Февральская встреча

Для кого февраль обычный зимний месяц, а для многих  - это месяц ожидаемой встречи выпускников школ  разных поколений. Эта сложившаяся традиция началась ещё в далёкие шестидесятые годы прошлого столетия.  Каждый год, в первую субботу февраля, спешат выпускники в свою родную школу на вечер встречи с юностей своей, с друзьями и учителями.

Вечер школьных друзей, он в любую погоду,
И в положенный срок, каждый год
К первой  февральской субботе
Позовёт всех на школьный порог.

Такая встреча состоялась и в Наголенской средней школе. Зимним вечером зажглись окна школьного здания, маня к себе на огонёк своих выпускников.

В класс заходишь родной
Сердце от волнения стучит,
Словно вновь ты в детство
Опять возвратился своё.
Ах, как бы хотелось друзьям,
Чтоб на миг  появилось оно,
То самое лучшее, ведь было ж оно.

Школа рада своим гостям. Выпускники прошлись по этажам, посмотрели предметные кабинеты. Как изменилось всё! Однако не трудно было найти свой класс, сесть за парту свою и вспомнить школьные деньки, уроки, строгих и добрых учителей  и, конечно же, весёлые переменки. Нынешние  выпускники  встречали  у порога своих гостей и помогали им в экскурсии по школе. С большим интересом гости посетили школьный музей, где собран материал о школе, её учителях и учениках. Продолжением вечера встречи выпускников был сельский клуб, зал которого вместил и  всех желающих жителей села.

И вот официальная часть вечера. Звучит всем знакомый и любимый школьный вальс. Ведущая вечера Вера Ивановна Титовская сделала перекличку. Юбилейные выпуски докладывали о своей явке, в каком составе прибыли, назвав себя и коротко сказав о себе.
 
Пролетели года, им уже не семнадцать,
И по разным дорогам их судьба развела.
Так хотелось бы им чаще встречаться,
Всем собраться бы вместе, забросив дела.

И действительно, многие забросив свои дела, не беря во внимание свой возраст, трудности – приехали на встречу издалека. Печально, что уже не досчитались на встрече учителей и одноклассников, которые, не простившись, ушли в мир иной. Скорбной минутой молчания почтили всех. Горько было осознавать, что нет больше любимых учителей – С.В. Неберекутиной, В.П. Барабашовой, С.Л. Бережной и других. Но жизнь продолжается и ведущая вечера настроила всех присутствующих в зале на оптимистический  настрой.
Прежде чем запустить символическую  « Машину времени», с помощью которой все взрослые тёти и дяди  окажутся  в « Школьной стране», выпускники сегодняшнего дня  задали несколько вопросов, ответ на них они должны получить в течение вечера от гостей. Звучит музыка, набирающая темп и голос диктора:

- прошу всех выпускников взяться за руки, у всех сейчас хорошее настроение, вы улыбаетесь, глаза искрятся  радостью. С помощью Машины Времени мы с вами на несколько часов окажемся в детстве, вы сейчас просто мальчики и девочки, вы ученики Наголенской средней школы. Каждый может себя представить в любом классе, и рассказать какими вы были.

Каждый выпуск чем – то знаменит, и в памяти учителей они оставили свой след. Классный коллектив формировал   первый учитель, учителя – предметники, классный руководитель. Из стен школы уходят грамотные юноши и девушки, которые дальше продолжили учиться, приобретая нужную для себя профессию. О каждом выпускнике можно сказать много хороших слов, и они этого заслуживают. Мы не можем их назвать только по имени, мы добавляем и отчество. Когда окончили школу, им было по семнадцать лет, а сейчас у них солидный возраст, и в жизни они многое добились. Постараемся в этом убедиться и рассказать.

Выпускники 1970 года, это пятьдесят лет после окончания школы, золотые юбиляры. У этих мальчиков и девочек седина уже покрыла головы, они уже дедушки и бабушки. За плечами столько прожитых лет, но память возвращает их в далёкое прошлое. Впервые на встречу приехали  Е.С. Новомлинская из Прохоровки, Т.П. Новомлинская из Липецка, остальные как бы местные, проживают в с. Нагольное и Ровеньском районе. Особо был отмечен М.Е. Колтаков – пятьдесят пять лет после школы. Вот что он сказал:

- всегда помню февральскую встречу выпускников и не могу усидеть дома, меня тянет в эту школу. Работаю с людьми и стараюсь видеть каждого с хорошей стороны.  Главное – быть настоящим человеком, это и желаю сегодняшним выпускникам.

