Дух солнца. Сборник рассказов Царские кудри

Дух солнца
      Ниночка сидела у окна, взгляд ее остановился на  строках раскрытой книги:
- Человек -  существо разумное,   - прочитала она и теперь обдумывала, что это означает.- Что значит разумное?  Это должно быть больше, чем умное. Если люди разумны, то почему они допускают смерть детей? Мне только десять лет и я должна умереть и притом скоро. Девочка угасала с каждым днем из-за облучения. В том, что ее скоро унесут из родного дома навсегда, она уже не сомневалась. Ведь унесли и закопали ее одноклассника Вовку, в которого она была тайно влюблена. Они даже объясниться не успели,  и эта невысказанность души сильно мучила ее.  Затем умерли еще два мальчика, а теперь очередь ее.  Девочка силилась понять, что такое смерть и ей было страшно  и жалко себя, а больше того маму с запавшими глазами, в бездонье которых затаилось такое горе, что не хватало сил смотреть в них.  И еще она не могла понять, как будет жить без солнышка там, под холодной землей. На улице была поздняя осень и, глядя на морозную землю  и оголившиеся деревья, девочка вся съежилась, представляя, как будет холодно лежать в мерзлой земле.
- Если человечество разумно, то почему оно убивает безвинных детей? Что я сделала плохого? А уж как хочется жить! Жить рядом с  мамой и папой, и видеть каждый день ясное ласковое солнышко, цветы и деревья.
- Солнышко! -  обратилась девочка, направив взгляд в небо, -  Неужели я в самом деле умру?  А что значит умереть? - задала она вопрос самой себе, но сколько ни думала, не смогла найти ответ. Ей всегда представлялось, что жизнь бесконечна, а когда слышала о том, что кто-то умер, то полагала, что ей это не грозит. И даже теперь не могла ни понять, ни поверить в действительность надвигавшейся беды.
- Человек -  есть существо разумное, - вновь пробежала она глазами строчки: - Значит и  трагедия Чернобыля тоже разумна? -  задумалась Нина и опять не нашла ответа.
- Какая  еще я глупая, ни на один вопрос не смогла найти ответа и теперь уже не успею найти. Глупая у меня получилась жизнь. Глупая и короткая.
      Вошла мама, миловидная, стройная женщина, которой очень шло имя Наталья. В руках она несла тарелку с печеньем, только что вынутым из духовки и прервала ее размышления.
- Покушай доченька, тебе надо больше есть, чтобы быстрее поправиться! -  и рука, державшая тарелку, задрожала.
- Зачем она меня обманывает? - подумала девочка, а вслух сказала: - Ты не думай,  мама,  я не трусиха, а просто бестолковая. Мне хочется многое узнать, но я еще не все понимаю. Все будет хорошо, вот увидишь! Я никуда от тебя не уйду, и мы с тобой никогда не расстанемся!
- Опять плачет, - подумала Ниночка: - Но что я могу сделать, чтобы мама снова стала веселой?  -  девочка задумалась.
- А ведь ответ очень прост. Надо выздороветь. Только как это сделать? -  явилась спасительная мысль. Размышления утомили ослабшее прозрачное тельце Нины и она уснула. Во сне ей привиделась полянка в лесу и что стоит она на поляне, а сверху солнышко ласково улыбается ей  и манит к себе лучистой рукой.
     Был воскресный день и Ниночка, вспомнив сон,  стала просить родителей поехать на прогулку в лес. За ночь подморозило и выпал первый снежок.
- На улице холодно, доченька! -  испугалась мама.
- Я потеплее оденусь, мамочка!  Я так давно не была на улице.
Отец побежал за машиной в гараж, мать стала собирать теплые вещи. И вот, наконец, девочка в лесу на полянке. Голые деревья и кустарники выделялись на фоне зеленых, пушистых сосен, сверху солнце бросало  светлые лучи на поляну, очерчивая  колеблющиеся тени деревьев. На небе появились облака. Они набегали друг на друга, будто куда-то торопились, порой скрывая собой солнце. Вокруг было особенно оживленно. Вся природа бурно жила: деревья шелестели листьями, птицы прыгали с ветку на ветку, пели, дрались. Сухие былинки и те махали венчиками, и было трудно представить, что вся эта жизнь может остановиться, замереть, исчезнуть вовсе и только для нее.
- Я никогда не умру, потому что не согласна!  Буду бороться за жизнь, - вдруг решила для себя Ниночка. Вечное движение жизни вокруг нее захватило сердце девочки, ей хотелось вскочить, побежать и никогда не останавливаться. Уже два месяца она была прикована к кровати и окружена четырьмя стенами. 
