Родом из детства

                К юбилею моей землячки, Капитолины Кузьминичны Орловой.


***

Сегодня внук у меня гостит, родители работой заняты.
 
- Бабушка, давай поющий цветочек включим!
 
Включим, Ванечка, теперь можно. Больше года молчал цветочек, последний подарок моей подружки Наденьки. Год прошёл, как её не стало.

Угадала Наденька с песней, знала, что мне по душе придется. Поёт цветочек – заслушаешься.

                ...С кем ты делишь печаль?

С Надей я печали и радости делила, с юности и до последних её дней. Подружились мы в школьные годы. Наши мамы – двоюродные сестры, бабушки – сестры, а прабабушка у нас общая. Стала мне Наденька родней родной сестры. У меня только братья, у неё сестры младшие, не всё им сказать можно, вот и мы секретничали.

***

Я жила в Поповке, рядом с поселком Молочное, а Надя – в поселке Куркино. Двенадцать километров между нами, если по дороге считать. Мы дорогой не ходили, добирались прямиком, где полем, где лесом, через деревню Петраково, через Мышкино.
Идем по тропинке, цветам полевым радуемся, а ромашки – наши самые любимые.

Надина мама одна поднимала шестерых детей. Трудно они жили, но меня принимали радушно, и местечко для меня находили, а ведь одна комната у них была. Ютилась семья под самой крышей бывшего барского дома, окна в комнатке маленькие. При господах здесь обитала прислуга.

***

Моя мама, Анна Ивановна, до войны жила в Анчутино, под Куркино, замужем была за школьным учителем. Звали его Матвеев Борис Николаевич. Жили они при школе. Хороши жили, дружно, но война…

Борис Николаевич погиб в 1942 году, маму с двумя сыновьями, старшему – пять лет, младшему – три, из школы «вызволили». Взяла их к себе в дом тетушка Александра, из другой деревни, Косково.

***

После войны мама познакомилась с моим будущим отцом, Крыловым Кузьмой Калистратовичем. Он вернулся с войны целым и невредимым, не многим так повезло.

Чтобы обустроить совместную жизнь родители распродали всё, что можно, купили в Молочном маленький домик, перебрались в него вместе с сыновьями. Когда я на свет появилась, мы впятером теснились в этом домике. Я его хорошо помню, и церковь помню, она стояла не далеко, на горе.
 
Папа плотником был, золотые руки. Купили родители в какой-то деревне дом побольше, поставили его в Поповке, на другом берегу реки, напротив Молочного. Туда мы перебрались, когда я уже самостоятельно ходить начала. Около дома цветы росли, мама георгины высаживала.

***

В школу я ходила в Молочное. В этой же школе сейчас учится мой внук, Владик, уже в восьмом классе, спорт любит.

Я в школьные годы и лыжами, и коньками увлекалась. Прыжки в длину и в высоту – это все мое было. В 10 классе появилась возможность заниматься в парашютный секции. Маму вызвали в школу – я  пропустила три дня занятий.

А я была на аэродроме в Дубровском, и у меня три прыжка!

Мама недовольна была:

- Зачем тебе это надо?

А мне надо! Надо было себя испытать. До сих пор помню: надо мной купол парашюта и никакого страха! И лётчика я хорошо запомнила, звали его Демьяновский Борис Иванович.

Когда к нам из Воронежа мой дядя, мамин брат, погостить приехал, я ему о полете рассказывать стала, о лётчике.  А он:
 
- Борька Демьяновский! Да мы же с ним вместе учились. Призвали нас в конце войны, а под самый конец направили в летное училище. Вместе выучились.

Мой дядя, Павел Иванович Батанов, военный летчик, тридцать два года отлетал.

***

Катюше, внучке моей, двадцать лет, она учится в медицинском институте в Архангельске.
 
Я после школы поступила в сельскохозяйственную академию, здесь же, в Молочном. Маме самой выучиться не удалось, она очень хотела, чтобы у меня было хорошее образование.

Год – на зоофаке. На этом моя учеба в академии закончилась. Мама тяжело заболела. Старшие братья уже были женатые, отдельно жили. Самой надо было на жизнь зарабатывать, маму поддерживать.

Чем заняться я долго не выбирала. Пошла работать в детский сад и ни разу об этом не пожалела.

Начала работать нянечкой в детском саду «Родничок». Перевелась из академии в Сокольское дошкольное училище, на заочное обучение.  Через десять месяцев стала воспитателем, тринадцать с половиной лет в этом садике отработала.

***

Работала и училась. Учиться мне нравилось, и образование получить хотелось.
На занятия в училище девочки со всей области собирались, но одна среди нашего общего оканья сильно выделялась. Услышал ее наш историк, и сразу сказал:

- Эта девушка с Уломы.

Надо же! И не далеко от нас, всего каких-то двести километров, а говорок другой.  Мы окали, а тут еще на «я» что-то шло, мягкое, певучее.

***

Наденька, подружка моя задушевная, как же мне твой подарок люб! Не о нашей ли молодости твой цветочек поет?

                Для кого твое сердце стучит,
                Для кого твои глазки горят…

Надя начала работать в швейной мастерской, здесь, в Молочном, а жила по-прежнему в Куркино. Там друг у неё появился, Вася Николаев. На танцы мы вместе ходили.
 
