Национальный вопрос в период перестройки

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ
Заметки на полях

К сожалению, ныне в в СМИ и в солидных журнальных статьях в плане истории национальных отношений в 80-е – в начале 90-х царит невообразимый хаос, уровень знаний и суждений на данную тему – уровень палаты №6.
В монографии И.А. Иванникова «Ликвидация советского государственного и общественного строя (Перестройка в СССР 1985 – 1991 гг.)» (Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2016), казалось бы – перечисляются многие значимые факты. Например.

«В 1973-м в Москве прогремели три взрыва, погибло 29 человек. Взрывы организовали члены армянской националистической организации, которые ставили цель убивать русских. По указанию 1-го секретаря ЦК компартии Армении Демирчана ни одна газета, выходящая на армянском языке, не опубликовала сообщения о теракте. Армянский национализм в Армении пропагандировали члены партии «Дашнакцютюн». … «Теория исключительности армянской нации внушалась населению республики с малых лет. Напр., в учебнике для 7-8 классов средней школы ставился вопрос: в столицах каких государств есть армянские школы, и тут же выяснилось, что в столице СССР такой школы нет, а вот в некоторых зарубежных странах есть»…
В декабре 1986 г. был смещен с должности первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев. На его место поставили первого секретаря Ульяновского обкома КПСС Г.В. Колбина. Этот факт привел к выступлениям студентов, которых к этому призывали некоторые преподаватели казахской национальности. В Алма-Ате 16.12.1986 состоялся митинг. Кунаев отказался на нем выступать в поддержку Колбина. Митинг разогнали с привлечением внутренних войск. 17 декабря протестующих собралось еще больше. Они потребовали самоопределения республики, поставить во главе республики казаха или жителя Казахстана. Митинг в Алма-Ате был разогнан, но 19-20 декабря прошел в Караганде…
18.3.1990 абхазцы заявили на национальном сходе о выходе Абхазской АССР из состава Грузинской ССР…
Созданный в 1989-м Народный фронт Азербайджана (НФА) начал активную работу по захвату власти в районах республики. В январе 1990 г. в Баку под руководством НФА был организован митинг. Для его разгона 20 января власти использовали армию. В результате столкновений погибло более ста гражданских и более 20 военнослужащих. После этой трагедии в городе появились листовки антисоветского содержания. Глава Духовного управления мусульман А. Пашазаде обвинил в произошедшем конфликте Горбачева…
11.3.1990 ВС Литовской ССР провозгласил независимость Литвы и действие Конституции Литвы 1938 года».
И т.д.

Каков же вывод делает Иванников?
«По истечении 25-30 лет после перестройки в СССР можно отметить, что оценка межнациональных конфликтов в то время делалась верная, но не предлагалось путей решения данной проблемы. В Политбюро ЦК КПСС никто и не думал подвергнуть критике практику искусственного создания национально-территориальных образований в СССР, разделить территорию государства на федеральные округа без использования в их наименованиях названий наций, заявить о кризисе принципа равенства в национальной политике, демократического (путем референдумов) самоопределения населения спорных территорий. Многие ошибки национальной политики СССР в годы перестройки были связаны с отсутствием желания демократически перераспределить территорию государства на основе административно-территориального принципа».

То есть: явно неправильные оценки конфликтов выдаются за верные, то есть, Москва оказывается нипричем.
Нет понимания истоков национальных конфликтов, классовой и экономической подоплеки, истоки сводятся автором к якобы искусственности национально-территориальных образований, тогда как они возникли исторически. Наконец, вопреки здравому смыслу ликвидация национальных образований объявляется демократической, а то, что Политбюро не следовало этой глубочайшей мысли автора, объявляется «нежеланием» Политбюро.

Работа Иванникова – основательная, чего, в таком случае, ждать от студентов или блогеров.
Кратко коснемся темы.

