Салтыковка 6

   Глава 6 Дружбаны

     Конфликтовать Орлов не умел никогда - всегда уклонялся от  скандалов и претензий - может это и не помогло ему в карьере, но зато выскочило  избытком дружбанов еще со школьной скамьи. Он не различал по молодости  разницы между дружбой и приятельством - охотно включался  в любую компанию, благо был улыбчивым и ироничным. Знал кучу анекдотов и слегка бренчал на гитаре. За время перестройки все  его старые друзья исчезли. Знакомые лица стали  вообще исчезать с улиц Салтыковки, да и на телефонные звонки друзья перестали со  временем отвечать. Зато  по телевизору он  отметил двух  давних приятелей со школы - они  синхронно защитились по своим техническим наукам  раньше всех:  один  быстро выбился в руководители современного информационного института, второй дослужился до  престижной и денежной должности  вице президента известной коммуникационной компании.

Только первый,  едва что назначенный директором, сразу  вляпался в  сканадальную историю с обналичкой президенского транша  - его ребята втихаря возили мешки с деньгами. Очень скоро это просекли  серьезные люди -было на улице ограбление со стрельбой и  трупами - его посадили и когда выяснили, что деньги шли прямо наверх в правительство,  трясти  его стали сразу две следственные бригады -одна  требовала от него компромата,  вторая, наоборот,  предлагала разные заманчивые смягчения и защиту за молчание и понимание. Больше о нем Орлов ничего не слышал. После всей этой катавасии с гибелью СССР и вползании в неразвитой капитализм, оставались у него  два  закадычных друга, с  которыми он невзирая на все  житейские  метаморфозы, связи не терял, Может   потому что они  крепко не надрывались, на карьеру ставки не делали и жили себе богемной жизнью   в полном соответствии   с  обстоятельствами времени.


   Один из них Саша Архаров  художник- реставратор ,  трижды  женатый,  был местный из богемного захолустья  Салтыковки - переплетения Главлитовских улиц и театрального переулка. Теперь там обосновался шумный Салтыковка-сити  - многоэтажный жилой комплекс. Никакого отношения к театру его семья не имела - разве что бабка на пенсии подрабатывала билетершей в театре Гоголя. Но Сашку театр поначалу сильно зацепил. После семилетки проучившись в художественном училище 905 года  -  в бывшем Сретенском борделе отпахал художником по костюмам в разных театрах. Орлов несколько раз забегал туда к нему на Сретенку - вблизи посмотреть на отвязанную богему. Там было интересно -  ощутимо сохранились жгучие флюиды распутства и  сладострастия. Мало понятно, кого там на самом деле воспитывали. Но сам Архаров был  всегда стильный и доброжелательный. Он с дипломом не отправился работать в театр - а настырно пытался пробиться в большое искусство через  выставки МОСХа. Налегал резонно не на романтику, а на актуальную тематику -   выезжал на  масштабные стройки   страны,  вплоть до БАМа. Разные там заводские пейзажи  и мордастые передовики производства - герои пятилеток.   Накопилось у него такой  подхалимной живописи на несколько   выставок, выставляли его неохотно, да и заметить  не заметили. Разочаровавшись в партийном искусстве, он связался с художником Васей Ситниковым -неформалом аж со времен войны. Нахватался от него не только афоризмов Бердяева,  крепкой антисоветчины,  но и крепко понял ценность уцелевших икон.

    Тогда Архаров приглашал Орлова пару раз  прокатиться на ближние севера  за иконами, еще сохранившимися на Вологдчине и Вятчине. Они мотались по деревням  на старом "Москвиче" по разбитым дорогам и  запущенным  колхозам и Орлов с удовольствием видел, как Архаров  легко разводит местных провинциалов. Иконы так и сыпались ему в руки.

    Чуть позже Архаров по блату  устроился в студию диарамщика Дешалыта - была такая мода на объемные экспозиции разных  знаковых событий, памятных сражений и городских панорам. Архаров занимался на студии менее престижным делом - делал  натурные композиции для музеев природы. Разные там  уголки пустыни или субтропиков  с растительным фоном и чучелами гадов.    Это ему в итоге зачлось и  он  быстро перебрался в Торговую палату. Там такие мастера  оформительских дел были крайне востребованы. Одна  масштабная  выставка сменяла другую, иностранцы с деньгами там толпились всегда. Это время  между двумя первыми женитьбами Архарова. Орлов помнит отлично  те веселые  времена - тогда они несколько раз шикарно смотались по юга - Архаров денег на разгул не жалел, был в ударе. Постоянно у него водились фирмовые шмотки,  навалом дефицитные колбасы и бухло.На пляже без толку не торчали - забредали в  валютные кабаки.

