С приветом из прошлого. Глава 23

Сейчас модно на все лады ругать советское образование. Но, вспоминая о своей школе 1980х, я не могу сказать о ней ни одного плохого слова. Возможно, мы не имели понятия о своих детских правах и были не так бурно осведомлены о внешнем мире, как наши дети сейчас, но я не помню ни одного случая травли, публичных оскорблений и, тем более, рукоприкладства и самоубийств. Не зная финских и сингапурских систем, мы совершенно свободно учились высказывать свое мнение, обсуждать, решать,творить.
С самого начала в нашем классе абсолютно стихийно возникла инициативная группа. Мы на перегонки решали математические задачи, сочиняли капустники и политинформации, делали стенгазеты и костюмы для праздничных концертов. Жизнь в школе кипела еженедельными мероприятиями, в которых мы рвались принять участие. Сбор макулатуры, сбор металлолома, сбор березовых почек - любой предлог был замечательным, чтобы собраться и весело провести время. Теплицы перед школой, летний школьный лагерь для малышей, зарницы, поисковые отряды, изучающие архивы ВО в краеведческом музее, конкурсы чтецов, песен, танцев... наши дети, не выпускающие из рук гаджетов, не имеют понятия, КАК интересно может быть в школе. Да, мы были пионерами, и даже успели застать комсомол, и мы искренне верили в лучшее, доброе и справедливое. И дружно кричали: "Всегда готов!", вскидывая руку в приветственном салюте. Мы, действительно, были готовы, как Тимур и его команда, прийти на помощь не раздумывая, работать не покладая рук и и отдать жизнь за правду. Мы читали о Гуле Королевой, Павке Корчагине и молодогвардейцах, мечтая, чтобы судьба дала нам шанс проявить себя. "Я все смогу, я клятвы не нарушу, своим дыханьем землю обогрею.Ты только прикажи и я не струшу...". И мы, действительно, не струсили ни тогда, ни сейчас.... даже если наши дети пока этого не поняли...
Где-то в 4 классе я увидела на прикроватном столике в спальне родителей журналы с фрагментами только напечатанного варианта "Архипелага Гулаг". У родителей было много современной  литературы, в том числе и самиздата. Я прочла от корки до корки, как читала все, что попадалось мне в руки из 7тысячной библиотеки отца. Это откровение никак не поколебало мою целостность. С тех пор прошло более 30 лет, а мир все также делится для меня на открытость и подлость, на верность и предательство, на справедливость и корысть.
Забавно, моя дочь, дитя свободных 2000ных, выпускница хорошей московской школы, объехавшая в детстве добрую половину мира, посетившая самые интересные программы в нашей стране и за ее пределами, открыв рот слушает и откровенно завидует мне, выросшей в провинциальной, забытой богом и людьми, комсомольской стройке :
- Мам, как же было здорово в ваше время!
Нам, действительно, было здорово. Прошлое нас не тяготило, а будущее не пугало. Мы не задумывались ни о чем , наслаждаясь каждой минутой текучего дня, не понимая, что это золотое время рано или поздно закончится, исчезнет, как следы на песке, смытые набежавшим прибоем. Так же смыло и разметало нас, счастливых и беспечных выпускников 1990го года.
Но тогда на выпускной я пришла уже в качестве почетной гостьи, успев поучиться в Ленинграде два тяжелых года.


Рецензии
Далёкое так близко, и автор это показывает просто замечательно.

P.S. Однако, на всякий случай... "Мы читали о Гуле Королеве".
Гуля Королёв???

Анатолий Ефремов   02.10.2021 23:57     Заявить о нарушении
Анатолий, спасибо!)

Ирина Вальдес-Мартинес   11.10.2021 11:31   Заявить о нарушении