Артюр Рембо. Пьяный корабль

Артюр Рембо

Пьяный корабль

Когда я выходил из Потоков бесстрастных,
Бечевою тугой больше не был ведом:
Краснокожий отряд с криком мучил несчастных,
К разноцветным столбам пригвоздив нагишом.

Дела не было мне, что с моим экипажем,
С хлопком аглицким, да и с фламандским зерном.
Чуть затихла возня эта с людом бродяжим,
И Потоки меня понесли напролом.

Клокоча берега воды мне возвращали.
Глуше, чем по зиме детская голова,
Я взял курс! И меня с торжеством провожали,
Трап убрав и отдав чал, Полуострова.

Буря отозвалась на моё пробужденье.
Легче пробки, плясал я, летя по волнам,
Ненасытным в своём жертвенном приношенье,
И десяток ночей глаз слепил фонарям! 

Воды, яблок нежней, с детства чуть кисловатых,
Зеленели, пронзив мой еловый скелет,
И блевотину, и пятна вин синеватых,
Скинув дрек и штурвал, изводили на нет.

И с тех пор, вдохновен Поэтическим Слогом,
Взятым Морем у звёзд, и омыт молоком,
Я впиваю лазурь, где в раздумии строгом
Упокойник иной раз теченьем влеком;

Где, подкрашена вдруг синевою сиянья
В ритмах медленных дня сквозь горячки напасть,
Крепче алкоголя и щедрей дарованья,
Рыжей вытяжкою бродит горькая страсть!

Я узнал, как снопы молний гложут глубины,
И пучину, и смерч, и стремнину: вечор
Я настигнул Зарю с пылкостью голубиной
И проникнул, куда не осмелится взор.

Я увидел лучи солнца с жутью мистичной,
С фиолетовыми застываньями страх,
Как, подобно игре тонкой в драме античной,
На закрылках дрожа в волнах катится прах!

Я мечтал целовать море медленно в очи
И неслыханных сил ощущать круговерть,
И о том, как слепит снег зелёные ночи,
Как поют в фосфорах пробудясь синь и желть!

Я преследовал зыбь; будто скот в истерии,
Месяцами она налегала на риф,
И не знал, что к стопам светлым Девы Марии
Океаны прильнут, морду поворотив!

Я разбил у Флорид, ни на что непохожих,
Глаз пантерих цветник на телах дикарей!
А под радугою, напряжённой, как вожжи,
Своё стадо пасли горизонты морей!

Я увидел в смраду за броженьем трясины,
Как загнил в камышах целый Левиафан!
Посреди вод, немых в штиль, паденье лавины
И разомкнутый вглубь без конца океан!

Перламутровый вал, солнца над ледниками!
Под обломками дно, под углём неба чад,
Где сплетения змей, испещрённых клопами,
Препогано смердя, на корягах висят!

Я хотел показать детям рыб золоченье
На волнах голубых, этих певчих дорад.
–– Убаюкан в цветах пеной изнеможенья,
Я ветрами порой окрылён и объят.

Иногда, надоев полюсам и пространствам,
Море, нежа своим причитанием трал,
Мне с вантузов цветы возносило в убранство,
И, как женщина, я на колени вставал…

Сам не свой островок, колыхаемый скопом
Птиц бельмастых, кому невтерпёж верещать,
Я скитался, когда, пятясь задом по стропам,
За утопленником лез утопленник спать!

Вот он я –– тот корабль, измождённый простором,
Бит под космами бухт ураганом в пути,
Ни Ганзейским судам в мачтах, ни Мониторам
Остов, пьяный в дугу от воды, не спасти;

Волен, пылок, в туман облачён фиолетов,
Я, который пробил неба рдяную хмурь,
Как стену, где, желе для добрейших поэтов,
Под лишайником солнц млеет в соплях лазурь;

Кто, запятнанный, мчал электрической бурей,
За безумцем рвались вслед морские коньки,
Когда ультрамарин под дубиной июлей
Грел воронки небес, разломясь на куски;

Я, который дрожал, за полсотни льё чуя
Бегемотов разгул и Мальстрёмы на дне,
Неподвижность пряду сквозь века голубую,
И Европу мне жаль в парапетной броне!

Звёздный архипелаг видел я! и открытый
Небосвод островов исступлённо лил свет:
–– Птиц златых миллион, ты ли спишь, позабытый,
Средь кромешной ночи, о грядущий Расцвет?

Да, я знал много слёз! Удручающи Зори.
И жестока луна, даже солнце горчит:
Исцеляли меня от любви, как от хвори.
О разбитый мой киль! Что мне море сулит!

Если что и сведёт с европейской сторонкой,
Это в сумерках вдоль мостовой ручеёк,
Где на корточки сел полный грусти мальчонка
И кораблик пустил, хрупкий, как мотылёк.

Только я не могу, о волна омовенья,
Рыскать вновь на виду у понтонных мостов,
Ни встречать вымпела, гордые без зазренья,
Ни в кильватере плыть полных хлопком бортов.


Видеоролик на https://youtu.be/ce_y3LghebI


Рецензии
Поэзия –– образ жизни, а не стихи. Подлинное животворящее начало в человеке, конечно же, дух, и не тот мертворожденный –– скрепный, а творческий со всегда изумительным чувством посвящения новому. Самоценное чувство находит совершенную форму выражения в звуке, линии, слове.
“Пьяный корабль” Артюра Рембо –– вершина французской и мировой поэзии. После таких стихов остаётся, как замечал семнадцатилетний поэт, если и сочинять, то одни только детские песни. Видеоролик на http://youtu.be/ce_y3LghebI

Олег Кустов   22.04.2022 07:30     Заявить о нарушении