Наш безмолвный сосед

                Мансур Суруш
                Из блокнота журналиста
           Наш безмолвный сосед

Есть у меня заметки под названием «Дорогие мои соседи», в основе которых лежат исподволь в течение многих лет копившиеся и откладывающиеся в памяти наблюдения и впечатления от увиденного и услышанного.
Заметки эти, получившие теплые отзывы читателей, появились вначале на сайте НИАТ «Ховар», а затем вошли в мой небольшой сборник статей, озаглавленный «Забвению не подлежит».

Как явствует из названия упомянутых заметок, они посвящены людям, с которыми волею судьбы мне вместе с семьей довелось жить, можно сказать, бок о бок в одном большом дворе в центре Душанбе. Люди эти были разные по национальности, возрасту, профессиям, характеру, привычкам, но в одном были схожи. Все они, а среди них были и такие, кто прожил долгую жизнь, многое повидал и даже участвовал во Второй мировой войне, уважали общечеловеческие ценности, были патриотами и интернационалистами, дружелюбными и порядочными. Впрочем, это было свойственно большинству представителей старшего поколения, которому мы обязаны нашим сегодняшним днем.

В нашем доме мы поселились в конце 1989 года, когда меня, собственного корреспондента одной из влиятельных республиканских газет на Севере Таджикистана, перевели в столицу. Тогда мы с женой и не подозревали, с какими интересными и просто хорошими людьми здесь познакомимся, будем общаться, дружить. Многие из тех, кому я посвятил свои заметки, давно покинули сей бренный мир, а кое-кто во время гражданской войны переехал - в Россию, США, Латвию, Узбекистан. В их квартирах обосновались новые жильцы. Нас же, старожилов, теперь можно по пальцам пересчитать.

Один из них, бывший офицер Акрам Конунов, который с гордостью рассказывал мне, что его дед был активным борцом за установление советской власти в Горном Бадахшане, обратил мое внимание на еще одного нашего соседа, вечно безмолвного. Хотя как сказать, я много раз в день проходил мимо него. Это внушительных размеров тутовник под окнами нашего дома, вросший глубоко корнями в окольцованную асфальтом землю и упорно доказывающий свое кровное родство с ней. Он относится к семейству тутовых, их в народе именуют балховскими, по названию города в Афганистане, откуда, как выходит, были и предки нашего соседа. Как выяснилось, тутовник был посажен тестем Акрама, журналистом и переводчиком Салтаном Юлдашевым. А случилось это в 1954 году, стало быть, он мой ровесник. Он молчаливый свидетель всех событий, происходивших в нашем дворе, всех мероприятий, радостных и скорбных, при нем сменилось не одно поколение. Помнит он и автоматчиков, которые в годы гражданской войны шастали по нашему двору. Многое изменилось с той поры, а тутовник стоит как прежде, невозмутимо шелестя своими лопастными листьями. Он также могуч и жизнестоек, как и народ, на чьей благодатной земле произрос. Хотя балховский тутовник и безмолвен, он каждый год по весне дает о себе знать. Но делает это, как и скромные люди, не афиширующие  свои благочестивые поступки, тихо и незаметно. Это происходит тогда, когда окрест него осыпаются сочные белые плоды. Осыпаются на радость дворовой малышне и вездесущим птицам, которые их с видимым удовольствием клюют. И если исходить из того, что средняя продолжительность жизни тутовников исчисляется тремя столетиями, значит, так будет продолжаться еще долго. Иншаллах!

Говорят, что человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына. Скорее всего, этим определением и руководствовался тесть Акрама, посадив саженец тутовника. И наверняка был уверен в том, что можно выразить словами великого поэта: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть». Ежегодно с приходом весны Основатель мира и национального единства – Лидер нации, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подаёт пример, участвуя в посадке саженцев деревьев, и призывает к тому, чтобы мы превратили в цветущий сад нашу любимую независимую Родину.


Рецензии