В 80-е годы население РСФСР достаточно равнодушно относилось к национальному вопросу, заводчане и колхозники не посещали в массовом порядке страны Прибалтики или Грузию. Хотя слухами земля полнилась: в Грузии на ж.д. вокзале диктор объявил: «Поезд отправляется в Советский Союз». Говорили: не дай бог на грузинском рынке попросил сдачу, могут и избить, и зарезать. Из Литвы шли новости: группа ученых из Перми участвовала в международной конференции, в магазине отказались обслужить под видом незнания русского языка, но низко раскланивались перед членом группы, который по виду был похож на южного корейца. Внутри РСФСР негатив вызывали только торгаши с юга. Как писал Виталий Кальпиди:
… Где тюбетейки свой урюк
В такси толкали мимо женщин
С детьми…

Если у русских жители союзных республик при личных встречах не вызывали отторжения (полная «толерантность»), то, во всяком случае, в дружбу народов в России никто не верил. Разве что кроме артистов, прокатившихся по республикам с гастролями. В 1992-м московская артистка Елизавета Ауэрбах удивленно спрашивала меня: «Как же так?! Почему так всё произошло? Мы ездили по республикам, нас так чудесно принимали…»

В 1965 году в международном пионерском лагере «Артек» (лагерь «Прибрежный») мальчишку-украинца презрительно звали «Украина», а паренька из Чувашии – «чуваш». Не русские – отвечали тем же.
«8.4.1969 я шел по улице Навои в г. Ташкенте. Это время совпало с окончанием матча на стадионе "Пахтакор".* Толпы хулиганов улюлюкали, гонялись за русскими женщинами. Эти погони превратились в травлю девушек и женщин, оказавшихся в это время на улице. По мере нашего продвижения от Шайхантаура до Хадры эти молодчики с гиканьем и руганью, с криками "Ур!" (бей) с налета валили русских девушек на землю, раздирали в один миг одежду в клочья, оставляя девушек голыми. Наряды милиции бегали от толпы к толпе, не в силах что-либо сделать. Возле общежития строительного техникума во время очередной свалки на теле девушки кто-то из общежития с третьего этажа закричал: "Что вы делаете, сволочи!" В ответ толпа с криками "Ур урус!" (бей русских) и т. д. забросала окна общежития камнями. В этой горячке, едва оставив одну жертву, толпа наметила себе еще, разорвав платья на двух женщинах, идущих по тротуару. И такое безобразие повторялось на улицах Шайхантаур и Хадра шесть-семь раз только при мне. Говорят, жертв было намного больше.
Частые инциденты такого плана говорят о том, что кроме всего прочего, сказанного выше, кто-то разжигает национальную вражду. "Езжайте в свою Россию", "Вашей кровью будем мазать крыши" и тому подобные заявления нередко произносятся в адрес русских. Обидно, что люди, занимающие высокие посты в милиции, потворствуют, не вмешиваясь, не останавливая зарвавшихся националистов...»
(Письмо В. Смирнова из Ташкента в газету "Правда", переданное в ЦК КПСС 2.9.1969)
 «К хулиганам подошли очень мягко в смысле наказаний их. После того, что они так грубо издевались, раздевали догола девушек, избивали, им вынесли общественное порицание, и этим окончился погром, посадили двух-трех ребят. Все равно через несколько дней и осужденные тоже будут на свободе».
(Письмо Гончарова из Ташкента в газету "Правда", переданное в ЦК КПСС 2.9.1969)
«Мы, старые коммунисты, москвичи и ленинградцы, находимся сейчас в Ташкенте по восстановлению его после землетрясения. Скоро закончим работы и уедем отсюда. Но нас волнует положение в Ташкенте. Здесь очень нездоровая обстановка, надо срочно принимать меры, иначе могут неожиданно развернуться кровавые события, и тогда будет уже поздно обойтись без жертв.
События на улице Навои 8 апреля всколыхнули весь Ташкент. А руководители молчали, как в рот воды набрали, и только 25 мая осмелились написать в воскресной газете, да и то сотую часть того, что было.
Это пока еще не организованное, а стихийное выступление, и при малейшем осложнении можно ожидать и организованного. Ведь неспроста среди местного населения распространяется, например, такое мнение, что китайцы лучше русских, что лучше было бы, если бы сюда пришли китайцы, они бы помогли нам уничтожить русских... Разве не ясно, что школьники, да и студенты пропитаны национализмом, враждой к русским, значит, дома они слышат суждения родителей и этим духом пропитаны».
(Письмо без подписи в газету "Правда", переданное в ЦК КПСС 2.9.1969).
Аналогичные события произошли 8 апреля после футбольного матча между ташкентским «Пахтакором» и московским «Спартаком», а также четыре дня спустя – 12.4.1969.
Аналогичные происшествия имели места также 27.9.1969, на матч между «Пахтакором» и самарскими «Крыльями Советов» узбеки пришли с плакатами «Русские – вон!» Вооруженные кольями и ножами узбеки избивали славян. Защититься не было возможности. После хулиганы врывались на улицы и в общественный транспорт, искали там русских и избивали их.
Историк Л. Левитин пишет:
«Согласованность и размах действий участников массовых беспорядков в течение трех дней, бесспорно, превышали уровень спонтанной организованности. Кто же стоял за спиной участников этих событий? Во всех этих случаях милиция, состоявшая в подавляющем большинстве из узбеков, действовала вяло и, по существу, не пресекала противоправные действия. Впоследствии это квалифицировалось как безответственность и трусость, а не как солидарность с действиями толпы, которая, кстати, милиционеров не трогала».

