Veni, vidi, vici!

    «Пришёл, увидел, победил!» Такими словами Гай Юлий Цезарь в августе 47 года до н. э. уведомил своего друга Гая Матия в Риме о победе, быстро одержанной им при Зеле над Фарнаком, сыном Митридата Евпатора. Похоже, это и был первый «викинг». Ну да лучше по порядку…

    У тебя почки не работают! – сказала мне сегодня Целительница, наложив на меня руки. Я промолчала (до сих пор почки меня особо не беспокоили). Так всегда бывает, когда ты оказываешься в тупике! Ты думаешь, что нашла выход из положения и делаешь всё правильно, а на самом деле это не так! – продолжила Целительница. Тут я оживилась: а к чему это относится – к тому, над чем я непосредственно сейчас работала на компьютере или к жизненной ситуации? Тут ведь возможны варианты моих тупиковых положений!

    Целительница развивает тему: У меня такое было. Шью вещь, а машинка всё время ломается! И настройщица мне тогда говорит, что какая-то деталь неправильная! И до меня дошло. Я рукав не вывернула! Собиралась втачать рукав, а он наизнанку! И если бы машинка не заартачилась, мне бы потом больше переделывать пришлось. А так – просто вывернуть…

    А потом она стала напевать. Прислушиваюсь. Во-первых, она же читать умеет, что у человека на лбу написано. Во-вторых, она частенько «схватывает на лету» информацию, которая неожиданно пошла. Прошлый раз она мне «облака – белогривые лошадки!» напевала. Это когда я забор с облаками (часы) притащила, но повесить их в своей комнате ещё не успела, и лежали они в укромном местечке под крупногабаритной дамской сумочкой.

    Сейчас она «в лесу родилась елочка» поёт. Сдохла ёлочка! – реагирую я. Какая елочка? – переспрашивает Целительница. Новогодняя. Я её весной хотела на улицу высадить. А у неё на днях иголочки потемнели. Нужно выбросить.

    Потом она мне ещё что-то про деда Мороза напела. А потом я удрала, оставив их вдвоём с Дочерью. Значит, ошибочка где-то вышла? Рукав не вывернула? А я-то уже успокоилась! Может, всё-таки Норвегию посмотреть… Не буду объяснять вам, чем я сейчас конкретно занимаюсь. Итак, Норвегия…

    Не знаю, жили ли в Норике северяне, а вот Норвегия действительно северная страна (север по латыни North, греческий vоreia-варяг).

    Если серьёзно, то название страны происходит от древнескандинавского Norreweg — «северный путь», которое первоначально относилось к прибрежному морскому пути, по которому норманны выходили в северные моря. Страна имеет два названия, на обеих версиях норвежского языка — Norge на букмоле и Noreg на нюношке (новонорвежский).

    По мне, что датский Норге, что нюношский Норег… Слышу-то я Нор-Вегия! Вот и полюбопытствовала, при чём тут Вега из созвездия Лиры?

    Название «Вега» происходит от приблизительной транслитерации слова waqi («падающий») из арабской фразы  an-nasr al-wаqi, означающей «падающий орёл» или «падающий гриф»: созвездие Лиры представлялось в виде грифа в Древнем Египте и в виде орла или грифа — в древней Индии. Думаю, орнитологи согласятся, что падающий орёл, скорее всего, будет нападающим.

    Греки перевели с арабского Вегу как «падающий коршун». Считали, что это коршун, которого Зевс послал похитить тело тартарианской нимфы Кампа у Бриарея, когда тот собирался принести её внутренности в качестве сакральной жертвы (по другой версии в жертву приносился змее-бык). Поэтому в старинных атласах Лира часто изображается в когтях коршуна. Посмотрела я на «Падающего коршуна» и на карту Норвегии, а ведь действительно похожи! Правда, ума не приложу, как моему затруднению этот вывернутый рукав может помочь?! Ну, да ладно!

    Самое интересное, что, как известно, жили в Нор-вегии викинги, но до сих пор учёные не знают, откуда они пошли.

    «Викинги — скандинавские мореходы в VIII—XI веках, совершавшие морские походы от Винланда до Биармии и Северной Африки. Шведские, норвежские и датские викинги, которые двигались на запад, известны по латинским источникам под именем норманнов. Точный этнический состав викингов в Восточной Европе (в балтийских землях и на Руси) неизвестен, но европейские историки предполагают, что это могли быть шведы. В летописях Киевской Руси они были известны как варяги. Однако по Лаврентьевской летописи: «Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти»…» Вики.

    В скандинавских хрониках термин «викинг», как правило, относился к безземельным бондам (свободным людям, не принадлежавшим к знати), которые были вынуждены искать лучшей доли за пределами родины. Вот вам и бандиты! Как всё упростилось… А ведь когда-то пандит был жрецом или учёным человеком! Так говорили арии, принёсшие с собой в Индию древний язык санскрит.