Несколько слов о М.Е. Колтакове. Он уроженец с. Клименково, живёт в Богучаре  Воронежской обл. , авторитетный руководитель колхозного производства, известен в аграрной общественности Воронежской области. Михаил Егорович Колтаков за многолетний труд награждён  золотой медалью «За вклад в развитие агропромышленного комплекса России», знаками «За заслуги перед Воронежской областью» и «За заслуги перед Богучарским районом», медалью «Меценат столетия».  Он  продолжает работать, предприниматель  закрытого акционерного общества в Богучарском районе.

А.И. Соловьёв всю свою трудовую деятельность посвятил земле, он механизатор. Его имя неоднократно находилось на районной Доске Почёта.
И.П. Степанов так же работал в поле, растил хлеб.  Этим  людям – председателю колхоза и  механизаторам, было о чём поговорить, тема общая для них - земля.

А вот Людмила Николаевна Коваленко приехала из Украины. Она не пропустила ни одной встречи. И хотя приглашение из школы к ней так и не дошло, она знала и помнила о юбилейной встрече. По жизни Людмила оптимистка, в судьбе  много ей пришлось пережить. Да и знаем, какая жизнь сейчас на Украине. Но Людмила Николаевна не сетует на это:

- ну как мне не приехать, у меня здесь сёстры, брат, племянники, внуки – словом большая родня. И хотя есть трудности приехать мне на родину, но это всё при желании преодолимо.

Татьяна Петровна  и  Евдокия Семёновна Новомлинские  на вечере встречи первый раз. Они и понятия не имели как задушевно и волнующе проходят такие мероприятия. Татьяна Петровна живёт в Липецке, летом часто приезжает в гости к родственникам. Евдокия Семёновна   давно была на своей родине, родителей и брата нет, есть племянники. Одноклассник смог дозвониться  к ней и уговорил приехать, вот она здесь.

Не многословны были  другие юбиляры, хотя за каждого можно было рассказать интересное. Вполне возможно о себе они рассказали в узком кругу за праздничным столом. Нина Митрофановна Шевченко обратилась к дирекции школы с такой просьбой:

- мы очень благодарны учителям, дирекции школы за незабываемый для нас вечер. Уже нет тех учителей, кто нас учил, но школа помнит о каждом выпускнике. Время идёт, меняются директора школы, приходят новые учителя, но эта традиция живёт и передаётся из поколения в поколение. И пусть пятьдесят лет не будет пределом, приглашайте нас и на следующий юбилей.

А зачем ждать через десять лет следующего юбилея, при желании  можно приехать на любую встречу, как это сделал Колтаков М.Е.,  таким дорогим гостям предоставляется  в конце вечера « Свободный микрофон».

Выпускники 1980 года, сорок лет после школы. Первый учитель Е.А. Бережная, классный руководитель В.П. Барабашова ( светлая им память). Класс был большим и дружным, были и спортсмены и певцы. Сидя за школьной партой, мог ли знать Иван Титовский, что ему придется служить в горячей точке на Северном Кавказе. Иван Михайлович краток был в выступлении:

- школа, армия, служба по контракту  семнадцать  лет.
   
Наверное, бывший военный человек, краток в изложении  своей речи. Но мы, то знаем, как нелегко давалась эта служба. И как зря награды не дают, у Ивана Михайловича они есть. Когда был в Чечне, за него переживала его семья, сестра - Любовь Михайловна,  молила Бога  за благополучие брата.  На встрече брат и сестра вместе, учились в одном классе, они двойняшки.

На гражданском пиджаке у Ковалёва Валерия Ивановича  то же есть медали.  Он бывший таможенник, сейчас уже на пенсии. В школе Валерий Иванович учился хорошо, окончил  Тамбовский педагогический  институт. Работал в сельской школе учителем  НВП (начальная военная  подготовка) и физкультуры.  Карьера учителя  оказалась для него не перспективной,  и он поменял профессию, служил  в таможенных органах. Что сказал он о школе:

- с улыбкой вспоминаю школьные деньки. Для меня школа действительно была вторым домом. В своём родном доме я был только по выходным дням и на каникулах. На хуторе Озёрном, где я жил, школы не было. Поэтому десять лет учился в Наголенской средней школе  и жил в школьном интернате.

