Загадочные потери Пасечные байки

   Андрей вырос в крестьянской семье. С детства помогал родителям в их нелёгком труде. Но, в свободное от домашних дел время, с ватагой таких же босоногих сверстников бегал купаться на речку, зимой катался с сопки на самодельных лыжах, сделанных из бочковых клёпок. Дно большой  бочки шло на изготовление «ледянки». Через дырку для пробки привязывали кусок верёвки, а дно вымазывали коровьей  лепёшкой. Замораживали, поливали водой и снова замораживали. Так наносили несколько слоёв, приподнимая середину круга. «Ледянка» получалась тяжёлой, но очень прочной и скользкой. На укатанных склонах сопок развивала приличную скорость, при этом крутилась вокруг своей оси. После спуска вниз, кружилась голова, и не каждый мог удержаться на ногах. Это очень веселило детей. Но постепенно вестибулярный аппарат привыкал к такому воздействию, и ребятишки начинали управлять «ледянкой» на спуске, меняя положение тела. Катание продолжалось до самых сумерек, а иногда даже при свете костров, когда мороз не понижался ниже 20 градусов, и не было ветра. Отдых на свежем воздухе закалял дух,  способствовал учёбе, развивая  память. Письменные домашние задания иногда оказывались не выполненными и дописывались на переменах в классе.
   Родители мечтали, что сын выучится и будет инженером на каком-нибудь большом предприятии.
- Учись, сынок, иначе всю жизнь придётся коровам хвосты крутить! – назидательно говорил отец.
- Мы в постоянной нужде прожили, пусть хоть дети с внуками лучше нас живут! – добавляла мать, тяжело вздыхая.
- Да ладно, вам! И так стараюсь учиться! – отвечал Андрей, раскрывая учебник.
   Успешно окончив учёбу в школе, поступил в институт. Домой приезжал на зимние каникулы. Родители старались не сильно загружать его работой, а сам студент больше отсыпался и отъедался. На летних каникулах уезжал в строительный отряд, или устраивался на временную работу. Приезжал домой редко, не больше, чем на неделю. В институте была военная кафедра, поэтому Андрей получил офицерское звание после окончания учёбы. В Армии служил только на учебных сборах. Младший брат и сестра смотрели на него с восхищением, и даже некоторой завистью. Они никуда не поступили учиться. Сразу, после школы, остались работать в совхозе. Прошли ускоренные курсы подготовки специалистов сельского хозяйства, обзавелись семьями, и продолжали трудиться на земле.
   Андрей  устроился работать  на завод, где проходил преддипломную практику.  Женился на дочери директора завода и получил от предприятия квартиру, как молодой специалист. В родных местах не появлялся несколько лет. Отправлял родителям только денежные переводы, короткие письма и телеграммы. Суета городской жизни, проблемы на производстве полностью вытеснили из памяти картинки далёкого детства. Родители ушли из жизни в один год, сначала отец, а потом мать. Сидя за одним столом со своими родственниками, вдруг понял, что ему не хватает этого общения с природой, с незнакомыми, но одновременно такими родными людьми. В деревне все здоровались друг с другом и даже разговаривали на волнующую тему, обменивались местными новостями. Полностью отказаться от городской жизни Андрей не мог, но решил приобрести дачу на берегу какого-нибудь водоёма. Вскоре его мечта осуществилась.
   Летний отдых на берегу озера успокаивал нервы, позволял отвлечься от производственных и повседневных забот. Налаживались семейные отношения. Летом дочка чувствовала себя хорошо, но весной, осенью и зимой часто простуживалась и долго болела. Однажды, Андрей приехал к брату на юбилейный день рождения, привёз подарки, сладости, конфеты для ребятишек. Сестра брата сказала, что конфеты и сахар они не употребляют, а все сладости и печенье делают сами на меду.