    А в древненорвежском языке «vikingr» могло означать «человек из бухты» (от vik — бухта, залив, убежище; + суффикс ingr). Сами же скандинавы долго считали, что «викинг» происходит от названия норвежской области Вик на берегу Осло-фьорда. Но во всех средневековых источниках жителей Вика называют не «викингами», а иначе (vikverjar или vestfaldingi).

    Наконец, слово «викинг» пытались связать с древнеанглийским wic (от лат. vicus), обозначавшим торговый пункт, город, укреплённый лагерь — синонимом древнерусского слова «товар», означавшего не продукт торговли, а укреплённый лагерь южных варягов (от этого слова произошло обращение казаков друг к другу — «товарищ»). Вот, кстати, Тверь неясной этимологии тоже сравнивают с  польским twierdza «крепость», лит. tvirtovе «крепость», лит. tvora «ограда», лит. tverti «огораживать». В смысле «твердь». Ага! Кто-то воет-вякает, а кто-то твердит…

    Т. Н. Джаксон считает маловероятным, что термин «vikingr» означает «укреплённый лагерь» и выводит его или от датского wic, восходящего к латинскому vicus, обозначавшему в поздней Римской империи городской квартал или небольшое ремесленно-торговое поселение, в том числе при военном лагере или же, ссылаясь на норвежского исследователя Пера Торсона, от прагерманского корня wig со значением «битва», «убийство». Приемлемой считается и гипотеза шведского учёного Ф. Аскеберга, который считает, что термин происходит от глагола vikja — «поворачивать», «отклоняться». Викинг, по его толкованию, — это человек, который уплыл из дома, покинул родину, то есть морской воин, пират, ушедший в поход за добычей. Любопытно, что в древних источниках этим словом чаще называли само предприятие — грабительский поход, чем человека, участвующего в нём.

    Логично, что викингов никак не связывают с английской week-неделей, растянувшейся в русском языке на целый век, в течение которого приходится людям work-работать, что преобразилось в «тянуть воз».

    Думается мне, что викингов, как и Виктора-победителя, в силу их ремесла, следует соотносить с латинским vici, а перенос Норика в Норге приключился не без помощи этрусков, которым приспичило куда-то загадочно деться. Ну а напоследок я вам приоткрою маленькую тайну.

    Есть у китайцев красивая легенда. Земное воплощение звезды Альтаира, молодой человек по имени Ню-Лан по совету своего старого вола отправляется к Серебряной реке, где находит девушку по имени Чжи-нюй (Вегу), внучку Тян-ди (небесного правителя) и женится на ней. У них рождается сын и дочь, но небесный правитель забрал свою дочь, Чжи-нюй на небо, а супругам разрешил видеться 1 раз в год. Этот день, 7-е число 7-й луны, у китайцев считается днем встречи влюбленных.

    У японцев эта история ткачихи и пастуха звучит несколько длиннее, да и заимствована она у китайцев. Поэтому я о ней не буду рассказывать. Удивительно, но инки тоже особым образом относились к Лире. «Пастухи совершают преклонение и жертвоприношение одной звезде, которую они называют Уркучильай, это, как они говорят, баран из многочисленных оттенков, в чьём ведении находится сохранение скота, и считается, что это то, что астрологи называют Лира. И они же поклоняются двум другим, которые проходят возле неё, называющиеся Катучильяй и Уркучильай. Которых они изображают в виде овцы с барашком…»

    Итак, на месте Лиры у инков находится Уркучильай, и ничего не сказано о Веге. Зато инки придумали себе «вака». Вака (священное место на земле) отражала некое небесное тело или явление. При сотворении мира небесные объекты сошли под землю, а потом вновь вышли из скал, пещер, родников, то есть из каждой уаки. Из них же вышли сами народы, по представлениям инков.

    Стоит ли удивляться, что совсем рядом с викингами, у карело-финов наивысшим образцом святости был Укко — верховный бог-громовержец, покровитель скота и урожая!

    Ума не приложу, зачем мне всё это нужно! Вы-то сами как думаете, кто такие «викинги»?

    Я тут о вакансии подумала. А что…

    Вакансия. Из лат. vacаns  «ненужный, излишний; незанятый, пустующий», от vacare «быть свободным, незанятым; пустовать», далее из vanus «пустой, порожний», далее из праиндоевропейского *wan- «пустой».


П.С. Чтобы не перегружать основной текст. Дополнения и соображения ниже:

1. К лит. tvora «ограда». У нас есть такие прекрасные соответствия как двор и дверь.

2. К вака Укко. У нас так говорить не принято, зато есть такие понятия как "высь" и "всё", а сатем-кентумное разделение только усиливает путаницу и неразбериху. Но, думается мне, у звуков "с" и "к" вибрации различаются...


Рецензии