С приветом из прошлого. Глава 34

Потом мама признается, что мое экзаменационное время прошло для нее в тумане: она будет механически ходить на работу и что-то делать, а фактически - ждать моего возвращения. Сотовых телефонов тогда еще не было, чтобы регулярно звонить домой уже в сентябре я найду где-то на Литейном в разбитом еще при жизни Достоевского дворе-колодце пункт междугородних переговоров и первый год буду ходить туда ежедневно, чтобы услышать голоса своих домашних. Когда после последнего экзамена станет ясен результат, я пойму, что даже фантастике иногда есть место в нашей действительности. Вспоминая сейчас это время, я искренне удивляюсь тому количеству сил и энергии, которые я и мои вовлеченные в это родители потратили на то, что, в общем, с большой натяжкой можно назвать важным этапом. Уже сейчас с высоты опыта я часто говорю дочери, что энергия и силы - главное богатство человека и они, к сожалению, конечны, поэтому расходовать их надо осторожно и с умом. За это беспутное, неприкаянное, бездомное десятилетие своей жизни я плачу сейчас отсутствием сил и желанием делать что-либо. А тогда я была активна до сумасшествия: я занималась по 20 часов в день, мало ела и практически не спала. Но самое интересное было впереди. Оказалось, что мои родственники, подогреваемые друзьями и знакомыми, не настроены отпускать меня на учебу в Ленинград. Они молчали, будучи уверенными, что у меня ничего не получится, но когда все свершилось, сомнения и страхи начали выползать наружу, как ночные тараканы.
- Куда ты ее отправляешь?! - кричала бабушка маме, - ты - в своем уме! она же еще ребенок, ей только 14! Вот потеряешь дочь - тогда вспомнишь мои слова!
- Если есть голова на плечах - она есть и 14 лет, если нет- то не будет и в 50 ! - парировала мама.
У меня есть целая коллекция маминых крылатых выражений, которые я скрупулезно собираю всю жизнь. Мой опыт убедил меня, что она была права и есть личностные характеристики, которые не зависят от возраста. Я, действительно, всегда была очень разумна: и в 5, и в 15, и в 30 и сейчас, в 45. Да, в моей жизни были безумные поступки, о которых женщине приятно вспомнить на склоне лет, но они были призваны освободить меня, дать возможность вздохнуть полной грудью, обрести себя, а не разрушить все то, что я строила десятилетиями.
На самом деле, маленькому ребенку довольно легко привить чувство ответственности сразу и навсегда: надо просто внушить ему , что за все поступки в своей жизни он всегда будет отвечать сам, и пару раз на легких примерах продемонстрировать это воочию. После этого ему вряд ли захочется повторять этот опыт. Я всегда была очень разумной, потому что твердо знала: за мной - никого нет, мне не на кого опереться, только на саму себя. И самый легкий способ решить проблемы - не создавать их . Наблюдая сейчас за взрослой дочерью, я так до конца не могу дать этому качеству точную оценку. Мой муж относится к категории сумасшедших пап, которые контролируют все: от надежно повязанного шарфика до ежедневного возвращения домой не позже 22 часов. Он может иронизировать, подкалывать, ругаться и даже кричать, но как те самые Чип и Дейл всегда летит на помощь, как только дочкин корабль начинает подавать первые признаки бедствия. Признаюсь честно, иногда меня это злит, особенно когда я точно знаю, что ситуация была спровоцирована ей самой: ну как, а сейчас что будете делать? Иногда я ловлю себе на мысли, что хочу, чтобы она однажды почувствовала под собой дно. Потому что только так можно понять, что ты стоишь.


Рецензии