   Предложила полечить дочку медовой диетой. Андрей взял у брата бидончик мёда и всю зиму поил дочку чаем и другими напитками на меду. Простудные заболевания прекратились, и за всю зиму никто из членов семьи не обращался к врачам или лекарствам. Это очень обрадовало Андрея, и на семейном совете было решено завести небольшую пасеку. Тем более, что брат согласился продать за символическую цену три пчелосемьи, вместе с ульями и запасными рамками, а также помочь  консультациями и необходимым инвентарём.
   Вскоре около дачного домика появились ульи. Новое дело увлекло всю семью. Все читали книги по пчеловодству и изучали поведение пчёл. Брат был доволен, и говорил, что за один сезон можно удвоить количество ульев и взять достаточное количество мёда. Однако, развития пчелосемей не происходило. Андрей добросовестно отбирал и отсаживал в нуклеусы печатные роевые маточники.
   Молодые матки вылетали на обгул и не возвращались. Хозяин сам наблюдал, как молодая пчелиная матка собирала вокруг себя целый рой трутней.
   Он уже знал, что это процесс естественного отбора лучшего самца. У копытных животных и некоторых птиц это происходило во время турнирных боёв. У пчёл во время полёта. Матка летит, пока не останется только один, самый выносливый трутень. Однажды Андрею удалось даже увидеть спаривание в воздухе.
   Но новая матка не начинала засев ячеек в нормативное время. Когда появлялся засев, было ясно, что это работа не матки, а «трутовок», рядовых пчёл, которые брали на себя функции матки. Из отложенных ими яиц развивались не рабочие пчёлы, а трутни. Что-то происходило с молодыми пчелиными матками. Они почему-то погибали и не возвращались домой. 
   Андрей снова обратился к брату за советом. Виктор внимательно выслушал, затем высказал предположение, что кто-то ловит пчёл, и в первую очередь маток.
- Может быть, рядом живут птицы сорокопуты?
- А как это определить?
- По их голосам! Они немного похожи на сорочьи, поэтому их так и называют.
- Они, что, пчёлами питаются?
- Нет! Они питаются мелкими грызунами!
- А для чего же им пчёлы?
- Пчёлами они обтыкивают своё гнездо для защиты.
- Как же мёртвые пчёлы могут защищать гнездо?
- Враги же не знают, что пчёлы мёртвые! Они принимают гнездо за большой осиный барабан, от которого лучше держаться подальше.
- Хорошо, посмотрю гнездо сорокопута.
- А может быть, где-то рядом есть гнездо шершней? Это самые крупные осы! Они ловят пчёл, паутов, оводов, больших мух, и превращают их в фарш, которым кормят своё потомство. Чаще всего шершни караулят свою жертву прямо около летка. Особенно любят ловить пчелиных маток и трутней. У меня даже фотография есть. Дочка для школы снимала. Вот, посмотри!
- Нет, такой «зверюги» не замечал! – сказал Андрей, рассматривая фотографию.
   Вернувшись домой, Андрей внимательно изучил окрестности дачи, но ничего подозрительного не обнаружил. Рядом не было ни сорокопутов, ни шершней. Вокруг летали только легкокрылые стрекозы. Они напоминали маленькие живые вертолётики. Иногда  даже садились на стенку дачи, освещённую солнцем. Но больше кружили над водой.
   Раздосадованный загадочными потерями Андрей снова поехал к брату. Виктор пообещал посетить брата в ближайшее время. Он давно собирался побывать на даче у Андрея. На городской квартире они были с сестрой не один раз. Но, несмотря на то, что брат с женой встречали весьма радушно и угощали за столом изысканными блюдами, селяне чувствовали себя неуютно. Не хватало воздуха, простора, пения птиц за окном. Шум машин на асфальтированных дорогах, суета молчаливых, озабоченных, куда-то спешащих людей сильно утомляли. Гости были недолго и спешили к себе в деревню, к детям и хозяйству. Со всеми домашними делами крестьянские дети не могли справиться без взрослых.