1974 году из Москвы в Ташкент прибыла комиссия во главе с зам. генпрокурора Гусевым.
Следователи выявили оппозиционные Рашидову националистические структуры, нашли их связь с функционерами узбекского ЦК и Президиума. Например, председатель Верховного суда Пулатхаджаев приказывал прекращать дела в отношении задержанных погромщиков. Суд признал его виновным и назначил наказание в виде 10 лет лишения свободы.
Однако, когда следствие вышло на председателя Совета министров Узбекистана Рахманкула Курбанова и председателя Верховного совета республики Ядгар Насретдинову, последняя на заседании ЦК покаялась в содеянном, рассказала о взятках и публичных домах для членов ЦК. В итоге Кремль решил не придавать полученные сведения огласке и ограничился снятием этих фигурантов с постов.
Не лучше дело обстояло в Казахстане. В 1983-м русские, проживающие в Алма-Ате, писали, что они живут «в душной. Уродливой обстановке казахского национализма, который пышно расцвел в годы правления Д. А. Кунаева» (РГАНИ ф. 5. Оп. 83. д. 10, л. 11). Л. Мельникова писала в газету, что у них «в Арыси русских третируют, как хотят… все более менее ответственные посты в руках казахов. Даже милиционеры открыто нам говорят: «Зачем приехали в Казахстан, возвращайтесь в свою Россию» (РГАНИ ф. 5. Оп. 75. д. 259, л. 3).
В Якутске в апреле 1986-го прошли демонстрации протеста с националистическими лозунгами, в декабре – в Алма-Ате. Начались выступления крымских татар, немцев, ингушей, балкарцев, чеченцев и т.д. Крымские татары организовали 25–27.7.1987 митинги протеста на Красной площади в Москве.
С 1988 по 1991 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло около 150 конфликтов, в 20-ти они сопровождались человеческими жертвами.

В Туве просто ненавидели русских, даже в Коми-округе Пермской области отношение к русским было негативным, приезжающих из Перми строителей пытались обмануть, в столовых им часто говорили «не понимаем», хотя прекрасно знают русский язык.