На танцах встретила я своего Гену. Оказалось, он вместе с Васей в Армии служил.
Через два года я закончила училище и этим же летом, в августе, вышла замуж. Надюшка была моим свидетелем на свадьбе, а через год мы гуляли на свадьбе у Надежды и Василия.

У нас с Геной два сына, Игорь – старший, Саша младше его на двенадцать лет. У друзей наших тоже сын, Иван.
 
***

Мы с Геной получили благоустроенную квартиру в Молочном. Такая радость! Рядом с нашим домом детский сад «Росинка». Приняли решение – мне надо сюда переводиться. Тридцать шесть с половиной лет я в «Росинке» работала воспитателем.
 
Коллектив в садике хороший был, дружный. Вместе с семьями ездили за грибами-ягодами, позагорать на Кубенское озеро. И сейчас наша дружба не распалась.

***

Дети к себе домой ушли, Ванечку увели. Мы с Пушей – на диване. Пуша у меня в ногах дремлет, наигралась с внуком, утомилась. Она и Сашу без ума любит, ходит за ним, наскакивает, поиграть приглашает.

Родительский дом в Поповке мы не забросили. Пуша там по полгода живёт. Мышей ловит, норовит у кровати положить. По огороду котов соседских славно гоняет, ухо в схватке разодрано. Собственница! А когда шерсть дыбом, просто красавица!

Здесь же, в Поповке, у моей подруги, Галины Васильевны, тоже дом поставлен. С десятого класса мы с ней дружим, с парашютной секции, живём в Молочном в одном доме, в соседних подъездах. Вместе ходим в Поповку огородничать, цветами занимаемся. Мне полюбились циннии, каждый год их высаживаю, и еще, обязательно, ромашки.
 
А у Наденьки?  Сортовые гладиолусы, астры, хризантемы, ромашки, все ухоженное. Ромашки, крупные, как у меня. Не забыли мы любимые цветы нашего детства.

***

Ванечка не сразу понял, что я в садике работаю, не показывалась ему, чтобы не плакал. Только когда в среднюю группу пошёл, прятаться от него перестала. Зашла в его группу днём, без верхней одежды – удивлению его предела не было. Поговорила с внуком, все понял, стал привыкать.

***

Я уже полгода не работаю, но в садик захожу часто. Вот и сегодня зашла, Ванечку домой забираю.
 
- Бабушка, меня опять Сашей назвали.

Похож внук на своего отца. Саша, мой сын, когда маленький был, тоже в "Росинку" ходил, не забыли его, вот и путаются с именем.

Через год Ванечка пойдет в первый класс. Детский садик в прошлом останется, и для него, и для меня.
 
***

Случайному человеку в детском садике не поработать. Иногда приходит новенький, сразу видно – ненадолго.
 
Характеры у детишек разные, но, если ребенок тебя полюбит, с ним все равно сладишь. В глазах у него столько тепла! А подойти стесняется, сказать что-то хочет, но не может. Сама подойдёшь, обнимешь, он и раскроется.

Был мальчишка такой, ой как тяжело было с ним. Он потом ко мне в группу младшего братика водил. Стоит у двери, в группу заглядывает и ждёт, когда я к нему подойду. Прижмётся, заулыбается, и слова уже не нужны.
 
***

А как детки к утренникам готовятся! В садике два музыкальных руководителя, они каждый раз новый сценарий готовят. У самых маленьких и роли маленькие. Родителей к ним на утренники не приглашают, чтобы не расплакались. Те, кто постарше, роли исполняют уже посерьезней, старательно, как настоящие артисты.

За полвека сценарии изменились, персонажи новые появились, но все так же интересно. Семьдесят лет мне будет, а в душе все еще детство, это, наверно, детская энергетика так действует.

***

Не обделила меня жизнь. Родителей вспоминаю с благодарностью, работа нравилась, дружбой дорожить научилась, любовь сберегла, дети выросли, внуки поднимаются...

Считаю, что свою жизненную программу я выполнила, не о чем мне жалеть, и ничего бы менять не стала.

По поселку иду – голову не перед кем опустить. Люблю и детей, и их родителей, всегда у меня с ними был контакт.
Тоненькая у меня трудовая книжка, а стаж - пятьдесят лет. Теперь мои первые воспитанники уже про внуков рассказывают. Узнают, здороваются. Иногда, если мы долго не видимся, я не сразу могу признать, всматриваюсь, ищу детские черты в лицах. И дети, и родители хорошие были. Может, мне везло.

P.S.

Короткие эпизодики, а в них целая жизнь нашей современницы, искренней, скромной, великой труженицы.
 
Полвека работала Капитолина Кузьминична Орлова воспитателем детского сада. Полвека дарила дошколятам тепло своей души. Повезло тем, кто ходил к ней в группу, повезло их мамам и папам.
 
22 .02. 2020 год. Красивая дата.
 
В этот день у Вас, Капитолина Кузьминична, юбилей!

Добра Вам! Здоровья, благополучия!


Рецензии
Елена Владимировна, спасибо за чудесный рассказ! Настоящий педагог так много может дать детям-путевку в счастливую жизнь.Приятно узнать о такой замечательной женщине-Капитолине Кузьминичне, доброе сердце у нее, и любви на всех хватает!
С уважением, с интересом, Виктория.

Виктория Романюк   08.04.2024 17:58     Заявить о нарушении
Спасибо за доброе отношение к моей землячке. Повстречать такого человека на жизненном пути большая удача.

С уважением,

Елена Владимировна Николаева   11.04.2024 17:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.