Доблесть. Охота на слова

Красивое русское слово ДОБЛЕСТЬ, но сегодня оно почти вышло из употребления и нередко подвергается осмеянию. Доблесть чего?

Смотрим в словаре Владимира Даля сразу два гнезда:

ДОБЛЕСТЬ, высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие, саможертва и пр. Один всеми доблестьми не овладеет. Доблестный, доблий, доблественный, крепкий в добре, сильный и твердый в высоких добродетелях, доблестях. Доблественник, мужественный сподвижник добродетели. Добльствовать, (доблествовать), доблестно подвизаться. Добледушие ср. свойство доблестного, человека доблестной души. Доблемудренный, доблемудрый, соединяющий доблесть с мудростью. Доблемысленный, доблестно мыслящий. Толковый словарь живого великорусского языка

ДОБЛЕСТЕТЬ, доблистать, оканчивать блеск свой, померкать. Толковый словарь живого великорусского языка

Из авторов этимологических словарей наиболее объективен Макс Фасмер:
Доблесть до;блесть до;блий, "храбрый, доблестный", ст.-слав. добл;ь ;;;;;;;;, ;;;;;;;; (Супр.), словен. do;b;lj, ж. do;blja "способный, годный". Связано с до;ба, до;брый; см. Бернекер 1, 205; Траутман, BSW 43; Преобр. 1, 187. Вероятно, следует отделять от дебе;лый; см. М. – Э. 1, 428; Эндзелин, ИОРЯС 15, 1, 215. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973

Многие другие словари явно врут, связывая происхождение слова ДОБЛЕСТЬ  с заимствованием из старославянского. Язык искусственный, созданный по заранее составленным правилам на базе  лексики русского языка, вдруг оказался донором нашего языка. А оно, это слово ДОБЛЕСТЬ,  сформировалось в русском языке, как и слова, к примеру, известь, повесть, прелесть, совесть, как группы слов с суффиксами –ОСТЬ: бледность, верность, вольность, гордость, жалость, занятость, личность, наглость, пакость, прочность, пряность, ревность, сладость, точность, частность, ясность и другие.

В моей жизни слово ДОБЛЕСТЬ имеет особое значение. С детства знаю, что в Советском Союзе было две знаменательные медали:  «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть», но я совсем не предполагал, что в Челябинске есть газеты с такими названиями, это так называемые многотиражные газеты на ведущих оборонных предприятиях.

В 1977 году мы с женой переехали жить в Челябинск. Её приняли в ту школу, которую она окончила, а для меня место учителя русского языка  находилось только на далёких окраинах, куда добираться с тремя или четырьмя пересадками. Такая перспектива – массу времени терять на транспорт – меня не устроила,  и я пошёл в редакцию «Вечернего Челябинска», где было немало знакомых земляков. Александра Терентьева на месте не оказалось, редактор Михаил Петрович Аношкин был на бюро горкома КПСС, я поднялся этажом выше и встретил Тамару Жижченко. Поговорили долго обо всём, она сказала, что в «Вечёрке» свободных ставок нет, но она могла бы за меня поручиться. А потом она что-то вспомнила и кому-то позвонила. Она так меня расхвалила, что моё лицо вспыхнуло. А потом я говорил по телефону я Анной Константиновной Ситниковой, и уже в тот же день я был на огромном ЧТЗ, где меня встретили на проходной, проводили до кузнечного корпуса и довели до редакции газеты «За трудовую доблесть».

Что меня удивило? Одной из сотрудниц подписали заявление об уходе в связи с переходом на другую работу – она стала редактором заводской газеты на другом предприятии.

В редакции, где я стал работать, конфликтов практически не было, но и единства не наблюдалось. Многие помнили прежнего руководителя, который вникал во все проблемы, и с недоверием относились к новому редактору, которая, как говорили, была поставлена обкомом партии, плохо знала газетное дело, плохо знала производство, но могла умело  отчитаться, а работу редакции представить так, что хоть сегодня медаль вешай.

Я с другими редакторами не работал, хотя знал очень многих. Я стремился вникнуть во всё, но совершенно не умел красиво  отчитываться. Уже через год меня избрали партгрупоргом и начали доверять  выпуск газеты в типографии. Постепенно я усвоил все этапы производства газеты. Увидел, что и многие другие этим владеют. Но у меня было преимущество – я лучше других владел письменным русским языком и мог заменить корректора. Из коллектива редакции журналисты уходили на повышение. Проводили на пенсию заместителя редактора Р.М. Розмана, я занял его место, а потом отправили на пенсию и редактора, и хотя в редакции были журналисты, готовые стать редактором, партком вместе с обкомом партии прислали своего ставленника.  Редакцию покинули многие. То есть до этого момента редакция оправдывала своё название «За трудовую доблесть», помогала тракторостроителям решать задачи по выпуску продукции и готовила кадры профессиональных журналистов. Почти шесть лет проработал я в этой газете, три года – заместителем редактора. Я не стеснялся говорить, что я журналист газеты  «За трудовую доблесть». Но обстоятельства вынудили меня перейти в городскую вечернюю газету.

Медаль «За трудовую доблесть» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР 27 декабря 1938 года. Это была одна из первых медалей, учреждённых в СССР для награждения за трудовые заслуги. Если сравнивать с боевыми аналогами, то её можно приравнять к медалям «За отвагу» и «За боевые заслуги». По состоянию на 1 января 1995 года было приблизительно 1 825 100 награждений этой медалью.

