Пабло Пикассо друзья и разочарование

Пабло Пикассо – друзья и разочарование

    Да, Пикассо любил своих любовниц, вдохновительниц, но не больше, чем свои картины, – он сам об этом говорил. Пикассо к ним относился как к своим детищам. Постоянное соперничество с художником Анри Матиссом началось с того, что испанец был возмущён, увидев его картину в художественном салоне, куда был приглашён владельцем, явившимся к нему домой и спросившим: «Я ищу самого Пикассо». Как всегда, Пабло ответил, что его нет дома, подумав, что кто-то явился за долгом и не вовремя. Тот сразу же понял, с кем он разговаривает, и прибавил: «Можно явиться на выставку картин, и не обязательно с бабочкой, только в брюках».  Пикассо понял, что разоблачён, потому что писал в этот момент картину, стоя у холста в одних шортах.
    Пабло пригласил на эту выставку и своих друзей. Пикассо хотел единолично быть голосом нового искусства. Но его планы спутал французский художник Анри Матисс. Оба стремились к одной цели – добиться славы великого художника-модерниста. Но в 1907 году на открывшемся Осеннем салоне зрители не могли не заметить, что каждый второй молодой художник пытается подражать «самому дикому из диких», как окрестил Матисса друг Пикассо Аполлинер.

   Пикассо было трудно с этим смириться. Ведь это его называли «андалузским вундеркиндом». Матисс же впервые взял в руки кисть лишь в возрасте 20 лет. Пикассо постоянно хотел превзойти Матисса но всё же говорил:
– Я никогда не писал в такой манере.
   У Пикассо были друзья-поэты, правда, нетрадиционной ориентации, но это не мешало Пабло дружить с ними и прислушиваться к их советам. Они предлагают Пикассо изменить стиль. И однажды после бара приглашают его посмотреть на уличных арлекинов в «Мулен Руж», представленных в совсем непривычном виде, с тёмными глазами, как у вампиров. По возвращении в свою мастерскую Пикассо набрасывает чёрным карандашом на бумаге эскиз картины, понимая, что друзья показали ему «кнут и пряник», заставив немного переделать, «переломить» прежний стиль и написать более строго, жёстко, как будто бы уличные  арлекины вышли привидениями из тёмного царства, – показав глубину своего творчества в столь радикальной манере.
    К Пикассо возвращается Макс Жакоб. Они познакомились в 1901 году (после выставки в галерее Амбруаза Воллара, которую Жакоб оценил очень высоко); некоторое время проживал с ним вместе в комнате на бульваре Вольтера. Они оказывали друг другу услуги сугубо личного свойства. Со стороны Пикассо их было несколько.
     В 1915 году Макс Жакоб принял католичество, и Пабло Пикассо стал его крёстным отцом. Макс Жакоб – поэт, живописец и художественный критик, родившийся в Бретани в еврейской семье, – был поражён блистательностью творений молодого и никому не известного иностранца.
    Война в Испании. Герника. Вторая мировая война 1937–1945 гг.: в феврале 1944 года офицеры гестапо ворвались в один из монастырей Франции, где скрывался поэт и художник Макс Жакоб, и арестовали его. Просьбы и мольбы священника не были услышаны, и Жакоб был отправлен в пересыльный лагерь в Дранси, где уничтожали евреев и цыган. Макс Жакоб, больной душевно и физически, умер в лазарете, куда попал по настоятельным просьбам.
    Пикассо всё же удалось «преломить кисти» с Матиссом, но их соперничество продолжалось почти всю жизнь, только Матисс раньше вышел из строя как пишущий художник.
   Разочарование от гибели своих друзей временно отрывало Пабло от его работ, но потом он всё же начинал делать так, как они подсказывали раньше, он искал способ изменить всё в написании картин – по сравнению с полотнами великих мастеров, творивших до него.

_______
* Картина испанского художника Пабло Пикассо «Моряк» 1938 г. Холст, масло. 58,5 x 48 см.


Рецензии
Получил информацию к размышлению. Спасибо вам за умную прозу.

Александр Савостьянов   24.03.2020 20:26     Заявить о нарушении
Спасибо!Александр!Поздравляю с Днём Поэзии!С теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   25.03.2020 01:34   Заявить о нарушении