Ирбис и Чёрный Шаман 13

Продолжение. Начало http://proza.ru/2020/01/05/593


Гл.13. По следам росомахи

     Слышали ли вы когда-нибудь о Росомахе? Скажите мне да, и я вам
     отвечу, что это не волосатый мужик из Х-менов*, а дикое и очень
     агрессивное животное.
     Тётя Роза, прекратите орать, я таки совсем не о вас!
          Книга животных


Заметив отъезд большого фургона и джипа с добытчиками мрамора, Терхан сначала вздохнул свободно: одной заботой меньше. Он уже бывал возле нижнего карьера, с иронией заметив: эти «добытчики» вместо того, чтобы резать качественный материал, больше собирают не пригодные для строительства или ваяния уродливые мраморные обломки. Это вызывало какие-то смутные подозрения. Браконьерством они не занимались, разве что постреливали дичь для собственного пропитания. Для него, опытного следопыта, охотничьи упражнения рабочих не представляли ни секрета, ни опасения.
Елисеев был лесником добросовестным. Едва фургон и джип выехали на трассу, Терхан оседлал своего рыжего Чатхана и отправился к ближнему карьеру. Дверь в бытовку открыл не сразу: пришлось вытаскивать вбитый перед дверью в землю деревянный колышек.
На полке он обнаружил соль в стеклянной банке, спички, мешочки с сахаром, перловкой и горохом, пакет с белыми пшеничными сухарями, на полоске жести у плиты – пучок сухих щепок для растопки. Понравилось и то, что дверь в домик не просто была заперта, а подстрахована вбитым в землю колышком – от прожорливой росомахи, которая в этих местах, несмотря на все предосторожности охотников, умудрялась открывать двери, проникать в дом и поедать припасы. Бывало, и через чердак.
Такое соблюдение охотничьего обычая вызывало уважение, но и улыбку – ближе к весне перловка отсыреет и пропадёт.
И всё же, что-то было во всём этом… слишком правильным, что ли. Похоже, добытчики мрамора были тщательно проинструктированы. И боялись нарушить инструктаж. Очень боялись.
Постройка у брошенного карьера – не охотничий домик в глубокой тайге. До автотрассы можно добраться за какой-то час. А там и бутик при автозаправке, и до магазина десяток-другой километров. Значит… значит – страховались. А зачем и от чего страховаться гастарбайтерам, добывающим мрамор?
Терхан обошел бытовку и заглянул под навес в своеобразную пристройку, сооруженную из осколков мрамора и деревянных спилов.
Возле пристройки у Терхана раздулись ноздри. Да и Чатхан стал прясть ушами, едва Терхан отодвинул щит. Хотя здесь валялись только обломки мрамора, из проёма потянуло особым запахом зверя… нет, не просто зверя, а тем резким ароматом, который присущ семейству кошачьих.
Интуиция подсказывала, что могло случиться что-то нехорошее, и лесник снова оседлал Чатхана. Покинув пределы территории бытовки, он направил коня по следу протекторов джипа, ведущему в сторону плато. На краю плато Елисеев спешился и стал на лыжи.
Само слово «плато» вызывает представление некой плоскости. На самом деле здесь ровной была только полоска каменистой почвы на кромке обрыва, по которой шла давно заброшенная и уже поросшая мелким можжевельником дорога к дальнему карьеру; остальная местность состояла из нескольких невысоких холмов, по которым разбросаны нелепые фигуры мраморных сколов.
Лесника обеспокоило другое: всё плато было покрыто следами снежного барса. Это было совершенно неестественно! Осторожный зверь не может оставлять столько следов даже во время охоты.
Обследовав плато, Терхан восстановил в своём представлении весь сценарий разыгравшейся здесь трагедии.
Укреплённые на мраморной скале и двух соснах видеокамеры были на своих местах. Браконьеры тоже их видели. Поэтому отобранные каменные образования они грузили на машину, не скрываясь от камер. Вне секторов видео наблюдения они пулями или стрелами со снотворным обездвижили двух котят и взрослую самку. Котят увезли, а вот кошка ирбиса при падении со скалы повредила переднюю лапу. Возможно, ей на лапу свалился осколок мрамора. Поэтому и цепочка следов барса была неестественной. Следы рассказали Терхану всю историю случившегося на плато.
Самка ирбиса искала своих котят, вот и вытоптала всё плато. Под конец непрерывных поисков бедняга совсем обессилела. Если она продолжит так действовать и впредь, то погибнет. Ушиб быстро не заживёт, кошка не сможет охотиться, и сама послужит добычей для росомахи или волка.
Надо попытаться спасти хотя бы кошку. И срочно! А с похищенными котятами разберёмся позже.

На спуске с плато Терхан понял, что сбываются его худшие опасения. Вверх по склону холма шли следы изюбря, крупной росомахи и молодого волка. Хотя изюбрь в Хакасии только появился, именно этого спасать не было смысла. Олень был слабым – больным или подранком. На заснеженных горных склонах изюбрь легко уйдёт и от волка, и от росомахи. Но лесник знал, что это не так. И «душевная компания» двух голодных преследователей рано или поздно настигнет слабеющую добычу.
Росомаха очень упорна, и, несмотря на кажущиеся неуклюжесть и медлительность, может непрерывно преследовать даже зайца, пока не возьмёт того измором. Это единственное животное, у которого конечности подобны лыжам, и которое способно ходить по рыхлому снегу, не проваливаясь.
Подгоняя плёткой коня, не желавшего двигаться по волчьему следу, Елисеев взобрался на высокий холм и вскоре обнаружил всю троицу. Достал бинокль.
Росомаха, широко расставляя ноги, переваливаясь с боку на бок, уверенно шла по следам оленя; волк двигался позади, выбирая места с меньшей заснеженностью, запрыгивая на камни или на ствол упавшего дерева. Когда волк приближался к росомахе достаточно близко, та оборачивалась, раскрыв свою страшную пасть. Волк садился и отворачивал морду в сторону – мол, «мне нет дела до тебя», но через минуту продолжил движение за росомахой.

Сначала волк разогнался для прыжка. Росомаха свернулась в лохматый шар, и волк просто перелетел через него. Сразу развернувшись, волк сел в снег в нескольких шагах от росомахи, которая принялась невозмутимо переворачивать и разделывать тушу. Едва росомаха загнутым мощным когтем передней лапы вспорола живот добычи и принялась лакомиться ещё горячими, парующими внутренностями, волк тут же присоединился. Теперь оба зверя насыщались рядом, лишь изредка поворачивая друг к другу оскаленные морды. Перед Терханом разыгрывался редкий спектакль: оба таких разных хищника нашли консенсус в общей трапезе и вместе делили тушу убитого оленя.
Терхан понял: сегодня эти двое насытятся и для кошки снежного барса не опасны. Но она продолжит поиски котят, не пополняя свои силы добычей, и будет слабеть с каждым часом.
Изюбрь – олень небольшой. Завтра-послезавтра волк с росомахой снова проголодаются и отправятся на поиски новой жертвы. И этой жертвой станет раненная кошка снежного барса. Звери быстро вычисляют ослабевшую особь и немедленно делают её предметом успешной охоты.

*     *     *
*). - Имеется в виду «Люди Икс: Начало. Росомаха» – боевик о супергерое-мутанте Росомахе.

*     *     *

Продолжение http://proza.ru/2020/02/22/1274

....


Рецензии
Станислав Иванович! Вы, несомненно, не только знаток материала, но и мастер описания. Сначала мыслями Терхана читатель догадывается о разыгравшейся трагедии. Потом его глазами мы видим потрясающие сцены преследования изюбря. Художественно яркие детали позволяют представить колоритную необычность ситуации! И всё больше я начинаю беспокоиться о судьбе раненой кошки снежного барса! Спасибо за эти великолепные сцены! С искренним уважением и восхищением,

Элла Лякишева   22.02.2020 19:03     Заявить о нарушении