     Вдруг девочка почувствовала, что кто-то ее зовет.  Она подняла голову и увидела солнышко, оно выглядело необычно и, будто притягивало ее к себе, меняясь в цвете. Из белого сделалось желтым, затем позеленело и протянуло к ней очень длинный луч, легко прикоснувшись ко лбу. Ниночка замерла, не понимая, что с ней происходит. Будто все ее существо растворилось в солнце, полностью поглощенное им, и дальше уже ничего не помнила. Ее мать, увидев застывший взгляд дочери, и, поняв это по-своему, бросилась в лес, чтобы заглушить рыдания. Отец упал на колени перед дочкой, сидящей на стульчике, и  крепко обнял ее за талию, будто стремился удержать ее в этом мире любящими руками. Прошли долгие минуты. Ниночка пришла в себя и сказала:
- Сегодня какое-то странное зеленое солнышко, оно силилось мне что-то сказать, папа, но я не поняла!
Увидев посеревшее лицо отца, она добавила:
- Оно мне сделало что-то очень хорошее. Правда-правда. Я это знаю, - и девочка приветливо помахала  рукой солнышку  и тут же уснула. Когда принесли ее домой из машины, она даже не проснулась и проспала больше суток. Мать часто заходила и с тревогой смотрела на спящую дочь, воспоминания накатывали на нее, как морские волны. Ей представлялась ее двухлетняя малышка: крепкая и розовощекая, когда она, обратив внимание на солнышко, спросила, протянув ручонку:
- Кто это?
- Солнышко, - ответила она ей  и тогда малышка протянула  ручки и сказала, что хочет погладить солнышко. С тех пор Ниночка всегда здоровалась с солнышком. А на вопрос, кого она любит больше всех, отвечала,  что любит  маму, папу и солнышко. Поэтому она часто называла ее: “ Мое маленькое солнышко!” Теперь дочь подросла  и о чем она думает, продолжает ли по-прежнему здороваться с солнышком,  не знала.  Воспоминания несколько успокоили измученное сердце матери, но, взглянув на свое “тающее солнышко”  на глазах ее опять показались слезы. Сердце матери никак не могло смириться с бедой. Она со страхом ожидала каждый новый день.
       Мать с беспокойством заглядывала в прозрачное личико, и сердце ее замирало при мысли, что скоро дитя покинет ее, и она больше никогда не увидит свое родное “солнышко”. Надежды не было.
     Ниночка проснулась веселая, сама без помощи мамы села в постели и попросила покушать. Затем, выпив два стакана сока, снова уснула. Так продолжалось три дня. На четвертый день девочка захотела встать и при помощи мамы сделала несколько шагов  по комнате. Оказалось, что она разучилась ходить. Становилось ясно, что она движется к выздоровлению. Через месяц сделали анализы. Кровь была, к удивлению врачей, близка к норме. Ниночка поправилась, лицо ее порозовело. Жизнь возвращалось в истончившееся тело. Выздоравливающая девочка каждый день подходила к окошку и, улыбаясь, приветствовала солнце:                - Здравствуй, солнышко, я так тебя люблю! Спасибо тебе!  Вылечи, пожалуйста,  моих товарищей, а я тебя всегда, всегда буду любить!
Мама  с недоверием покачивала головой, не зная, что и думать:
- Доченька! Солнце - не живое существо, оно не может лечить.
- Нет, может!  - заупрямилась дочь: - Оно живое. А Дух Солнца все понимает, и это он вылечил меня лучами там в лесу. Все это я чувствовала, только не поняла сразу, что тогда произошло. Он теперь мой лучший друг, - и девочка насупила бровки.
- Хорошо, родная, я тебе верю!  Больше мне ничего не остается, - успокоила ее мама. Боясь за здоровье  дочери, родители бросили квартиру, дачу и уехали жить к бабушке на Кавказ.
     Мать, не зная кого благодарить за чудесное выздоровление,  решилась перед отъездом сходить в церковь  и поставить свечи за здравие. Впервые за тридцать лет  своей  жизни, переступила Наталья  порог церкви.  Раньше считалось позорным верить в Бога и она не обращала внимания на  верующих. Не насмехалась, но и не тянулась к Вере, считая, что Бога нет. А теперь что-то потянуло ее в церковь, и она подчинилась внутренней потребности. Душа ее была наполнена разноречивыми чувствами: еще живущего страха потери дочери,  радостью чудесного выздоровления  и неуверенности в будущем. Жизнь человека так хрупка, а потеря  ребенка - самое  страшное испытание в жизни.
