Воспоминания как предмет исследования Души

189. Воспоминания как предмет исследования Души.

Текст: Некоторые не делают, а смакуют.

2020-02-12: Как вспоминает обычно человек свое прошлое, тому пример Ансельм из «Ириса» Гессе.

Цитата:
«Много раз, когда он, пав духом, все от себя отбрасывал и в досаде от всего отказывался, до него внезапно долетало как бы веяние из далеких садов, он шептал самому себе имя Ирис, многократно, тихо, словно играя, - как пробуют ваять ноту на натянутой струне. «Ирис, - шептал он, - Ирис!» - и чувствовал, как в глубине души шевелится что-то неуловимо-болезненное: так в старом заброшенном доме иногда без повода открывается дверь или скрипит ставень. Он проверял свои воспоминания, которые, как полагал прежде, носил в себе разложенными по порядку, и делал при этом удивительные и огорчающие открытия. Запас воспоминаний был у него много меньше, чем он думал. Целые годы отсутствовали и лежали пустыми, как незаполненные страницы, когда он возвращался к ним мыслью. Он обнаружил, что лишь с большим трудом может отчетливо представить себе облик матери. Он совершенно забыл, как звали девушку, которую в юности, наверно, целый год преследовал самыми пылкими домогательствами. Ему вспомнилась собака, которую в студенческие годы он купил по прихоти и которая жила у него некоторое время. Понадобилось несколько дней, чтобы в памяти всплыла ее кличка.
      С болью и все возрастающей печалью смотрел несчастный назад, на свою жизнь, почти улетучивающуюся и пустую, не принадлежащую ему больше, чужую, не имеющую к нему отношения, как нечто выученное когда-то наизусть, а теперь с трудом собираемое по бессмысленным кусочкам. Он начал писать в намерении записать год за годом важнейшее из пережитого, чтобы впредь твердо удерживать его в руках. Но где было самое важное из пережитого? Не то ли, что он стал профессором? Или когда-то был доктором, а до того школьником, потом студентом? Или что ему некогда, в давно исчезнувшие времена, нравилась месяц или два эта девушка? В ужасе поднял Ансельм глаза: так это и была жизнь? Это было все? И он ударил себя по лбу и оглушительно рассмеялся».

Ансельм вспоминает свое прошлое и критически, и смакуя. Некоторое раздвоение наблюдается. Вроде бы, не ради смакования начинает он вспоминать приятные моменты в прошлом, но они сами смакуются, так как это приятно чувствам.
В этом же отрицательном плане движется и ум, который привык работать на чувства: хочется уму мысленно исправить недочеты, до которых он не додумался вовремя и которые доставили бы его чувствам большее удовлетворение. Рассматриваются и просто рабочие ситуации, в которых человек ошибочно поступил. И тут же ум начинает работать над исправлением ошибок, как надо было бы поступить.
На все это логическому уму отвечает ум объективный, у которого есть понимание непреложности происшедшего: нельзя переиначить то, что уже прошло, как нежелательно переиначивать и то, что произойдет по судьбе твоей, поскольку это наказуемо.
с судьбой не играют в прятки,
Если надо - найдет и съест...
Точно сказал Сер.Ж. Судьба уже написана Духом. Потому всё и случилось именно так, а не иначе.

Конечный эпизод из «Ирис» Гессе:

 «Все снова встречали его напоминания, грезы вели его, и он пришел к хижине, там были дети, они напоили его молоком, и он играл с ними, они рассказывали ему истории и рассказывали, что в лесу у угольщиков случилось чудо. Там видели отворенными ворота духов, которые отворяются раз в тысячу лет. Он слушал и кивал, представляя себе эту дивную картину, и пошел дальше; в ивняке впереди пела птичка с редкостным, сладким голосом, как у покойной Ирис. Ансельм пошел на голос, птичка вспорхнула и перелетела дальше, за ручей и потом в глубь бескрайних лесов.
      Когда птичка смолкла и ее не было больше ни видно, ни слышно, Ансельм остановился и огляделся вокруг. Он стоял в глубине долины, среди леса, под широкой зеленой листвой тихо текли воды, а все остальное затихло в ожидании. Но в его груди птичка пела и пела голосом возлюбленной и посылала его дальше, пока он не остановился у замшелой стены скал, в середине которой зияла расселина, чей узкий и тесный ход вел в недра горы.
      Перед расселиной сидел старик, он встал, увидев, что приближается Ансельм, и крикнул:
      - Назад, странник, назад! Это ворота духов. Никто из тех, кто вошел в них, не возвращался.
      Ансельм поднял взгляд и заглянул в скальные ворота - и увидел теряющуюся в глубине горы голубую тропу, а по обе стороны ее часто стояли золотые колонны, и тропа полого спускалась в недра, словно в чашечку огромного цветка.
      В его душе запела птичка, и Ансельм шагнул мимо сторожа в расселину и через чашу золотых колонн - в тайная тайных голубых недр. То была Ирис, в чье сердце он проникал, и то был сабельник в материнском саду - в его голубую чашечку Ансельм входил легким шагом; и когда он молчаливо шел навстречу золотому сумраку, все, что он помнил и знал, сразу же пришло к нему, он чувствовал ведущую его руку, она была маленькая и влажная, любовные голоса доверительно звучали над самым его ухом, они звучали точно так же и золотые колонны блестели точно так же, как все звенело и светилось давным-давно, в его детстве, с приходом весны.
      И вновь пришел к нему тот сон, который снился в детские годы, - что он идет в чашечку цветка и вслед за ним идет и летит весь мир картинок, чтобы кануть в тайная тайных, которая лежит за всеми картинками.
      Тихо-тихо запел Ансельм, и его тропа тихо спускалась вниз, на родину».