   Виктор приехал к брату рано утром в субботу, как обещал. Андрей пошёл готовить свою машину, а гость пил чай и рассказывал деревенские новости. При этом, так образно описывал красоты природы, что племянница не выдержала и сказала:
- У нас на даче тоже очень красиво! Рядом на озере рыба ловится большая. Мы уже там уху варили, шашлыки жарили, а в этом году маленький огород посадили. А ещё у нас там пчёлки есть.
- Вот, к пчёлкам я и хотел бы съездить! – сказал Виктор.
   Зашёл Андрей и сказал, что машина готова, стоит около подъезда и пора выходить. Все засуетились, собирая вещи, стараясь ничего не забыть. Весело переговариваясь, спустились вниз на лифте и зажмурились от яркого солнца. На небе не было ни облачка. Уложили в багажник вещи, а чехлы с удилищами закрепили на крыше. Выехали со двора и влились в быстрый автомобильный поток. Виктор удивлялся, что брат легко ориентируется в этой автомобильной реке, маневрируя и не задевая других участников движения. Успокоился только, когда машина выехала на загородную трассу. До дачного домика доехали сравнительно быстро. Женщины пошли в дом, а мужчины остались около машины.
- Ну, как тебе место?
- Для отдыха место прекрасное, а для пчёл – гиблое.
- Почему?
- Стрекоз много!
- А стрекозы что, мешают пчёлам летать?
- Нет, они их ловят! И в первую очередь молодых маток и трутней!
- Вроде так медленно летают, даже на месте зависают.
- Во время охоты стрекозы развивают очень высокую скорость, хватают жертву лапами и жалят острым, ядовитым шипом на конце брюшка.
- Прямо, как скорпионы?
- Не только стрекозы так охотятся! В полёте нападают на своих жертв шершни, богомолы, осы.
- Откуда у стрекоз такие замашки?
- Да они постоянно питаются не травой или нектаром. Личинки стрекозы в водоёмах едят не только личинок комаров, но и головастиков и даже мелких рыбёшек.
- Может быть, большие рыбы мстят стрекозам за своё загубленное потомство?
- Вряд ли, они думают об этом своим рыбьим умом! Просто живут по законам природы.
Над гладью озера кружились разноцветные стрекозы. Вдруг в тени нависших ракит из воды высоко выпрыгнула большая рыбина, и стрекоза исчезла.
- Может быть, порыбачим? – предложил Андрей.
- Согласен!
   Братья быстро распаковали удочки и спустились к озеру. Рыбалка была успешной, и вскоре над озером заструился запах ароматной ухи. За столом Андрей завёл разговор о пчёлах.
- Нам удалось выяснить причину загадочных потерь. Пчёлы здесь развиваться не могут. Нужно менять место или продавать пчёл.
- Место для отдыха хорошее! Пчёл я заберу, а фляга мёда для брата и его семьи у меня всегда найдётся! – сказал Виктор.
- А как на это посмотрят члены семьи?
- Я согласна, если можно будет приезжать в деревню за другими продуктами пчеловодства! – улыбаясь, ответила жена.
- А можно у вас гостить летом? – спросила дочка
- Приезжай, хоть на всё лето, будем только рады.
   Братья и сестра дружили семьями, бывали в гостях друг у друга. После ухода на пенсию, Андрей продал свою дачу на озере, перебрался в деревню и занялся пчеловодством. Дочка стала зоологом и часто уезжала в экспедиции, в том числе за границу. Возвращалась к родителям немного уставшая,  от перелётов и переездов, с кучей подарков и фотографий. Однажды отец задал ей вопрос:
- Не утомительно тебе с одной природы на другую?
- Нет! Там я работаю, а здесь душой отдыхаю! В этой земле мои дедушка с бабушкой покоятся!
- А замуж когда?
- Когда встречу человека, любящего!
- Тебя, умницу, красавицу, трудно не любить!
- Надо, чтобы он не только меня любил, но и нашу землю! – ответила дочь отцу, и лицо её озарилось каким-то внутренним светом, а голос дрогнул.


Рецензии