      Церковь была небольшая. Со стен на нее  строго смотрели Святые  в ярких одеждах. Храм был пуст. Один служка вошел в зал и, взяв что-то, удалился в боковую дверь. Наталья растерялась, не зная, что делать и уже жалела, что пришла.                - Я ведь ради Ниночки пришла! -   вспомнила она,  и тут ее привлек образ Христа, написанный в строгой манере, без ярких красок. Глаза его смотрели будто в душу.  Наталья  дрогнула всем телом и потянулась к иконе, всматриваясь в знакомый образ. И ей вдруг показалось, что с ней происходило нечто подобное. В глубине сердца что-то заныло, будто встретила она  очень близкого после долгой разлуки.
- Что это со мной? Я сроду не была ни в одной церкви, - удивилась мать Нины. Но неясное чувство все острее ворочалось в сердце, росло, заполняло грудь и вдруг, не имея места для вмещения, вырвалось наружу словами покаяния и благодарности:
- Господи! Благодарю тебя за спасение родного дитяти. Господи, Иисусе Христе! Все в руках твоих Божьих и жизнь, и смерть человеческая, спаси облученных детей от погибели, -  и тут ей показалось,  будто Христос смотрит на нее с  удивлением.
- Наверное, я не то говорю, - мелькнуло в голове Натальи, - я ведь сроду не молилась. А может отцу небесному надо молиться, ведь он главный. Она оглядела изображения. Иконы главного бога не было. Тогда, глядя поверх головы Сына Божьего и человеческого, она хотела продолжить импровизированную молитву, но сбилась. Вдруг ей почудился голосок Ниночки, и тогда она стала следом повторять слова молитвы:
- Господи, Отец наш Небесный! Ты видишь, сколько  горя сотворили на  земле, мы, люди? Прости грехи наши, спаси детей безвинных, как спас жизнь дочери моей. Век буду благодарить тебя в молитвах за дочь, - она подумала и добавила: - Еще благодарю и Сыны твоего и пресвятую  матерь Его!  Простите мне грех мой неверия в вас, Святые! Ошибалась я, считая себя неверующей, а как горе постучалось, так поняла, что есть   внутри сердца моего нечто большее меня самой, то Дух Святой. Теперь и людям, и зверям лесным, и деревьям и всякой травинке буду кланяться, ибо во всех есть Дух Святой. 
     Прими, Господи, любовь мою и вечную благодарность, не отринь душу заблудшую, ибо теперь прозрела я и прошу благословения! Не обессудь, Господи,  если не по-книжному говорю.  Еще раз прошу тебя, Господи, помоги детям земли нашей: тяжело больным, сироткам, инвалидам! Господи, Господи ... -  дальше она не договорила, слезы заливали ей лицо. Она  тяжело поднялась с колен и обернулась к выходу.  Церковь была  полна народа, батюшка же терпеливо ждал, когда она закончит свою первую молитву. В храме висела тишина.
- Господи, Боже, мой! Они все слышали! - очнулась Наталья из забытья и, сжавшись от стыда, залилась румянцем. Батюшка замял неловкость громким благословением рабы Божьей. Наталья опрометью бросилась из церкви.  На свежем воздухе, пронизанном солнечными лучами, ей сделалось так хорошо,  как может быть, никогда. Ушли в никуда страхи, напряжение  последних месяцев, наполнив душу необъяснимой радостью. Она не шла, а летела домой, будто ангелы несли ее  на плечах. Сердце успокоилось, и что-то новое и прекрасное вошло туда.
      Дома она  обняла и прижала к груди доченьку:
- Ты знаешь, что со мной произошло? Я приняла в сердце Бога и будто,  свет вошел  в меня и радость несказанная.  А ты, доченька, что ты думаешь о Боге? -  встрепенулась мать.
- То же, что и ты,   и еще благодарность за то, что он спас мне жизнь, попросив Дух Солнца полечить меня, - просто ответила Ниночка и добавила: - Я вместе с тобой молилась в церкви.
- Ты, доченька, чудо и много умнее меня! – удивленно воскликнула мать.
      Вскоре они покинули отравленную землю, отравленный воздух, отравленную жизнь...  Последнее, что увидела Наталья, выходя  с Ниной из дома, это раскрытую книгу, по- прежнему лежащую на столе с раскинутыми страницами, словно крылья птицы.  Будто хотела она взлететь к Богу и попросить напомнить людям, что “Человек есть существо разумное”.


Рецензии