То есть: противоречие между трудом и капиталом, противостояние рабочих и советских буржуа, советских управленцев, было канализировано управленцами-буржуа в русло межнациональной розни. Несмотря на то. что расслоение по доходам в СССР было достаточно ощутимо: в Перми в 1989-м гендиректор автопредприятия получал 2500 р., водители автобусов – 800 р . (с большой переработкой), ведомственные больницы, санатории, автомашины с шоферами, спецраспределитель – тоже были у всех на виду. Кроме того, существовали богатые и бедные республики. Например, среднемесячная зарплата в СССР в 1980 г. составила 168,9 р., в РСФСР – 177,7, в Эстонии – 188,7, в Грузии, Азербайджане, Таджикистане, Белоруссии, Молдове зарплата составила в среднем 138-150 р. Но разнилась и обеспеченность республик. Так, дотации из бюджета составляли для стран Прибалтики на человека в год 1000-1200 р., Грузии и Армении – 700-800 р./чел.год, РСФСР, Украины, Белоруссии – менее 100 р./чел.год, Таджикистана и др. – еще меньше. Внутри южных республик существовали фактически баи, правили кланы, и это тоже было у всех на виду. В России, Белоруссии, Украине и Прибалтике на 10% вкладчиков сберкасс приходилось 11-15% вкладов, что свидетельствует о минимальном легальном социальном расслоении. В Грузии, Армении, Казахстане, Молдавии те же 10% контролировали 20-22% вкладов, а в Азербайджане и Средней Азии – 33-55%. Речь идет именно о легализованном капитале, причем наибольший показатель приходится на Туркмению, которая не подверглась серьезному удару в ходе кампании по борьбе с коррупцией и «нетрудовыми» доходами (Межнациональные конфликты в СССР https://valkim.livejournal.com/25390.html).
Именно это противоречие и пытались затушевать власти.

В связи с этим нелепо обвинять центральные власти в неумении сгладить национальные конфликты. Центральные власти вместе с местными властями этим конфликтам и способствовали.
Между тем, ни в Чечне, ни в Грузии широкие массы и не помышляли об отделении, в Чечне не было ни одного митинга за отделение. Интерес сесть удельными князьями проявляли лишь определенные круги республиканских элит, поддержанные элитарной интеллигенцией. Аспиранты МГУ из южных республик открыто заявляли о стремлении взять у России всё, что возможно, и отделиться. Поддерживала сепаратистские устремления в союзных республиках и русская интеллигенция.

Когда представители Прибалтики, пытаясь экспортировать «свободу», приехали в Узбекистан «будить национальное самосознание», то увидели в среде студенчества оголтелый национализм, который власти утихомирили лишь тем, что дали студентам возможность бесплатно уезжать на каникулы из Ташкента. С другой стороны, прибалты встретили полное непонимание и равнодушие в отношении демократических преобразований, программ «свободы» и т.п.

Буржуазное право на самоопределение – интерес национальной буржуазии, он прогрессивен лишь на восходящей ветви развития капитализма, которому удобнее развиваться в национальных границах, пишет Ленин. При развитом капитализме отделение реакционно, ставит перегородки между пролетариями разных наций.
Поскольку Россия в начале ХХ века была отсталой аграрной страной, где капитализм только начал развиваться, Лениным и было реализовано право на самоопределение Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии.
В противоположность этому распад СССР имел глубокие политэкономические корни.

В 80-е и даже в начале 90-х рабочих РСФСР мало интересовал национальный вопрос. На одном из митингов в Свердловске в 1989 г. группа демократов обсуждала ситуацию в Нагорном Карабахе, рядом марксисты говорили о проблемах ЖКХ. Свердловчане, несмотря на протесты интеллигенции, постепенно перетекли к марксистам, оставив демократов в одиночестве.

Когда в 1989 году начался конфликт в Приднестровье, левые, зная о зверствах молдаван в отношении жителей Приднестровья, заняли позицию Приднестровья. Наше объединение «Рабочий» собирало по заводам Урала материальную помощь, включая швеллер, трубопрокат и прочее.. Запад, в том числе западные левые, обвинил российских левых в шовинизме, якобы Россия проявляет империалистические устремления, а левые им сочувствуют.
Аналогично, поддержав самоопределение Грузии, западные левые выступили против самоопределение Абхазии и Южной Осетии, ибо – «это выгодно России». Можно было бы добавить – «и невыгодно США»,

12–14.2.1990 в Душанбе начались антиармянские митинги из-за прибытия в Таджикистан армянских беженцев из Азербайджана. Протесты быстро переросли в вооруженные столкновения и грабеж населения. Были введены войска.

