Дорасти до Толстого

В поездах и в больничных очередях легко находишь собеседника. Это я давно заметил.
В начале февраля проходил медицинское обследование. Чтобы не скучать в коридорах, брал с собой книжку. Женщина, которая сидела рядом, поинтересовалась, что у меня в руках. Разговорились.
   Она, когда была школьницей, наотрез отказалась читать «Войну и мир» Льва Толстого.  Ну и что такого? У нас многие не читают, причем без каких бы то ни было протестов. Только здесь не тот случай. Учительница была буквоедкой – буквально с ножом к горлу пристала: читай! Ну и конфликт – как следствие.
   Короче говоря, школьница победила. Педагог ничего не смогла с ней поделать. Пришлось отступить.  Моя рассказчица после школы лет двадцать пять чувствовала себя героиней: ну как же, отказалась читать навязанную книжку! И вообще «та» литература устарела – сейчас другие проблемы на дворе.
   И вот, как пишут в романах, пролетело время. У этой дамы сын-старшеклассник:  молодость прошла.
   Как-то заметила на столе у сына «Войну и мир». И не отреагировала. Лежит себе книжка и лежит. А на следующее утро – сердечный приступ. Даму увезли на скорой. Супруг пришел навестить и принес в больницу  книжку почитать. Оказалось, что это роман Толстого: первую попавшуюся взял.
   И дама мне рассказала, что за десять дней проглотила два тома подряд – если так можно выразиться об эпопее Льва Николаевича.  А после выписки – оставшиеся два тома. Я попросил объяснить: ну странно же! И она ответила:
- Отнеслась к героям книжки как к живым людям. То, что они князья и графы – не думала об этом. И что по-французски говорят – не напрягало. Видимо, что-то во мне проснулось. У меня же муж – третий. Много пережила и перечувствовала. Объяснить вам не могу.
   Я шел домой и думал, что «Войну и мир» у нас часто воспринимают как символ неподъемности: тяжело и долго читать.  Только я всегда подозревал, что это ложь, что это поклеп на роман. Вот и получил доказательство – иного, противоположного. Приятно!


Рецензии
Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский... Трудно начать, но оторваться невозможно...
С уважением,

Томас Твин   20.02.2020 08:32     Заявить о нарушении
Да, я это проверял на себе. Трудно оторваться.

Георгий Жаркой   20.02.2020 13:36   Заявить о нарушении