Нагольное – большое село, а вокруг было много небольших деревень, где не было даже начальной школы. В пятидесятые годы был построен школьный интернат и жили в нём ученики до начала семидесятых лет.

Есть выпускники, которые как бы живут проблемами школы, интересуются, а иногда по необходимости школа сама о себе напоминает, бывает и такое. Кода надо совершить экскурсионную поездку куда – либо, то дирекция школы постоянно обращается к этому человеку, который безотказно помогает выделить самый комфортабельный автобус. Это человек – Николай Иванович Воловиков, работает в Ровеньской  автоколонне. Говорит он о себе:

- живу и работаю в Ровеньках,  в  Нагольной бываю часто, здесь у меня мама и сестра. После школы учился в Шебекинском автотранспортном техникуме, начал свою работу в автоколонне 1468 и по сей день работаю. Отец мне говорил, если у тебя есть возможность, то никогда не отказывай людям в  помощи.

Юрий Васильевич Титовский  не красноречив и не многословен, возможно, в его работе не нужно лишних слов. А трудится он в ЗАО « Ровеньской дорожник», занимается организация строительством,  реконструкцией и ремонтом дорог. По словам Юрия Васильевича, платят хорошо, но и работа трудная, молодёжь долго не задерживается.

Татьяна Новикова выросла в семье, где все умели петь. В школе постоянно участвовала  в художественной самодеятельности, пела на школьных вечерах, конкурсах. На вечере встречи Татьяна Ивановна  вместе со своей сестрой спела песню для своих одноклассников. А в зале сидела мама  и подпевала тихонечко своим дочерям.

Интересно  рассказал о себе Сергей Иванович Сабинин, который в школе был незаменимым солистом. Его голос в чём - то выручал. Бывало, не  доучит домашнее задание, учителя не ставили ему «неуд». А весною разливалась речушка Сарма, старшие ребята вброд проходили те места  в длинных сапогах, а у Сергея были маленькие сапожки. Ребята по очереди несли на себе Сергея, за это он им пел песни. Поставят на пенёк – пой, и так добирались они дружно до школы и обратно домой.

Возраст этого выпуска приличный, они уже давно бабушки и дедушки. Жаль, что не все смогли прибыть на этот вечер. Возможно потому, что нет больше с ними классного руководителя  В.П. Барабашовой, которую любили и понимали её ученики. Кому повезло в этой жизни, есть радости и печали, но жизнь продолжается, и не будем грустить, коль собрались на встречу с юностей своей.

Выпускники 1990 года, тридцать лет после окончания школы. Первый учитель М.М. Переверзева и классный руководитель  С.Л. Бережная. Этот выпуск настолько интересный, о каждом можно говорить и говорить.  Некоторые  скромно назвали себя, но учителя знают, кто они такие и как сложилась у них судьба.

Ирина Геннадьевна Ивасив стала учителем, благодаря своей любимой учительнице русского яз. и  литературы  Неберекутиной С.В. В Наголенской  школе так же работает учителем физкультуры  Сергей Петрович Новомлинский. Елена Александровна Колтакова – педагог дошкольного образования, работала долгое время в сельском садике. Светлана Дмитриевна Бережная тоже учитель, работала в детской комнате  полиции.

Есть в этом выпуске и тот человек, которого можно отнести к знатным выпускникам школы – это Владимир Иванович Омельченко. По образованию он учитель истории. К слову будет сказано, его отец тоже был учителем рисования и черчения. Владимир Иванович работал в Ровеньской средней школе, затем в отделе молодёжи района. У него  постоянно рождались в голове новые мысли и идеи, что получалось воплотить в жизнь, а что и не получало поддержки. Как оказался Владимир Иванович в Москве - это целая история. Работал в Министерстве Образования, сейчас он заместитель директора  Федерального Центра детского туризма и краеведения. Эта организация подведомственная Министерству  просвещения РФ. Владимир Иванович о себе сказал следующее:

- прописан в своём селе Нагольное, женат, растёт сын. Живу и работаю в России, подчёркиваю в России, а не в Москве.

