Опыты по биологии

В школе нас водили по театрам, музеям, это было интересно, но главным всегда оставалось изучение природы. Уроков биологии было мало, я выписывала журнал "Юный натуралист". Какой замечательный был журнал! Долго хранила все подписки. Там были цветные фотографии животных, растений и рассказы о природе.  Потом стала читать "Науку и жизнь". Коллекционировала открытки с животными, до сих пор храню эти сокровища. Ездила в Дом книги на Невский, где можно было купить настоящую научную литературу. Трудно было разобраться в терминологии - столько незнакомых слов: ареал, популяция... Но была какая-то внутренняя потребность понять, как устроен мир.
У меня в аквариуме жили гурами, меченосцы, гуппи, скалярии. Интересно стало, смогут ли речные рыбки жить дома. Наловила мальков горькушек, пескарей и пара подъязков попалась с красными плавниками. Из деревни выбраться непросто - несла трехлитровую банку около десяти километров, потом два часа на автобусе и около семи часов на поезде. Все это время приходилось вручную подкачивать рыбкам воздух. Выдержали!
Выпустила в аквариум. Горькушки и подъязки освоились быстро, хватали корм вместе с остальными. А вот пескарики не могли питаться наверху, они ждали, когда к ним что-то приплывет по течению. Конечно, до дна ничего не долетало, они исхудали и пропали.
Горькушки процветали - растолстели  и выросли. Подъязки быстро обогнали по росту гурами и стали их задирать - щипали за бока. Те тоже нападали и только чешуя летела во все стороны. Потом эта парочка принялась корчевать растения со дна и устраивали в аквариуме хаос. Пришлось их срочно подарить, пока всех рыб не извели. Горькушки долго жили. В интернете узнала, что это рыбка из породы карповых - гальян.
       О том, как жил краб, как растила цыплят, как пыталась размножать попугайчиков, про хомяков, птиц, моих кошек и собак написаны отдельные рассказы. Перед тем, как завести животное, я узнавала, как содержать, чем кормить. Держала их не для забавы, а с целью изучить.
  Толстую книжку о фитонцидах, прочитала, как роман, за один вечер.
Летом стала проводить опыты. Фитонциды - это невидимые летучие вещества, их выделяют некоторые растения, если повредить листья. Порвала листья черемухи, положила в банку, запустила туда комара, закрыла крышкой. Комар через пару минут свалился кверху лапками.
Такой же результат был с мухами и слепнями. Как это применять с пользой, не придумала - они летучие, выделяются при повреждении только свежих листьев.
Потом добралась до изучения законов генетики. Оказывается, есть доминантные гены. Например, потомство от рыжей и белой кошки в первом поколении будет только рыжим. Если скрестить между собой особей второго поколения, то появится один белый и три рыжих. Расщепление генов идет по закону Менделя 1:3.
Нужно было проверить! У меня был большой аквариум, купила еще два маленьких и пару меченосцев - красную самку и зеленого самца.
Меченосцы - рыбки живородящие, получить потомство от них просто.
В первом поколении рождались только красные. Закон действовал! Второго поколения ждать пришлось долго - пока рыбы выросли, прошло много времени. И все же одно потомство я дождалась - появился зеленый меченосец от пары красных из второго поколения! Ухаживать за этим хозяйством надоело, рыб и аквариумы раздарила. Подошло время заканчивать школу и поступать в институт.
Опыты по генетике во время занятий в институте мы ставили на мелких плодовых мушках - дрозофилах. Скрещивали мушек с красными и желтыми глазками. Они сидели в пробирках. У каждого студента была своя подписанная. Через пару дней мы должны были усыпить мушек эфиром, посчитать под лупой, как прошло расщепление. Закон подтвердился опять - красные доминировали.
Случился казус: один парень не смог завершить эксперимент. Когда преподаватель поднял его и спросил результат, Женя ответил, опустив голову:" Мушки разлетелись..." Конечно, парни в группе заржали, как жеребцы, они не отличались воспитанием, но и девчонки давились от смеха. Генетику усвоили и закрепили всеобщим весельем.
В то время меня интересовали только животные, на растения я не обращала внимания. Теперь, много лет возделывая свой садик, я убедилась, что мир растений не менее интересен. Одни дружат со мной, а другие не хотят  расти. Сколько бы я не пыталась вырастить розы, не получается - они то смерзнут, то сгниют, то тля сожрет. Не люблю я этих неженок. А вот с наперстянкой, недотрогой, люпинами, аквилегией у меня дружба - сами сеются и радуют цветами.   
Конечно, можно объяснить неподходящей кислотностью почвы, плохим уходом, но что-то есть еще в науке о растениях, не изученное.
Наступит весна, поеду возделывать садик, узнавать новое.
О природе, чем больше знаешь, тем больше открывается неизвестного.   
19-02-2020


Рецензии