Как звук в вечность плыл...

Правая педаль фортепиано предоставляет музыканту прекрасную возможность: извлечь звук и отпустить его в свободный полёт, пока сам не растворится - при этом после самого звукоизвлечения больше не нужно прилагать никаких усилий!

Музыка - самая лучшая музыка - по своей природе устремлена в вечность... Педаль - одно из средств, позволяющих направить звук в бесконечность... Если педаль не меняется на протяжении всего произведения - это самая лучшая фортепианная музыка, так как звучание ни одной ноты не прерывается.

Чтобы можно было всё играть на одной педали, произведение должно быть таким, чтобы все не снимаемые звуки гармонично сочетались друг с другом, то есть к композитору предъявляются повышенные требования.

Сущность игры на одной педали в том, что все звуки рассматриваются как друзья, ведь если звук надо прервать, значит, он не гармонирует с другим звуком, "не дружит" с ним. Если дружит, прерывать не надо.

Игра на одном педали передаёт глубину восприятия: даже когда звучание остановлено или прекратилось естественно, в уме остаётся впечатление от него... Нота продолжает звучать в уме... То есть, с самой глубокой точки зрения, все произведения и играются всегда на одной педали - не физической, а умственной... И в идеале, все звуки, остающиеся на этой внутренней педали, должны быть друзьями... Игра на одной педали соответствует этому высшему совершенству... Если педаль надо поменять, значит, между звуками есть разлад - конечно, образы разлада тоже могут быть передаваемы в музыке, но здесь говорится об образах гармонии.

Идеальное произведение для фортепиано - это такое, которое можно сыграть на одной педали. Это один из признаков совершенства. Наиболее вероятные признаки такого произведения следующие:

1) преимущественное использование верхних нот, которые быстрее гаснут и, таким образом, образуют меньше диссонансов; а ведь звуки верхнего регистра по этой причине и вообще не имеют демпферов; это очень символично - чем выше, чем возвышеннее, тем проще дружба; конфликты возникают лишь там, где недостает возвышенности;

2) меньшее использование низких нот; чем ниже - тем реже; и это символично - земные, не возвышенные вещи тоже хороши, если они они на своем месте и если их не слишком много;

3) стремление больше к piano, a не forte, ведь чем громче звук, тем дольше он будет звучать, а значит, более тихий звук скорее будет гармонировать с любым другим звуком.

При исполнении произведения на одной педали нужно мыслить каждый звук как взятый навеки... Ведь даже если он погаснет, струна продолжить вибрировать от других звуков, и вообще - отсутствие смены педали означает отсутствие определения конца жизни звука. Звук, взятый навеки, должен гармонировать с любым звуком, который будет взят после него, иначе на протяжении вечности он будет создавать диссонанс... Если исполнитель мыслит так, в игре будет ощущаться устремление к вечному...

Суть игры на одной педали - это передача состояния, когда что-то (скорее, кто-то), осталось в сердце навсегда. Звук не растворился в небытии, а навсегда остался. И поскольку преобладают верхние звуки, то это что-то очень возвышенное, ведь мало ли что может остаться навсегда в сердце - здесь речь именно о возвышенных вещах...

Игра на одной педали облегчает работу музыканта, ведь правая педаль - это целая сфера в пианизме, и если она просто берётся раз и навсегда, освобождается огромное количество энергии, которую можно употребить на совершенствование художественности исполнения. Педаль - это тоже художественное средство, но если она так проста, более художественными должны быть средства другие. Разумно не держать ногу на правой педали, а просто закрепить педаль в нажатом положении. Можно чаще использовать левую педаль. То, что правая нога просто ничего не делает, символизирует состояние, когда душа пришла. Больше никуда не нужно. Найдено вечное, то, что навсегда.


Рецензии