырастить шестерых детей, держать боевую и языкатую жену в ежовых рукавицах. когда надо. Дети выросли, слава Богу, добрыми и надежными людьми. Смутившая поначалу мысль о смерти, стала съеживаться и растворяться, когда он запел: « Эх, петь будем и плясать будем, а смерть придет, помирать будем!» Удивленная Настасья Ивановна заглянула в двери и увидела, как супруг показывает кукиш, приговаривая: « На-ка выкуси!». Супруга грозно сдвинула брови и уперла руки в бока: «Когда это ты успел напиться водки, не вставая с постели? - она с недоумением осматривала постель и стол, но подозрительного ничего не обнаружила.
- Не рехнулся ли старик от пьянок? - подумала она, а вслух сказала:
- Ты чего мне, старый хрыч, кукиши-то мне в нос суешь?
- Да это не тебе я, не тебе! - добродушно ответил муж.
- А кому же, извольте Вас спросить, ведь здесь кроме нас двоих никого нету. Эх, ты, дурень, дожил до старости, а все скоморошничаешь.
- Отстань от меня, закрой дверь! Видишь, человек больной перед тобой лежит, может он уже одной ногой в могиле стоит, а ты, старая перечница, его беспокоишь!
- Чего, чего? - взорвалась обиженная Настасья: « Тебе за скотиной лень ходить, вот и валяешься, как пень-колода. Господи! - запричитала старуха: «И кто же его такого дурака-то придумал, никак в толк не возьму?
- Оттого-то и не можешь, Настя, что у тебя толку-то как раз нет, и никогда не было! - отрезал больной и отвернулся к стенке.
- У тебя зато много толку, только толк весь в водку ушел, и по сей день твои  дружки-алкоголики под дверями торчат, соскучились, видишь! Да я их, как паршивых кобелей, мокрой половой тряпкой выгнала вон и наказала: «Если еще придете, то поленом выхожу!» - закончила речь гневливая супруга.
- Вот, вот, ведьма! Ума-то как раз и не требуется, чтобы на старости лет, на восьмом десятке, с поленом по деревне за пьяными мужиками гоняться. Даже уважающая себя собака,  за пьяными  зря гоняться не станет, потому как понимает, что спрос с них не велик. А ты, старая женщина, мать шестерых детей, чего вытворяешь? - подтрунивал без пяти минут покойник.               
- Да ничего я не вытворяю, я просто сказала! - ретировалась хозяйка, в сердцах хлопнув дверью.
   Она было занялась хозяйством, но тайная мысль, мелькнувшая в мозгах, беспокоила ее и, бросив бабьи дела, она вышла на залитую солнцем улицу, отчего настроение ее улучшилось, и бодрым шагом она подалась к соседкам посоветоваться.      Когда жена вышла за двери, и больной остался один, необъяснимая тоска сдавила ему грудь, и стало казаться, будто кто-то его зовет: «Борисушка, Борисушка!» И он вспомнил, что так звала его в детстве мать. И снова мысль о смерти овладела всем его существом. И еще он вспомнил о том, что есть где-то Бог, их отец Небесный. Но почему-то он ничего не слышал о Матери небесной, и это было ему непонятно, как вообще ничего не понятно было в богословии. А на сердце было так тяжко, что захотелось излить кому-нибудь эти тяготы, но и молиться он не умел, если бы даже захотел. Встав кое-как с постели, Борис Дмитриевич подошел к зеркалу, надеясь, что оно укажет ему на какие-либо признаки смерти. На него глянуло худое лицо, изрезанное, как и положено в старости, грубыми морщинами. Длинный красноватый нос висел на месте, как сосиска,  лишь мешки над глазами опустились еще ниже. На месте выбитых зубов оскорбительно темнел провал, верхняя губа, как и прежде, пряталась под кончиком крупнокалиберного носа. Ничего особенного в его физиономии не наблюдалось. И все-таки что-то было не так. И, взглянув еще раз на себя в зеркало, он увидел, что взгляд его будто потух, провалился внутрь, в глубину глазниц. И снова злобная тоска хватко впилась, будто зубами в самую глубь сердца. Охая и суетясь, старик отыскал в сапоге припрятанный шкалик недопитой водки и, перекрестив бутылку,  отпил несколько  глотков. «Вот она моя молитва и утешительница от тягот жизни!»  - нежно подумал он. И в самом деле, по телу растеклось тепло, в голове привычно и приятно помутилось, и он уснул. Вернувшись домой через два часа, перепуганная старуха наслушавшаяся о разных признаках наступающей смерти, решила помириться с мужем и заодно осмотреть его внешний вид.  Подозреваемый претендент в трупы  дышал ровно, но прерывисто. Уши его были не серыми, а розовыми, под волосами на лице не было белой полосы, нос не заострился. Предсмертные признаки начисто отсутствовали и, вместо трупного яда, от деда пахло водочным перегаром.                - Господи! Где же и когда этот ирод успел напиться? - досадливо подумала бдительная супруга и решила: «Врет, врет мне все! Заленился, стало быть. Завтра я быстро подниму его с постели - ни есть, ни пить не дам»  Ночью Бориса разбудила надоедливая муха, от которой он усердно отмахивался. Но, наконец, окончательно проснувшись, он, к своему удивлению, не нашел нарушительницы сна и снова лег спать. Но щекотанье кончика носа возобновилось: «Да чтоб тебе сдохнуть, паршивка! - он с трудом опять сел в постели, сердито тараща глаза. В окно то заглядывала, то пряталась за тучи любопытная луна, освещая углы комнаты  таинственным неверным светом: « Что за чертовщина такая мне спать не дает? - пробурчал дед раздраженно и вдруг оцепенел, услышав нежный голос: « Это я, твой ангел- хранитель, пришел известить тебя, миленький, о близком смертном часе!»  С чего это мне мерещится всякая чушь, ведь я уже неделю ничего   не пил, а с нескольких  глотков ума не лишаются? - подумал он и повернулся на другой бок, желая заснуть.                - Не спи, Боря! Я к тебе прилетел, - прошелестел нежный шепот. Старик снова сел в постели, трясясь от бессильной ярости: «Кто бы ты ни был, шутник, убью! На это у меня еще хватит сил, вон отсюда!» - крикнул старик.                - Вот, всегда так гонят меня. А я тебя, Борис, прилетел утешить и сопроводить в последний путь, чтобы ты там не заблудился в новом пристанище. Прилетел я по приказу Отца небесного, а не по своей воле. Зачем браниться, дружочек!? - пропел голос.  Старик возмутился: - Значит, смерть ты утешением считаешь? Хорош гусь, нечего сказать. Да еще среди ночи будишь меня! -  Борис зажег свет, глазами обшарил все углы, но никого не увидел. На всякий случай, закрыв форточку, он снова лег в постель. Нервная встряска обессилила его                .- Ты  можешь спокойно выслушать Божьего посланника! - взмолился голос.                - Валяй, черт с тобой, дохлый ангел! Все равно сон прогнал, - ответил устало дед, соображая о том, чтобы все это могло значить? Галлюцинация, розыгрыш или еще что-то. И снова услышал нежный голосок:                - Время твое пришло, ужель не чуешь, миленький, что энергии твои, как бензин в машине, на исходе? Владыки Кармы, небесные судьи значит, определили тебе свободный выбор, поскольку человек ты работящий, зла никому не делал, вот только пьешь греховное дьявольское зелье.  Куда хочешь, туда и выбирай путь, хоть  в Рай, хоть в Ад.                - Вот ты и попался, шутник! Какой же умный ангел, а дураков среди них будто не водится, будет предлагать выбрать Ад. Или ты думаешь, что я совсем дурак?  Конечно, я бы выбрал Рай, если бы верил в Бога. А во-вторых, чего ты ночью-то врываешься? Перед смертью и то не дают выспаться, - сердился и недоумевал старик, попав в столь странное положение.                - Да ты, Боря, посмотри на меня и все поймешь! Претендент в покойники глянул в угол и обомлел. В углу светилось прекрасное человекоподобное существо, оно сидело скромно сложив белые блестящие крылья на колени.                - А больше ты не можешь светиться? - спросил старик и увидел непереносимое сияние перед глазами.  Потом и этот свет померк для него. Утром родственники уже хлопотали над новопреставленным


Рецензии