  Потом Архаров очередной раз женился, расслабился  и  в своей Торговой палатке  спалился. Поймали его на какойто шальной  сделке сотрудники вездесущего ГБ, бдительно  смотревшие за процветавшей там оголтелой фарцой.  Получив черный билет от брежневской охранки, ему ничего не оставалось, как срочно принять постриг в одном  из немногих монастырей на Псковщине.
Опять ему посодействовал Вася Ситников.  Там Архаров крепко освоил технику росписи и вернувшись в Москву с началом перестройки,  сумел расписать    с десяток церквей, благо пошла мода на восстановление утраченных святынь. Ему даже обломилась на пару лет работа в одной из итальянских храмов - так он приподнял репутацию . Его заметила епархия наградив, в итоге орденом святого Сергия Радонежского.  Кормил одно время сразу  три семье, в которых  растили его жены   пять детей - лишь один  в итоге пошел в художники.

Все бы ничего, но после пятидесяти лет  у него сильно обострилась болезнь, полученнная еще в юности - осложнение на легкие после гриппа. Медики сильно тогда промахнулись  с диагнозом,  перекормили его антибиотиками,  с годами все более сильными.  А оказалось, что  зря  -у него появилась каверна, правое легкое вообще отказало. И работать по росписи перестал.

  В ту пору  перебрался  жить он рядом в Реутово, стал  сильно выпивать , а  после того как пятнадцатилетняя дочь Архарова, с трудом устроенная в престижное музыкальное училище Галины Вишневской , залетела от такого же малолетки и родила, вообще слетел в глухой запой. 
  После этой слабости  последняя жена выгнала его из дома и он заявился к  Орлову  в Салтыковку без вещей - с одним этюдником.
- Я теперь, как Вася Ситников, все при мне, - с горечью заявил он Орлову.  Это походило на историческую правду :  когда Ситникова  очередной раз арестовали в застойные времена,  при обыске в мастерской выяснилось, что у него нет вообще личных вещей и даже  обуви.  Когда его  потащили в автозак, он обмотал голые ноги газетами и в таком виде отправился в наручниках  на Лубянку.

    Орлов пускал его пару раз пожить -  Архаров вел себя  тихо - ел и пил все, что Орлов ему приносил, и спал обычно в саду на качалке -  ночевать под крышей  не мог. Считал, что при его тяжкой хвори  надо  постоянно заряжаться по ночам   астральной энергией. Может организм и выдюжит. Неизвестно насчет звезд, но пара туй, под которыми стояла качалка, действительно благотворно действовали своими эфирами на его больные легкие. Хрипы в легких по утру становились мягче и Архаров обретал блаженную улыбку. Тут его, наконец, повело на пленерные этюды - рисовал сирень и черемуху  и радовался, что в конце жизни нашел свою Барбизонию.

   Другой  друган Орлова появился  в его жизни случайно.  Он был не местный , из Средней Азии по фамилии  Гнатков. Познакомился Орлов с ним в ту унылую пору, когда Архаров служил богу на Псковщине. Было у Орлова много обязанностей молодого отца  и пересекался с такими же молодыми отцами. Как-то он продавал детскую коляску по  объявлению,  а потом они столкнулись на детском утреннике. Было лето и Орлов пригласил их семейством погостить  и так все пошло само собой.
Гнатков был совершенно непохож на Архарова - энергичный, широколицый, смахивающий изрядно на знаменитого итальянского актера Лино Вентура. Иногда из него выскакивала мощная тирада из разученных в свое время  классических ролей. А иногда он устраивал совсем неуместную эскопаду - ну так, оживить ситуацию. Одним словом - актер.