Несколько романтически все это происходит у Гессе и не совсем в том направлении, в каком рождаются будущие боги, но – на момент выбора есть смысл обратить внимание.
Наступает такой решающий момент у каждого вступившего на духовный Путь, что надо выбирать между Добром и Злом, между правым и левым. И тогда ты идешь по Пути, на котором становишься либо Духом Зла, либо Духом Добра. После решающего выбора назад дороги нет: мост разрушается выбором. А пока не выбрал, повторю, жить человек продолжает между правым и левым, мучаясь над тем, что же ему выбрать. Однако настоящие мучения начинаются позднее, когда он начинает что-то понимать в жизни. А до того он жил, чисто машинально следуя тому, что его Душе больше соответствует.

Соответствует Душе, поскольку выросла она в этом мире, то, что олицетворяет его – цветок Ирис.
Справка:

«Название цветку дал древнегреческий врач Гиппократ в честь богини Ириды. Согласно мифологии, она спускалась на землю по радуге, чтобы объявить людям волю Небес. Цветы были частью ее одежды. Они стали ассоциироваться с радугой, хорошими вестями и связью между двумя мирами: земным и небесным».

Был такой период в жизни людей, напомню, когда Боги воочию спускались на Землю. Помогали Боги людям обживать Землю, параллельно ставя перед ними задачи для развития ума, поскольку без человеческого ума ничего не вырастишь, ничего не построишь. Собака, какой бы умной ни была, всё вокруг себя раскидает, разгрызет, порвет. Собачий ум признаёт как реальность только готовую к употреблению пищу.

Одна из задач для людей это цветок ирис, символизирующий так многозначно жизнь на Земле, что пригодился он как на Западе, так и на Востоке.

Справка:

Что же Символизирует Цветок Ириса?
1.1 Ирис – символ радуги и умиротворения
1.2 Ирис – символ стойкости и мужественности

На Западе «древние греки начали высаживать радужные бутоны на могилы женщин, чтобы Ирида увидела их яркие лепестки и сопроводила умерших в другую жизнь. Так ирисы стали означать переход из одного состояния в другое. Их образ до сих пор используется в медитативных и духовных практиках».
На Востоке «в Японии цветок, наоборот, считается мужским. Его листья вытянутые и напоминают длинные мечи самураев. Поэтому растение олицетворяет мужество, самурайский дух, честь и отвагу».

1.3 Символика ириса в христианской традиции

В христианской традиции ирис принимает значение цветка Девы Марии. Наравне с лилией он очень часто встречается в произведениях, изображающих Марию. Но в отличие от лилии, которая символизирует непорочность и чистоту, ирис означает скорбь, боль и печаль сердца Божьей матери о судьбе своего сына. Особенно если речь идет о голубом ирисе. Впрочем, значение чистоты, а также защиты тоже приписываются цветку ириса в христианстве. Ассоциация ириса со страданиями Христа послужила основанием для выращивания и разведения ирисов в монастырях.

1.4 Ирис — королевский геральдический цветок

Первоначально в геральдике появился трехлепестковый символ цветка ириса. Знаменитая гербовая фигура «Флёр де лис» — королевская лилия – появилась значительно позже из стилизованного изображения ириса. Причем, ирис для эмблемы был выбран самый простой: желтый болотный.


1.5 Значение ириса по фен-шуй

В учении и искусстве организации жизненного пространства ирисы означают мудрость и бесконечную молодость, жизнь, не ведающую старости. Ирисы хорошо гармонизируют пространство, где собирается семья.
Это символ веры и надежды, а также сосредоточенности. Синие ирисы помогают достигать целей и вершить великие дела, способствуют собранности.

Проще говоря, ирис это цветок, символизирующий жизнь инволюционного периода развития.


Рецензии