Вот почему он так сказал, поясним его слова. Федеральный Центр координирует деятельность региональных и муниципальных центров детско-юношеского туризма и Владимиру Ивановичу приходиться быть в командировках. География его работы  от севера до юга страны, от запада на восток. Если зайти на его страницу в социальной сети, в частности в Instagram, то можно отследить передвижение по всей стране. Это: Крым, Сочи, Мурманск, Алтайский край, Владивосток, Калининград - да всех городов и не перечислишь. У Владимира Ивановича втрое высшее образование – экономическое. И когда ему предложили работу в Министерстве Газпрома, он отказался и не пожалел. Сидеть в кабинете – это не его стиль жизни.


Выпускники 2000 года, это двадцать лет после окончания школы. Первый учитель Н З.С. Новомлинская и классный руководитель Т.И. Чернокалова.  К сожалению, встреча с этим выпуском  не состоялась. Никто не явился на вечер, то ли были на то причины, а может, просто не пожелали. Однако,  можно было бы написать или позвонить, ответить как-то на приглашение. В этом выпуске  то же есть как бы яркие личности, но о ком говорить? Жаль, конечно, разговора не получилось. 

Выпускники 2010 года, десять лет после окончания школы. Первый учитель В.И. Титовская и классный руководитель Н.П. Переверзева  рады были видеть своих учеников. Класс был очень маленький, но на встречу  пришли и те, кто после  девяти классов ушли учиться в другие учебные заведения.  Этим выпускникам всего лишь по двадцать семь лет, но они уже успели получить профессию, устроиться на работу, создать семью и иметь детей. В этом выпуске есть и учительские дети, которые  воочию  знают, что такое учительский труд. Иван Титовский  так сказал:

- моя мама работает в школе, и знаю, как нелегко учить детей, которые не стремятся к знаниям. За всех прошу прощения у наших дорогих учителей, что  мы иногда были не послушными.

Маргарита Переверзева  учитель и ей очень нравится её профессия. В школьные годы  запомнилась её бабушка, она была прекраснейшим учителем. В своей внучке она видела в будущем учителя. То, что у Риты есть учительская жилка, заметили и учителя Наголенской  средней школы. Рита вспоминает учёбу в старших классах:

- мне нравилось, когда в преддверии Дня учителя, в школе проводился день самоуправления. Старшеклассники могли побывать в роли учителей, директора школы и завучей. Я старалась быть учителем русского языка и литературы, и у меня это получалось.

Да, действительно, уже стало традицией проводить дни самоуправления и детям это очень нравилось. Много положительных нюансов было в этом, а главное, пожалуй, то, что педагоги  могли увидеть в ком то будущих учителей. К сожалению, за последние несколько лет нет молодых учителей. Кто же придёт в школу на смену пожилым  учителям? Вопрос – и ответа нет.

На вечере были произнесены слова благодарности бывшим учителям школы и нынешнему педагогическому коллективу. Выпускники учились в Наголенской школе, теперь учатся их дети  и даже внуки. 

Стали взрослыми мы, сами учим детей.
И какой это труд, хорошо понимаем.
Вот поэтому мы, родных учителей
С нежностью  каждый день вспоминаем.

В школе главное, конечно же, учитель. И если учитель от «бога», то и дети тянутся к нему. У каждого были и есть свои любимые учителя и это никому не запрещается. Учитель, он и воспитатель человеческих душ.

Сколько нужно силы и терпенья,
Чтобы человека воспитать.
Сколько нужно мудрости, уменья,
Чтоб ребёнка каждого понять.

Детворе вы душу отдаёте,
Любите всем сердцем, как своих…
Детскими вы судьбами живёте,
И всегда заботитесь о них.


Заключительными словами вечера были слова  Зои Васильевны Горбовой, бывшего  директора школы, отличника народного просвещения:
- спасибо всем, кто помнит школу, за вашу память к учителям, за всё хорошее. В зале знакомые лица, все они учились в нашей школе. Желаю, чтобы эта традиция не ушла в прошлое, встречайтесь, вспоминайте  школьную жизнь. Низкий поклон всем за вашу доброту и человечность, труд учителей был и есть не напрасный.

И последними  аккордами  вечера школьных друзей была  песня « Жива, традиция, жива» в исполнении школьного хора учащихся.

Жива традиция, жива!
Жива, и где найти слова,
Чтоб школе выразить любовь,
Мы повторяем вновь и вновь.


Рецензии