Мысли о разном 10

Читая «Палату №6» Антона Павловича Чехова, невольно приходишь к выводу: жизнь заразна! От нее нет спасения!

Безысходность – это закоулок жизни, фатализм – ее тупик. Писатель Антон Чехов нередко заглядывал в эти темные уголки.

Антон Чехов – «человек в футляре» для современников и потомков. Попробуйте-ка разгадать его!

Безысходность Антона Чехова проявилась в таких его словах: «Мир погибает от ненависти».

Антон Чехов не верит в счастье, но продолжает делать добро. Разве это не скрытый фатализм русского писателя?

Писатель Антон Чехов убежден, что счастья нет и не может быть для его поколения. Остается одно - работать и работать! Не есть ли это безысходность «вечного труженика»?

Не оказалась ли жизнь писателя Антона Чехова «печальным звуком лопнувшей струны», нарушившим тишину в одной из сцен «Вишневого сада»?

Если для писателя Чехова свобода действительно дороже любви, то, очевидно, он попался на удочку неверия в благородство человека.

Писатель Чехов верит и не верит в близкую свободу, верит и не верит в будущее счастье. Но в любовь он точно не верит.

Антон Чехов взыскивающе заглядывал в глаза судьбы, но она отвернулась от писателя, когда ему было всего 44 года.

Любовь знаменитой женщины обыкновенно трагична, как это случилось с Сафо в одноименной пьесе Франца Грильпальцера.

Как трава прорастает сквозь асфальт, так любовь пробивается наружу сквозь насилие: это чувство раскрыто Леопольдом фон Захер-Мазохом в романе «Венера в мехах».

Если любовь под ударами кнута не до конца жестока, она быстро чахнет, о чем повествует Леопольд фон Захер-Мазох в романе «Венера в мехах».

Ирвинг Вашингтон – американский сатир, подсмеивающийся над грубыми и примитивными нравами соотечественников.

Ирвинг Вашингтон хлесткой сатирой обличает дикие нравы американцев.

Джеймс Купер описывает кровавую войну не за жизнь, а на смерть между европейскими поселенцами и аборигенами увлекательно, с романтическими перипетиями, словно это сказка для детей, где добро обязательно восторжествует над злом.

Джеймс Филимор Купер – выразитель дум и надежд молодого американского народа.

В приключенческих рассказах Эдгар По отобразил суровую прозу жизни - своекорыстие и алчность американцев.

Эдгар По в прозаические будни Америки вплетает золотые нити фантастики.

В своих книгах Бичер-Стоу заклеймила рабство в Америке, не изжитое и сегодня, ибо она нещадно эксплуатирует эмигрантов со всех стран мира.

Американский мыслитель Генри Давид Торо поставил «философский» эксперимент: поселился в лесу, чтобы пожить собственными трудами. Там он провел два года, пользуясь благами цивилизации: каждый день его посещали люди, дважды в неделю он ходил в поселок, желая узнать новости. Но эта жизнь в гармонии с природой и Богом совсем не похожа на пребывание в лесу русского религиозного подвижника Серафима Саровского, простоявшего на камне три года. Торо обрел славу, Соровский - святость.

Американский писатель Герман Мелквелл задается вопросом, насколько далеко ушел цивилизованный человек с его орудиями пыток и казней от дикарей-каннибалов. И вывод его далеко не утешителен.

Марк Твен – писатель-лицедей с добрым и умным сердцем.

Писатель-сатирик Марк Твен в наивном по-взрослому серьезен, а в серьезном – по-детски наивен.

Вальтер Скотт – романтик-чародей с острым чувством социальной несправедливости.

Вальтер Скотт – благородный рыцарь Айвенго в эпоху буржуазных революций и наполеоновских войн.

Поэт Джордж Гордон Байрон убежден, что любовь властвует над миром.

Приоритеты поэта Байрона – братство и любовь.

Поэт Джордж Байррон – оракул будущей счастливой любви.

Поэтический мир Байрона – это триада счастливой любви, свободного общества и бессмертного духа. Так в его мыслях происходит восхождение от личности к государству и от государства - к Вселенной.

Любовь, свобода, правда рано или поздно восторжествуют над тиранией – вот основная идея поэзии Перси Биш Шелли.

Английский писатель Уильям Теккерей совершает крутой поворот к реализму. Он руководствуется правдой жизни: например, женщину представляет нам не в поэтическом ореоле, а такой, какая она есть на самом деле – расчетливой или же наивной.

Реализм Чарльза Диккенса менее всего натуралистичен. Его проза имеет тысячу эмоциональных оттенков – от сентиментальности до иронии и обличения.

В романах Чарльза Диккенса две правды - правда жизни и правда автора. Писатель наблюдает за событиями не со стороны, а словно присутствует там, где они происходят, и при этом активно реагирует на них.

Чарльз Диккенс – эмоционально окрашенный реалист: в отображаемой им правде жизни емть авторская реакция на происходящие события.

Шарлотта Бронте с душевным участием описывает в своих романах самоотверженную женскую любовь.

Льюис Кэрролл – это английский Овидий, создавший сказочно причудливые «метаморфозы».

Писатель Оскар Уайльд – аристократ духа и слуга плоти.

Оскар Уайльд в знаменитой книге «Портрет Дореана Грея» напоминает нам, что красота, попавшая в объятия любовного сладострастия, граничит со злом, ненавистью и даже преступлением.

Ирония Джерома-Клапки-Джерома мягкая, деликатная, совершенно беззлобная. Писатель не помышляет обличать обывателей, их образ жизни - он посмеивается над ними с доброжелательной улыбкой.

Артур Конан Дойль прославился своим образом сыщика Шерлока Холмса и сдержанным английским юмором.

Писатель Редьярд Киплинг – король-покровитель флоры и фауны земного шара.

Писатель Редьярд Киплинг «очеловечивает» животных для того, чтобы предупредить людей об опасности бесчеловечного отношения к животным.

Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс – предтеча будущего тотально технологического человечества.

Редьярд Киплинг и Герберт Уэллс находятся на противоположных полюсах английской литературы: первый представляет био-социальное направление, второй – техно-социальное.

Для бельгийского писателя Шарля де Костера, опиравшегося на драматургию Гете и Шиллера, любовь к женщине и любовь к родине – неразрывны между собой. Это благодатная идея неоднократно воплощалась в операх Бетховена, Мейербера, Беллини, Верди, Чайковского и других композиторов.

Бельгийский драматург Морис Метерлинк пристально всматривается в невидимую сторону вечности – в небытие.

Бельгийский Драматург Морис Метерлинк подарил человечеству детскую мечту о «синей птице».

Содержание драматургии Мориса Метерлинка определяют три символические идеи:
- детская мечта о синей птице;
- самоотверженная любовь женщины;
- взрослые, будто слепые, всматриваются в вечность.
Таков круг жизни.

Датский философ и писатель Серен Кьеркегор – интеллектуал с мрачной душой.


Рецензии