Но в целом ничто не предвещало катастрофы. Левые, в том числе наш Союз коммунистов (позднее объединение «Рабочий»), даже одобрительно отнеслись к национальным движениям, поскольку враг был общий – буржуазная элита КПСС. Рабочие из Прибалтики приезжали в РСФСР и на равных участвовали в митингах, на собраниях левых. Как же левым да не придерживаться права наций на самоопределение, узаконенного Лениным и закрепленного в Конституции.

С другой стороны, еще Троцкий предсказывал распад СССР из-за неверной национальной политики, проводимой Сталиным. Действительно, Сталиным был предложен план автономизации, предполагавший усиление подчинения национальных правительств Москве. Ленин неоднократно его проваливал, как мы помним Ленин выступал за самостоятельность республиканских наркоматов. Но после его смерти Сталин всё же осуществил свой план – что не могло не вызвать негативную реакцию республиканских элит.
С другой стороны – разделяй и властвуй – Сталин проводил политику коренизации. Так, декрет 1028 г. обязывал всех чиновников, в одночасье ставших украинскими, сдавать экзамен по украинскому языку. Украинизация русских областей, а также передача верным соратником Сталина, Маленковым, Крыма Украине сказались в 2014-м году. Поэтому невозможно свести сепаратистские тенденции лишь к влиянию ЦРУ и прочих западных спецслужб.

Уже 1923-м, когда больной Ленин пребывал в Горках, Сталин в Москве сформировал правительство Грузии, когда прежнее подало в отставку.
Нужно было умудриться Нагорный Карабах заселенный в большинстве армянами (76,9% в 1989-м), передать в ведение Азербайджана, расставить на руководящие посты азербайджанцев.
Решением Кавбюро ЦК РКПб от 4.7.1921 было решено передать Нагорный Карабах Армении, однако новым решением от 5 июля он был оставлен в составе Азербайджана, правда, с предоставлением широкой областной автономии. В 1923 году из армянонаселенной части Нагорного Карабаха (без Шаумянского и части Ханларского районов, также армянонаселённых) в составе Азербайджанской ССР была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК). В 1937 году АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО). Секретарь ЦК КПб Армении Арутюнов внёс на рассмотрение ЦК ВКПб предложение о включении в состав Армянской ССР Нагорно-Карабахской области. Решение Сталина было отрицательным. Попытки поднять проблему Нагорного Карабаха перед центральными органами СССР предпринимались в 1930, 1945, 1965, 1967 и 1977 гг., но все они были подавлены.

В 20-е органы ОГПУ с согласия чеченских тейпов разоружили все чеченские вооруженные формирования, был достигнут мир. Однако именно распри внутри сталинской партийной элиты, внутри Чечено-Ингушского обкома ВКПб, привели к тому. что в 1941-1942-м в Чечне были подняты восстания, восставшие стремились выступить на стороне Гитлера.

Не успела Эстония войти в состав СССР, как течение трех недель в республике провели коллективизацию.
В 1977 г., когда Москва попыталась изменить пункты Конституции о языке в пользу русского языка, грузинские неформальные организации предъявили ультиматум, что выступят в оружием. Пункты оставили без изменения.
В 1988 г. при принятии новых законов (ст. 108, 109) ситуация повторилась. Грузия вновь праздновала победу.
В начале апреля 1989 года в виду нестабильной обстановки первый секретарь компартии Грузии Потиашвили попросил Москву ввести войска. 9 апреля войска были введены в Грузию. Уже сам приход солдат не грузинской национальности вызвал негативную реакцию местного населения.

