Изучаем немое кино. Бастер Китон. 7. Семь шансов
Совместно с проектом «250 лучших фильмов всех времён и народов (свой собственный, особенный, своеобразный список)».
Представляют…
№ 206. «Семь шансов» (США, 1925).
«Шанс выпадает очень редко, но ты должен быть готов к нему всегда. Когда с неба польётся золото, у тебя должно быть ведро, а не напёрсток».
Уоррен Э. Баффетт (1930, 89 лет, один из крупнейших предпринимателей в мире, США, Омаха, штат Небраска. Состояние на 2019-й год – 86,6 миллиардов долларов. И он ещё жив! Такой человек зря говорить не будет).
Ну, а что же у нас с Китоном?
1. Первые работы.
2. Короткометражные фильмы.
3. Полнометражное кино.
Полнометражное кино.
1. «Три эпохи», 1923. Просмотрен и утверждён в «золотой» список.
2. «Наше гостеприимство», 1923. Просмотрен и утверждён в «золотой» список.
3. «Шерлок-младший», 1924. Просмотрен и утверждён в «золотой» список.
4. «Навигатор», 1924. Просмотрен, но… Записан в другом списке. «Просто хорошие фильмы».
5. «На запад», 1925. Просмотрен, но… Записан в другом списке. «Просто хорошие фильмы».
5 картин пока, из которых понравились три. Как-то так… И вот теперь «Семь шансов». Ещё одно «золото» немого кинематографа в моём списке.
Кстати! Несмотря на то, что «Семь шансов» вышел раньше, чем «На запад» (они одного года, но разных месяцев), посмотрел я сначала про жизнь ковбоев, а уж потом только этот шедевр. Вот-с… Но этот порядок ничего не меняет…
А это действительно шедевр…
Умирая, дедушка оставляет своему внуку Джимми Шеннону (Бастер Китон) наследство: 7 000 000 долларов. Но он их получит только в том случае, если женится до 19.00 своего 27-милетия! Всё бы ничего, но день рождения Джимми сегодня! И как раз 27 лет! Оплошав со своей девушкой, у него есть только 7 шансов – 7 попыток, 7 кандидаток, чтобы получить эти заветные деньги и выйти из ситуации победителем, а не полным… простофилей…
Ну, чем не шедевр?.. Кстати! Хочу сказать особое спасибо Бастеру! Составляя свой особенный список лучших лент кинематографа («250…»), я напрочь забыл о ленте «Холостяк» (США, 1999) – римейке «Семь шансов» с Ренне Зеллвегер и Крисом О'Доннеллом в главных ролях. Истории, которая с подросткового периода меня зацепила, пробрала до глубины души и заставила о многом задуматься (хотя это простая, лирическая комедия). Какого же было моё удивление, когда я, сев за просмотр немого кино «Семь шансов», сразу почувствовал, что это что-то родное, знакомое, «золотое»! То, что заставляет чувствовать, мыслить, сочинять или использовать подобное (например, в КВН), представлять себя на месте главного героя и продумывать иные пути, способы, чтобы получить данную сумму. Ну, и понять, что это: брак по расчёту или же настоящая любовь, за которую захочется по-настоящему ПОБОРОТЬСЯ?..
Деньги… В оригинальном фильме – это 7 000 000 долларов. В римейке 1999-го – это уже 100 000 000. Но суть одна. Получить их не так просто. О римейке мы ещё поговорим. Будет отдельная работа. Вернёмся же пока к немой классике.
Китон не был бы Китоном, если бы не использовал тут свои сногсшибательные (в прямом смысле!) трюки. Это помимо хорошей актёрской игры различных барышень, участвующих в данной комедии. Э-э, немой комедии, повторюсь! А это значит, что нет слов (кроме тех, что надо читать), но присутствуют мимика, жесты, эмоции. Написали записку барышне «Выходи за меня замуж», закидываете ей на второй этаж, а на голову сыплются уже конфетти. И так далее. Супер…
Катящиеся камни с горы – это ещё та находка. Не знаю, первый он или, возможно, я увижу похожее позже у Чаплина, Ллойда, но снято ГЕНИАЛЬНО! По крайней мере, то, что Бенни Хилл для своего шоу многое у него потырил, э-э, повторно использовал – факт очевидный. И это только возвышает немое кино над всеми остальными. Мол, всё уже было, всё давным-давно придумано, а если мы этого не знаем, то значит, просто незнакомы с классикой мирового кинематографа. Вот так.
«Семь шансов» - это прежде всего пьеса, написанная Роей Купером Мегре, в 1916-ом году, поставленная в театре в том же году (1916) и, после 151-го представления, снятая с афиш. Жалко, но факт. Если бы Китон её не увековечил, то такая история прошла бы мимо, а это плохо, ибо, фантазия на тему денег, наследства, поиска жены и осознания того, кто с тобой рядом – приятная и интересная тема для кино, сценариев, занятных коротких сценок (например, для КВН). То, что люди не используют их – другое дело. Но сама тема – хороша и насыщенна. Римейк 1999-го года это доказал…
Между прочим, такой фильм можно ставить каждые 20 лет. Уверен, он пройдёт в среднем темпе на почтительное «ура!».
Режиссёр: Бастер Китон. Адаптированный сценарий: Клайд Бракман, Джин Хэйвз, Джозеф А. Митчелл.
Хм… Вот сколько ни гляжу фильмы Китона, а чётко вижу: он почти не пишет сценарии. Джеки Чан, в этом плане, его опередил. Хотя никто не забывает, что сами идеи фильмов, постановка, трюки, которые потом будет повторять этот самый успешный и энергичный китаец, это всё заслуга Бастера. А это, как вы понимаете, дорогого стоит. Гений - он гений и есть…
О! Раз уж вспомнили про Джеки, то именно в этом фильме «Семь шансов» я увидел трюк Бастера с деревом (прыжок на дерево). То, что мне это не могло не напомнить «Доспехи бога», промолчать не могу.
Вообще, все трюки из фильма – меня убили напрочь. И то, что перед нами 1925-й год, добавляет Бастеру только плюсов! А ведь он ещё и толково их разрабатывал! Гений. Не устаю это повторять, хотя вижу, что далеко не все фильмы нравятся («Навигатор», к примеру). Но я понимаю, что он старается что-то придумать и это не может не вызывать восхищения. Ну, а если это ещё подкреплено хорошим сценарием, забавной игрой второстепенных героев, то… То рождается маленький, но такой приятный шедевр… Вот, как сейчас. «Семь шансов». Где одними шансами дело не заканчивается. Впрочем, это уже лишняя информация, так называемый «маленький спойлер». Но историю всё это только украшает…
Хотелось бы сказать о ком-то ещё, кроме Бастера в этой ленте? Нет. Здесь главный он, а остальные лишь хорошее украшение к фильму. Короткое, но ёмкое. Как говорится «Пришёл, увидел, победил». Появился, сыграл, удалился.
Кажется, всё… Остальное оставлю для работы над «Холостяком». Спасибо, Бастер, что напомнил мне эту добрую, милую комедию. Чуть было про неё не забыл, чувствуя, что «золотой список» далеко не полный.
10 из 10.
Здорово, когда даже немое кино может не только сильно удивить, но и окунуть в детство, заставить сравнить, увидеть, почувствовать и принять гениальность режиссёра/актёра не как должный факт, а как истинное призвание жизни, когда человек занимается своим любимым делом, ну, и получает от этого удовольствие.
Благодарю за внимание!
Алекс Джей Лайт.
Свидетельство о публикации №220021900031