   Как то вышло  что они стали часто сталкиваться - Гнатков был без работы, совсем чужим в большом городе и не избегал знакомств. Он только что закончил РАТИ, а до того  отработал пару лет геодезистом в далекой  Алма Ате. Набегавшись по пустыне , поступил   в местный театральный вуз, но понял сразу, что там делают ставку на национальные кадры,    и перевелся сюда на отделение эстрады,  учился у самого Канделаки.   Первое время зарабатывал тамадой на разных свадьбах. Работы было много, но удовольствия от пьяных компаний - никакого.
Тогда он устроился администратором в театре у братьев  Каневских. Один брат писал   репризы и либретто, второй ставил постановки.Размещалась их база в храме на Рогожке. Гнатков был когда актером, когда администратором, постоянно  разъезжал по гастролям.  Работа была копеешная, свадьбы кормили куда лучше.
Как то летом между гастролями они решили замутить шашлычок у Орлова.Орлов встретил его  на платформе и когда  они топали не спеша от переезда  по Разинке - Гнатова окликнули из   машины, стоявшей в общей очереди.Гнатков с удивлением
остановился и к нему, из Мерседеса с объятиями выскочил здоровенный мужичок с наколками. И пошли фонтаном живописные воспоминания про пустыню.

  Выяснилось,что  Гнатков лет шесть тому назад  проходил практику где-то в  казахской глухомани у форта Шевченко - топографом - а  в подчинение  были несколько уголовников. Этого  авторитета по кличке Падишах, который и работал у молодого топографа в далекой тьмутаракани,  боялась тогда вся Балашиха.
Они  втроем долго сидели на участке Орлова с шашлыками и мечтали о культурной жизни.
- Я тут все могу - хочешь театр  -будет  тебе театр в Балашихе.   Выбирай любой кинозал
тут все в простое - договоримся ,- убеждал и соблазнял его  всевластный авторитет.
 Орлов слушал их разговоры краем уха,  сидя у мангала и не знал смеяться или плакать . За калиткой покуривали два могучих бойца личной охраны авторитета.
И Гнатков завелся по настоящему - начал ковырять репертуар - набрал состав из однокурсников .А потом его стали пускать по утрам в Балашихинский кинозал на репетиции. Так продолжалось с пару месяцев. И вдруг он заявился к Орлову в полной прострации -грохнули его благодетеля  недруги и все сразу накрылось. И никаким театром в Балашихе не уже пахло вовсе.

Надо признать,что Гнатков все же сдержал удар вполне достойно - под рукой была слаженная  была команда и он резко переключился на рекламу. Тогда только формировался цивилизованный рынок   и заказчики были доверчивыми и солидными.  Тогда ему отломился заказ на продвижение белорусских"Горизонтов". В нагрузку к рекламируемым телевизорам   с  минского завода  прислали менеджеров и несовершенолетнюю дочку гендиректора в кадр.  Но закончиловось все  нормально . Потом последовал заказ на рекламу пяти небольших  ресторанов которые монтировала одна сербская фирма. И Орлову казалось, что Гнатков сейчас выйдет в большую рекламу  и выйдет в нормальные бизнесмены.

И тут новый поворот -очередная фантастика перестройки- Гнаткова пригласили на  ОРТ. Как   оказалось совсем  не случайно - его двоюродный брат - подполковник милиции был назначен полпредом президента в какой   области.
Гнатков получил эфир и  крепко забурел - купил иномарку, поменял квартиру, стал выезжать на выходные в Париж с семьей.

Орлова он не забывал - приглшал постоянно посидеть в студии за деньги. А потом размахнулся аж на сериал и часть сцен отснял на даче Орлова, пригоняя на тихую улицу Салтыковки целый караван студийных автобусов и толпу актеров. Но это продлилось недолго.
 И снова все поменялось без всякого его участия - на его властного братца  нашли убийственный  компромат - сняли его со скандалом и на телевидении резонно решили, что Гнатков не гений и вполне заменим,  тут же Гнатков вылетел из эфира и с телевидения.

Этот удар судьбы он уже выдержал с трудом - с полгода был без работы , дошел  до того,что работал в мебельном магазине на сборке кухонных комплектов.И приезжал в Салтыковку. если  работа была по пути уже на ржавой Газеле. А затем и вовсе вернулся снова на свадьбы
и развеселые корпоративы с пьяными гостями и щедрыми  заказчиками.


Рецензии
После описанных вами судеб кажется, что перипетии моей судьбы - это так, вообще ни о чем. Язык изумительный. Так легко писать о серьёзных виражах "с Родиной и с нами" на прозе.ру. есть у очень немногих.

Благодарю вас за ваш труд.

Глафира Кошкина   20.02.2020 16:27     Заявить о нарушении
Ничего не придумал - такое было время.
С поклоном

Владимир Падейский   20.02.2020 18:28   Заявить о нарушении