Президент РФ несколько раз говорил о бомбе, которую Ленин заложил под СССР. Сначала он приписал Ленину сталинский план автономизации, затем – право нации на самоопределение. Это право прописано в 17-й статье сталинской Конституции.
По поводу поправки к данной статье Сталин заявил: «Я думаю, что это предложение неправильно и потому не должно быть принято Съездом. СССР есть добровольный союз равноправных союзных республик. Исключить из конституции статью о праве свободного выхода из СССР – значит нарушить добровольный характер этого союза. Можем ли мы пойти на этот шаг? Я думаю, что мы не можем и не должны идти на этот шаг. Говорят: "Но в СССР нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, и ввиду этого статья 17-я не имеет практического значения". Что у нас нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, это, конечно, верно. Но из этого вовсе не следует, что мы не должны зафиксировать в конституции право союзных республик на свободный выход из СССР. В СССР нет также такой союзной республики, которая хотела бы подавить другую союзную республику. Но из этого вовсе не следует, что из конституции СССР должна быть исключена статья, трактующая о равенстве прав союзных республик».
В 1936 г. В. Сталин, имея в виду принятие Конституции, утверждал, что создано такое государство, распад которого невозможен, т. к. выход одной его части ведет к гибели всех. Роль Кассандры ему явно не удалась. Тем не менее, с 1930-х годов национальный вопрос в ВКПб считался решенным и особо не обсуждался.

В РСФСР широкие массы еще не знали, не могли знать, что в 70-е в Грузии, Литве, Латвии, Эстонии шли митинги под лозунгами: «Русские, убирайтесь вон!» В 1989-м еще не было известно, что так называемые саперные лопатки в Тбилиси – пропагандистский миф. Еще не было известно, что к созданию русских националистических организаций, «Память», общество трезвости (ВДОБТ) и РНЕ, приложили руку «интернациональные» КГБ и ВЛКСМ. И если еврейский вопрос не был праздным лишь в Новосибирском университете, МГУ или институте им. Ландау, кто мог подумать в 90-е, что еврейский национализм приобретет такой размах после 1991-го и в 2014-м. Казалось бы, республики жили спокойно.

Изначально Молдавия входила в состав русского государства, жители Молдавии говорили на старославянском. В 1812 году по договору с Турцией Бессарабия, восточная часть Румынии, вернулась к Россию. В 1854 г. в Молдавии была закрыта последняя молдавская школа. В 1918 г. Румыния оккупировала Молдавию. В 1945-м республика вернулась в состав СССР. (Румынии в обмен подарили Трансильванию с венгерским населением, и румыны начали дискредитировать венгров.) Затем Сталин отдал молдавские Черновцы и некоторые другие области Украине. К 1986 г. в Кишиневе проживало 70% русских, из 120 школ столицы – 6 молдавских, 26 русско-молдавских, остальные – русские. Разумеется, в виду товарно-денежных отношений родители не стремились отдать детей в молдавские школы, русский язык – язык производства и товарооборота. Тем не менее, русский говор в Молдавии вызывал у населения раздражение.
С перестройкой в Молдавии воцарился антирусский национализм с гитлеровским оттенком.

Армения изначально была ориентирована на Россию. Однако, если в конфликте с Азербайджаном население России было на стороне Еревана, то попытки найти практическую помощь в России наталкивались на стену равнодушия. Российские левые фактически проигнорировали запросы представителей Армении и на учредительной конференции Уральского народного фронта в Свердловске в июле 1988-го, и в 1989-м в Москве на одном из собраний Социалистической партии.

Попытки Союза коммунистов на различных конференциях в Москве помирить враждующие стороны, Азербайджанский народный фронт и АОД, казалось, имели успех – при разговорах с каждой стороной по отдельности. Но как только стороны сводили вместе – все предыдущие усилия шли насмарку.

Прививку от абстрактного отношения к праву на самоопределение левым сделали либеральные демократы. Из вчерашних милых собеседников-оппонентов они постепенно превращались во врагов. Уже в конце 1989 г. национальный вопрос был отодвинут левыми на десятое место, как и критика политика Сталина. Союз коммунистов за семь лет существования ограничился двумя небольшими статьями по национальной теме малыми тиражами. Третья статья о Чечне, довольно обширная, написанная в 1994-м, носила обзорный характер, ее на заводах зачитывали до дыр. На международной конференции в 1995 г. в Пермском университете пермская ячейка «Рабочего» не поддержала резолюцию о праве Чечни на самоопределение, высказав особое мнение.