Газета челябинских тракторостроителей изначально называлась «Наш трактор». Трактора ещё не было, его документы ещё готовились группой советских инженеров во главе с Казимиром Ловиным на 13 этаже небоскрёба в Детройте, а на строительной площадке будущего ЧТЗ  велись только земляные работы, но  люди верили, что будет НАШ трактор.


Время было такого душевного подъёма, что люди беЗкорыстно шли на подвиг и на труд. Это потом деньги станут божеством. А Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!" выразил чувства, которые в сегодняшние дни кажутся фантазией. Но это было. Было. Передайте это судье Конституционного суда Константину Арановскому, который, похоже,  люто ненавидит наше героическое  доблестное прошлое.

Холод большой.
Зима здорова.
Но блузы
прилипли к потненьким.
Под блузой коммунисты.
Грузят дрова.
На трудовом субботнике.
Мы не уйдем,
хотя
уйти
имеем
все права.
В наши вагоны,
на нашем пути.
наши
грузим
дрова.
Можно
уйти
часа в два,-
но мы -
уйдем поздно.
Нашим товарищам
наши дрова
нужны:
товарищи мерзнут.
Работа трудна,
работа
томит.
За нее
никаких копеек.
Но мы
работаем,
будто мы
делаем
величайшую эпопею.
Мы будем работать,
все стерпя,
чтоб жизнь,
колёса дней торопя,
бежала
в железном марше
в наших вагонах,
по нашим степям,
в города
промерзшие
наши.
"Дяденька,
что вы делаете тут,
столько
больших дядей?"
Что?
Социализм:
свободный труд
Свободно
собравшихся людей.

Либеральная тусовка продолжает затаптывать советское время, либеральная клевета хорошо проплачивается, а первые годы строительства и работы Челябинского тракторного были пронизаны трудовым энтузиазмом. И этот энтузиазм поддерживался газетой «Наш трактор», первый номер которой  выпущен выездной редакцией газет "Уральский рабочий" и "Челябинский рабочий". Случилось это 4 марта 1930 года. 90 лет назад.

НАШ трактор! С чем сравнить гордость того времени?
В мае 1945 года прозвучит:  «НАША Победа!»
В октябре 1957 года зазвучат позывные, люди станут вглядываться в небо и говорить: «НАШ спутник!»
В апреле 1961 года весь мир услышит про НАШЕГО Юрия Гагарина.
А потом всякая гордость сошла на нет вплоть до распада СССР. Правда, на фоне госпереворота на Украине, которым руководили лидеры ряда западных стран, а  из-за океана Виктория Нуланд и её шеф  Хиллари Клинтон, прозвучало и гордое «Крым НАШ».
У меня предчувствие и не один уже год, что на фоне всей этой грязи, которую льют на Россию, на фоне санкций и активности пятой колонны внутри страны, скоро прозвучат ещё гордые слова «Проливы НАШИ!»

"Наш трактор" успешно выпускался до 1942 года. Её первыми редакторами были собственные корреспонденты "Уральского рабочего" А. А. Лисин, и разъездной очеркист  С.И. Черепанов. Первые номера они готовили в большой армейской брезентовой палатке на втором участке жилстроительства. Газета отразила все этапы строительства и становления завода.

А потом началась большая война. Из Ленинграда в Челябинск эвакуировали Кировский тракторный завод. И людей, и оборудование. Я знал чудесного человека Василия Васильевича Гусева, которого подростком вывезли вместе с заводом на Урал. Осенью 1941 года ему не было и 17 лет и вместо личных вещей он привёз набор токарных резцов, чтобы не терять время.

В октябре 1941 года, когда шла Великая Отечественная война, по личному указанию Иосифа Сталина ЧТЗ был переименован в Кировский завод, и название газеты ленинградского Кировского завода "За трудовую доблесть" было распространено с 1942 года на газету ЧТЗ.

На предприятие я вернулся в июле 2000 года. Это было совсем другое предприятие, раздробленное, разграбленное, которое продавали целиком и по частям. Вернулся я в управление конкурсного производства. Газета сохранилась и выходила под названием «Всем!»

 Я не спрашивал у редактора, почему газета так названа. Она, когда-то помогавшая мне стать журналистом, сама объяснила. Смысл объяснения такой. В Челябинске выступала певица Алла Пугачёва, к ней подошёл или журналист, или редактор и представился: от газеты «За трудовую доблесть». И якобы прозвучало насмешливо «За трудовую…  чего?» И ещё что-то такое небрежное прозвучало. Доблесть для клоунов и лицедеев стала не в чести, вот и решили газету переименовать. Было собрание коллектива, голосовали все, приняли по большинству голосов.

1 июня 2001 года я возглавил пресс-службу завода и редакцию газеты. Название «Всем!» мне не нравилось, генеральному директору тоже, но по названию мы с ним не сошлись. Я  готов был вернуть одно из прежних: «Наш трактор» или «За трудовую доблесть», хотя слово «трактор» в названии газеты,  на мой взгляд, в нынешних условиях слишком узко для коллектива предприятия, где выпускают продукцию сотен наименований. В октябре 2005 года я уехал из России на ПМЖ  в Германию, через год газету переименовали, она стала «Челябинским трактором».

С  1942 до  1992 года  газета  выходила под названием "За трудовую доблесть". Это 50 лет из 90.  Для меня она осталась с таким названием до сих пор.
 
 


Рецензии