Жизнь у стола Власти

Режиссер Тимур Салихова по одноименной пьесе Майка Бартлетта,
художник Мила Берилло. Актеры: Анна Дюкова, Алиса Золоткова.
Премьера: 06 ноября 2017,  ТЮЗ им. А.А.Брянцева
 В спектакле «Контракт» Тимур Салихов обращается к творчеству известного британского драматурга, актера и телесценариста Майка Бартлетта. Драматургия Бартлетта невероятно популярна на мировой сцене, он был неоднократно удостоен различных международных театральных премий. Его называют Шекспиром двадцать первого века, но при этом его творчество малоизвестна в российском театральном пространстве. Секрет популярности Бартлетт в том, что в своих пьесах он изучает взаимоотношения систем власти и человека. Тимур Салихов предлагает нам всем открыть секрет всемирного успеха драматургии Бартлетта в спектакле «Контракт». В воплощении драматургии Шекспира двадцать первого века на российской сцене Тимур Салихов опирается на свой другой свой сценический опыт. В 2017 году Салихов на сцене Такого Театра (Санкт Петербург) успешно поставил спектакль «Бык» по другой одноименной пьесе Бартлетта.
 Спектакль «Контракт» рассказывает нам историю молодой женщины, поступившей на работу в крупную корпорацию, Салихов использует этот сюжет для показа зрителю драмы нашего времени в формате Система vs Человек. В воплощении замысла Бартлетта он перевоплощает сценическое пространство в реплику мульти – национальную корпорации, гиганта бизнеса, монстра на которого работают тысячи людей по всему миру. Сценическая инсталляция спектакля это натуралистичная имитация кабинета корпоративного топ-менеджера и здесь это пространство абсолютно обезличенно, с холодом циничного безразличия и стерильности белого люминесцентного света и в этом сценическом оформлении ясно просматривается символизм абсолютизма корпоративной власти над людьми-подчиненными. Длинный офисный стол офиса, подсвеченный холодом неонового света, он незримо разграничен линией, которая символично выделяет две зоны. В этом видение сценического пространство создаётся две размежеванные, эмоциональные точки-пространства, в одной из них восседает властитель жизней людских- топ-менеджер. Другая точка символизирует место, где появляются подчиненные – вассалы перед властителем их душ.
 В этом сценической имитации корпоративного духа Салихов раскрывает зрителю драму человеческой жизни в шестеренках машины власти подавления и подчинения. В спектакле циничный мир корпоративного владычество воплощается обезличенно в силуэтном формате топ-менеджера (Анна Дюкова), у которого символически нет ни имени, ни эмоций и ни каких признаков человечности. Люди по другую сторону стола власти символически воплощает образ девушки Эммы (Алиса Золоткова), она молода, энергична и честолюбива. Она недавно поступила на работу в корпорацию и находится в начале своей корпоративной карьеры. В спектакле корпорация – это выделенное обособленное пространство, которое живёт по собственным законам и оно управляется безграничной корпоративной власти. В реалиях нашего времени Салихов воплощает его ассиметричным и создаёт условную точку, в которой он символично помещает контракт о найме сотрудников. Асимметрия этой точки в том, что она расположена в дали, от стороны власти, так как контракт – это их инструмент подчинения и подавления людей с другой сторону стола. Контракт это их инструмент, закон однонаправленного действия, на службе безыменного монстра власти. Правящая сторона стола власти с помощью контракта устанавливает тотальный контроль за всеми сторонами жизни Эммы. В этом желании тотального подчинения и контроля над личностью власть выходит за его рамки и переходит к прямому повеливанию ей, принуждает её к доносительству и стукачеству.
 Салихова в спектакле показывает эволюцию власти от тотального подчинения к превращению Эммы в своего раба, до полного переформатирования индивидуальности по своему образу и подобию. Салихов в спектакле визуализирует иерархию корпоративного пространство через детализацию норм поведения и речевого корпоративного этикета. В спектакле, так же как в реальном мире, они часть корпоративной системы, и с них начинается переформатирования человека по лекалам корпорации. Конфликт корпоративного монстра vs человеческой индивидуальности в спектакле «Контракт» не имеет шансов на оптимистический финал. В нем и не может быть победы человека-одиночки над системой, и в этом финале автор закладывает предупреждение нам людям реального мира двадцать первого века. «Контракт» напоминает нам всем о том, что во все времена и эпохи власти различных систем хотели получить тотальный контроль и владение человеком, и  сегодня это желание никуда не ушло и не стало меньше. Тимур Салихов в спектакле «Контракт» открывает зрителю не футуристическую история, которая вполне могла иметь место в нашей сегодняшней жизни и каждый из нас может повторить эту историю и может оказаться Эммой у стола Власти.    


Рецензии