Мать Блока. Искусства не люблю, не ценю его

Мать Блока. Искусства не люблю, ни в чём не ценю его

/ Из письма Александры Андреевны Кублицкой-Пиоттух (1860-1923, матери Александра Блока) своей родной сестре Марии Андреевне Бекетовой (1862-1938). Обе они — переводчицы, литераторы, дочери Андрея Николаевича Бекетова (1825-1902), выдающегося русского ботаника-географа, профессора и ректора Императорского Санкт-Петербургского университета, почётного члена Петербургской академии наук.

/ Боря — Андрей Белый, наст. имя — Борис Николаевич Бугаев (1880-1934).
/ Люба — Любовь Дмитриевна Менделеева (1881-1939), жена Александра Блока, дочь Дмитрия Ивановича Менделеева.
/ Душенька  — Александр Блок. Мать часто так его называла.

——
А.А. КУБЛИЦКАЯ-ПИОТТУХ — М.А. БЕКЕТОВОЙ
<Петроград>, 18 мая – 31 мая 1920 г.

<< Вчера я была на лекции Андрея Белого: Ветхий и Новый Завет. Излагает штейнеровское, вопит, стучит Евангелием по столу. В общем хаос, но для меня дорого, близко, понятно. Публика паршивая, интеллигенция сплошь. Поэтому недоброжелательная и бессознательно судействующая, как было всегда с русской интеллигенцией. Ни уха, ни рыла не понимают, придираются к мелочам, возражают не по существу. Боря совершенно исхудавший и бледный, лысый, с горящими сапфирно-синими глазами — хриплый, начал с того, что долой логику, доказательства…

Ты видишь, какая у меня потребность с тобой поговорить, пишу длинно…

Я теперь каждый день мою всю посуду, убираю, сколько возможно, кухню, комнаты. Вот, помогаю всё-таки Любе. Это меня несколько утешает.

Душенька принёс письменный стол в ту комнату, где ты ночевала, чтобы заниматься одному. Добрые впечатления от московской поездки несколько испарились, часто тоскует от трудности и бессмыслия, и безвкусия, и наглости, и нечестности и проч<ее> и проч<ее>. <…>

Да, хотела тебе сказать: на старости, перед смертью я поняла: я не люблю культуры. Это объясняет тысячу вещей. Я органически влекусь к цивилизованному обиходу и по-настоящему плохо чувствую себя от отсутствия цивилизованности, но культуру я не люблю. Она мне часто претит. Искусства не люблю, ни в чём не ценю его. И это всё глубоко в моей скифской натуре.

А природу всё страшнее люблю. Боже мой! Как я её люблю! Постоять бы среди цветущего луга, среди шумящего леса, среди деревенского сада. >>

——
М.А.Бекетова, приводя эту цитату из письма к ней А.А.Кублицкой-Пиоттух в книге "Александр Блок и его мать" (1925), комментирует её: "Отрывок о культуре требует пояснения. Нужно понимать его условно. Александра Андреевна не любила искусства для искусства и в книге, особенно прозаической, непременно требовала содержания и идеи. Если книга была просто хорошо написана, но лишена содержания, хотя бы лирического, она её не ценила и способна была предпочесть ей плохо написанную, корявую по форме книгу, если она содержательна и идейна. В стихах же требовала прежде всего музыки в не совсем обычном смысле этого слова и лиризма, уносящего за пределы сказуемого и осязаемого, но к форме стихов она была довольно-таки строга."


Рецензии