Разве могли знать рабочие РСФСР, что еще с середины 60-х начали возмущаться турки-месхетинцы, которых депортировали из Грузии, курды, которых в 1937-м депортировали из Армении и Азербайджана, немцы, крымские татары.
7.10.1981 произошли столкновения в г. Удомля между строителями Калининской АЭС – русскими и азербайджанцами. Азербайджанцы избили русских, но затем получили отпор. Тогда они «мобилизовали» солдат-азербайджанцев соседнего стройбата. Около 30 солдат устроили погром в общежитии строителей, ранив 10 рабочих. В столкновении было ранено и 4 солдата – рабочие сопротивлялись.
В 1984-1986 гг. в Северной Осетии прошло более ста националистических проявлений выступлений, с убийствами и избиения осетинами и ингушами друг друга, осквернением кладбищ, хулиганскими актами. Однако события в Ингушетии в 1973-м, выступления осетин в Орджоникидзе в 1981-м, чечено-ингушский конфликт – всё воспринималось как случайное, отдельное, вполне регулируемое.

Даже в 1990-м году настроения на Украине не вызывали опасений, летом в Донецке проходил съезд рабочих движений, он значил для Украины гораздо больше, чем малочисленные митинги РУХа.
Никому и в голову не могло прийти, что в 1991-1992-м чеченцы устроят кровавую резню, будут убиты десятки тысяч русских жителей, детей, женщин, стариков, сотни тысяч будут вынуждены бросить всё и бежать. Никто представить себе не мог, чтобы в России долгие годы слышалось угрожающее «аллах акбар», площади в Москве - порой забиты до отказа подъятыми к небу задницами, в Прибалтике русские станут гражданами второго сорта, их назовут оккупантами, в Таджикистане в 1992-1997-м грянет гражданская война, погибнут более 60 000 чел., около 1 млн станут беженцами, грузины в 2008-м, чтобы спровоцировать Россию, будут забрасывать гранатами подвалы Цхинвали, где укрылись дети. женщины, старики, а в 2014-м фашисты-бандеровцы будут скакать в Киеве под кричалку: «Жидов и москалей на гиляку».
Никто не подозревал, что трое человек соберутся в Беловежье – и страны не станет.

Если вчера в виду гигантской миграции из южных республик были созданы (под опекой властей!) националистические организации типа ДПНИ и т.д., то позавчера, с 1979 по 1988 гг., массированная миграция в РСФСР осталась практически незамеченной. Численность молдаван в РСФСР увеличилась на 69% против 10,5% в своей республике, грузин и армян – на 46% (в своих республиках – на 10,3 и 13,2%), азербайджанцев – в 2,2 раза (24%), узбеков и туркмен – в 1,8 раза (34%), киргизов – в 2,9 раза (33%), таджиков – в 2,1 раза (46%).
 ((Межнациональные конфликты в СССР https://valkim.livejournal.com/25390.html).
Реакция была только в крупных центрах, «пристрелянных», т.е. используемых властями. Например, в Свердловске националисты вывесили огромный плакат с изображение торгаша-армянина с кривыми носом и пальцами.

Утверждают, что якобы Горбачев развалил СССР (с мечом-кладенцом), иные считают, что страну якобы развалил Ельцин в Беловежье.
Беловежские соглашения были всего лишь юридическим завершением процесса, начавшегося в середине 80-х, когда снизились темпы роста экономики, когда плановые рычаги стали проворачиваться, а главное – когда в законе о госпредприятии был легализован старый советский буржуазный заводской сепаратизм. Когда между заводами стали рваться устойчивые технологические цепочки, и заводы-потребители прекратили выпуск продукции. Заводы на Украине нашли более выгодных заказчиков и поставщиков – и в России закрылись их прежние партнеры. Это произошло задолго до Беловежского сговора.

Подробнее см. мою статью «Распад СССР» здесь: http://shtirner.ru/stati/ , в списке.

Борис Ихлов, 19.2.2020


Рецензии