Интерес и равнодушие. Хазрат Инайят Хан

Сегодня вечером я хочу побеседовать на тему заинтересованности и безразличия. Для тех, кто движется по поверхности жизни, увлечение и беспристрастность подобны их левой и правой руке. И для тех душ, которые прикоснулись к глубинам жизни, интерес и равнодушие равны двум полюсам мира. Чтобы достигнуть Южного Полюса человеку нужно повернуться спиной к Северному Полюсу и наоборот. В большинстве случаев человек сегодня говорит: «Я в чем-то заинтересован», а на завтра он заявит: «Я утратил свой интерес». Или скажет «Я мог бы быть заинтересован чем-то» и еще до этого он уже становится безразличным. Чтобы идти по пути достижения, необходим интерес; беспристрастность требуется для достижения цели отречения. Если человек имеет глубину, если он искренен, и все же не познал противоположные полюса, несмотря на его глубину и, невзирая на его искренность, его будет притягивать с обеих сторон интересом и безразличием.




Интерес можно назвать жизнью, а безразличие смертью; заинтересованность — светом, а беспристрастность — тьмой. И все же через тьму можно достичь цели, также как и через свет добиться чего-то. У человека в один день испытывающего интерес, а в другой безразличие нет глубины ни в заинтересованности, ни в беспристрастности. Он ничего не сможет достичь ни с помощью своего интереса, ни с помощью безразличия. Именно мотив силы, выступающий как величайшее могущество, как секрет, стоящий за этим творением; и отсутствие этой силы, часто приводящее к безразличию, стоит за загадкой той жизни, которая усваивается.




Когда человек говорит: «Я не могу достичь объекта моего желания», то это означает, что ему не хватает интереса, это было вызвано равнодушием. Когда другой говорит: « Я хотел бы подняться над вещами, но не могу», то это потому, что ему не хватает силы безразличия. Отречение — это конечная цель безразличия, а достижение — это результат заинтересованности. Обе эти вещи неправильно использованные, приносят плохой результат, а верно использованные приведут к хорошему исходу. Тот, кто не отдает себя и свою душу и сердце объекту своего достижения, независимо от того, насколько мал этот предмет, пока он не будет достигнут, у него нет права вступать на путь безразличия, он не уполномочен даже произносить имя отречения. Он не может отречься, потому что не имеет понятия о том, что означает отречение. Отрешение — это великая вещь, но когда? Тогда когда заканчивается достижение, не в его начале. Так же как и свобода является великим свойством, но не в начале, а в конце, то нужно начинать с дисциплины. Тот, кто начинает со свободы заканчивает порядком; тот, кто начинает с отречения закончит интересом. Но это неверное начало и как следствие неверный конец.

В Арабских Ночах есть наиболее интересная мистическая история, которая немного раскрывает идею о том, что означает путь достижения. Это история об Алладине, которому на просьбу руки принцессы было сказано, что он сначала должен принести волшебный фонарь, чтобы добиться дочери. И он отправился в путь. И история продолжается, повествуя нам о том, как много лесов и рек он пересек, пробираясь сквозь ветра и ураганы, через все беды и трудности, покоряя вершины гор и спускаясь в глубины земли. Он прошел сквозь воду и воздух и огонь, сквозь все проверки и испытания, пока не достиг конца своих мытарств и, в конце концов, нашел фонарь, волшебную лампу, благодаря которой он достиг своей цели. И это является правилом, о необходимости постоянно держать в уме истину о том, что ничего ценного не может быть достигнуто в жизни без прохождения с терпением и стойкостью настойчиво через все проверки, испытания и трудности. Это то, что, в конце концов, приносит победу.  

Картина безразличия хорошо показана в истории, когда император Акбар пошёл навестить дервиша, живущего в горах. Великий визирь сопровождал его. Когда он достиг скалы где лежал дервиш, его ноги вытянулись и император и визирь поклонились ему. А дервиш ответил кивком головы. Визирь не мог понять тот способ, которым император был принят этим дервишем, императору, которому постоянно проявляют вежливость тысячи и миллионы людей. Визирь спросил с сарказмом «Как долго дервиш ты держишь свои ноги вытянутыми?»

Дервиш ответил: «С тех пор как я сложил руки». Это означало, что: «Если бы мои руки были вытянуты в похвале, я бы проявил такую же учтивость по отношению к императору, как и все остальные. С тех пор как я забрал назад свои руки и сложил их вместе, я протянул мои ноги. Какое имеет значение, кто приходит?» Именно такие личности, такие души имеют на это право. Души с тысячей беспокойств, миллионом забот, и двадцатью тысячью проблем, стоящих перед ними, когда они думают об отречении, когда они говорят о беспристрастности, они совершают ошибку. Может ли у человека в одно время сочетаться интерес и безразличие? Никогда. Может ли человек одновременно быть и водой и землей? Никогда. Ни то, ни другое. 

И теперь мы подходим к вопросу Суфийского Послания. Есть мюриды, которые заинтересованы в собственном прогрессе. Но есть и мюриды, заинтересованные в продвижении Послания. Те, кто заботится о своем личном успехе, в то же время могут быть равнодушными к поддержке Дела. Но те, кто увлечен Движением, Муршидом, в содействии продвижения Послания, они думают, что могут внести свой вклад; И самый ценный вклад , который можно внести, заключается в постоянном интересе без малейшей тени безразличия. 

Те, кто имеют интерес к Посланию в глубине души, однажды с энтузиазмом скажут: «Я бы хотел сделать все, что в моих силах, независимо от того, насколько малым это будет, но я хочу сделать все, на что я способен». В другой день они скажут: «Разве имеет значение, если это сделал я или кто-то еще? Это Послание Бога человечеству; кто-то обязательно это совершит, если я не смогу. Кем я являюсь? Я бедный, скромный человек. Я не занимаю никакой должности в Движении. Кроме того, чтобы что-то сделать, требуются большие ресурсы, которых мне не хватает, необходимо высокое качество и одаренность, в которых я сомневаюсь, есть ли они у меня. У меня есть огромное желание трудиться на благо Послания, но, временами, я чувствую, а могу ли я это в действительности сделать?» Взгляните на тысячи трудностей, которые мешают человеку что-либо делать. Когда подобная мысль поднимается в сердце работника, она становится тенью, которая затемняет путь, по которому он желал идти. 

Именно такие мюриды и работники, кто будет способен сделать что-то стоящее, кто не будет возражать независимо от занимаемой позиции и той работы, которую они должны совершить для Ордена, малую или большую, они желают ее выполнить, не отчаиваясь , с терпением и стойкостью перед лицом любых трудностей. Есть ли какое-либо препятствие, которое нельзя было бы преодолеть? Несомненно, те, кто имеет полное желание служить Делу, но в то же время не могут из-за таких трудностей, кажущихся непреодолимыми, они могут задуматься и помочь Делу своими молитвами. Но те, у кого есть в распоряжении время, сила и здоровье, дарованные Богом, и возможность перед ними, им необходимо знать природу и силу мотива и осознавать опасность падения тени безразличия. Таким образом, совместными усилиями мы сможем донести это Послание до человечества, которое нам суждено донести.

Да благословит Вас Господь!

"Послания" Хазрат Инайят Хан.

Интерес и равнодушие 18 Августа 1925 года.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии